- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Я учусь составлять проекты
Программа внеурочной деятельности Я учусь составлять проекты
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бутина Е.А. |
Дата | 06.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка»
Смидовичский район ЕАО
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я учусь составлять проекты»
для 1 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Бутина Елена Андреевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
- Письмо областного «Института повышения квалификации педагогических работников» от 03.05.2012 года «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе».
В результате итоговой диагностики, проведённой в конце подготовительных курсов «Малышок» по программе «Моя дошкольная программа», в 2013-2014 учебном году необходимо уделить особое внимание на развитие способностей учащихся, умению самостоятельных поисков решения задач и способность к сосредоточенности, на умение самостоятельных исследований, развитие творческих способностей, концентрацию и распределение внимания, слабо развита наблюдательность детей, сообразительность, умение общаться, поэтому считаю целесообразным включить во внеурочную деятельность - кружок «Я учусь составлять проекты». Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Перспективность курса привлечение к работе разных категорий участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создание условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развитие творческих способностей, возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей Возрастная группа учащихся, на которых ориентирована данная программа 7-8 лет. Объем часов составляет 33 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 35 минут. Цель: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Задачи:
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
- формировать представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- формировать коммуникативные навыки (партнерское общение);
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
-Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
-Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
-Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- Создавать рисунки в графическом редакторе;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Примерное содержание занятий
Дата проведения
Раздел 1: « Всезнайка».
1
Что такое проект?
Познакомить детей с новым понятием - проект. Объяснить как составляется проект.
04.10.2013
2
Что такое проблема?
Побеседовать и узнать у детей, что они знают о проблеме, что такое проблема? Дать понятие проблемы и на примере показать, что такое проблема.
11.10.2013
3
Как мы познаем мир?
Узнать у детей с помощью чего они познают мир(источники)? Просмотр видеофильма «Наша планета».
18.10.2013
4-5
Школа «Почемучек»
Разгадывание загадок. Поход в школьную библиотеку.
25.10.2013-01.11.2013
6-7
Наши меньшие друзья
Игра Пантомима «Кто это»?(покажи животное). Чтение и слушание рассказов о животных. Зарисовка любимого животного.
08.11.2013-15.11.2013
8-9
Источники информации
Поговорить с детьми обо всех источниках информации, которые нас окружают.
22.11.2013-29.11.2013
Раздел 2 « Наши проекты».
10-11
Любимое число Провести беседу какое у каждого ребенка любимое число и почему. Предложить составить проект с любимым числом от 1 до 10.
06.12.2013-13.12.2013
12-14
Алфавит
Побеседовать с детьми об их любимой букве и составить с ней проект. Чтение стихотворения про буквы.
20.12.2013-10.01.2014
15-16
Почему мы любим встречать новый год?
Послушать ответы детей почему они любят новый год. Просмотреть презентацию нового года.
17.01.2014
17-19
Игры наших дедушек и бабушек
Послушать рассказы детей о любимых играх их бабушек и дедушек. Проиграть некоторые игры.
24.01.2014
31.01.2014
07.02.2014
20-23
Наши растения
Показать учащимся растения ЕАО и посмотреть есть ли такие растения на пришкольном участке.
14.02.2014
21.02.2014
28.02.2014
07.03.2014
24-25
Геометрические фигуры
Спросить детей какая геометрическая фигура им нравится и почему? Посмотреть и проанализировать проекты.
14.03.2014
21.03.2014
26-31
Сказки
Провести беседу о том, что сказки бывают народные и авторские, развести эти понятия. Составить список народных и авторских сказок по их проектам.
04.04.2014
11.04.2014
18.04.2014
25.04.2014
02.05.2014
16.05.2014
32
Что мы узнали и чему научились за год
Уточнить у детей, что нового они узнали и чему научились за время прохождения данного курса.
23.05.2014
33
Обобщение и закрепление изученного.
Проанализировать работы детей, которые им понравились больше всего.
30.05.2014
Содержание плана работы кружка "Я учусь составлять проекты" 1класс Всего 33ч. Теория - 9ч. Практика-24ч. Раздел «Всезнайка» 9ч. 1.Что такое проект? (Теория. Беседа. Знакомство с новым понятием). 2.Что такое проблема? (Теория. Дискуссия ). 3.Как мы познаем мир? (Теория. Видеофильм «Наша планета»). 4-5.Школа «Почемучек» ( Теория. Игра «Брей - Ринг»; разгадывание загадок). 6 - 7. Наши меньшие друзья.( Теория. Чтение рассказов о животных). 8-9. Источники информации (Теория. Беседа «Откуда берется информация?» Раздел « Наши проекты» 24 ч. 10-11. Любимое число (Практика. Составление проекта чисел о 1 до 10). 12-14. Алфавит (Практика. Составление проекта «33 родных сестрицы»). 15-16. Почему мы любим встречать новый год. (Практика. Проект «Новогодняя открытка», проект «Новогодняя игрушка»). 17-19. Игры наших дедушек и бабушек (Проект « Русские забавы»). 20-23. Наши растения (Проект « Растения ЕАО»). 24-25.Геометрические фигуры (Проект « Любимая геометрическая фигура»). 26-31. Сказки (Проект « Народные сказки», проект « Авторские сказки»). 32. Что мы узнали и чему научились за год ( Проект « Моя лучшая работа»). 33. Обобщение и закрепление изученного (игра « Что ? Где? Когда?»).
Ожидаемые результаты реализации программы: - приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Информационно- методическое обеспечение:
Литература для учителя
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Для учащихся:
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
- Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1992
- Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. - М.: Детская литература , 1984