Программа внеурочной деятельности Я учусь составлять проекты

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка»

Смидовичский район ЕАО





Рабочая программа внеурочной деятельности


«Я учусь составлять проекты»

для 1 класса


на 2013-2014 учебный год





Составитель: Бутина Елена Андреевна,

учитель начальных классов
























Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
  • Письмо областного «Института повышения квалификации педагогических работников» от 03.05.2012 года «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе».
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления.

В результате итоговой диагностики, проведённой в конце подготовительных курсов «Малышок» по программе «Моя дошкольная программа», в 2013-2014 учебном году необходимо уделить особое внимание на развитие способностей учащихся, умению самостоятельных поисков решения задач и способность к сосредоточенности, на умение самостоятельных исследований, развитие творческих способностей, концентрацию и распределение внимания, слабо развита наблюдательность детей, сообразительность, умение общаться, поэтому считаю целесообразным включить во внеурочную деятельность - кружок «Я учусь составлять проекты». Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Перспективность курса привлечение к работе разных категорий участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создание условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развитие творческих способностей, возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей Возрастная группа учащихся, на которых ориентирована данная программа 7-8 лет. Объем часов составляет 33 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 35 минут. Цель: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Задачи:

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

  • формировать представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • формировать коммуникативные навыки (партнерское общение);
Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, соревнований, реализации проектов и т.д. Методы работы: Исследование; Взаимодействие; Поощрение; Наблюдение; Индивидуальная работа; Работа в парах, группах; Игра.

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

-Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

-Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

-Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

- Умение находить несколько вариантов решения проблемы

- Умение устанавливать причинно-следственные связи

- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

- Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;

- Создавать рисунки в графическом редакторе;

- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;

- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Примерное содержание занятий

Дата проведения

Раздел 1: « Всезнайка».

1

Что такое проект?

Познакомить детей с новым понятием - проект. Объяснить как составляется проект.

04.10.2013

2

Что такое проблема?

Побеседовать и узнать у детей, что они знают о проблеме, что такое проблема? Дать понятие проблемы и на примере показать, что такое проблема.

11.10.2013

3

Как мы познаем мир?

Узнать у детей с помощью чего они познают мир(источники)? Просмотр видеофильма «Наша планета».

18.10.2013

4-5

Школа «Почемучек»

Разгадывание загадок. Поход в школьную библиотеку.

25.10.2013-01.11.2013

6-7

Наши меньшие друзья

Игра Пантомима «Кто это»?(покажи животное). Чтение и слушание рассказов о животных. Зарисовка любимого животного.

08.11.2013-15.11.2013

8-9

Источники информации

Поговорить с детьми обо всех источниках информации, которые нас окружают.

22.11.2013-29.11.2013

Раздел 2 « Наши проекты».

10-11

Любимое число Провести беседу какое у каждого ребенка любимое число и почему. Предложить составить проект с любимым числом от 1 до 10.

06.12.2013-13.12.2013

12-14

Алфавит

Побеседовать с детьми об их любимой букве и составить с ней проект. Чтение стихотворения про буквы.

20.12.2013-10.01.2014

15-16

Почему мы любим встречать новый год?

Послушать ответы детей почему они любят новый год. Просмотреть презентацию нового года.

17.01.2014

17-19

Игры наших дедушек и бабушек

Послушать рассказы детей о любимых играх их бабушек и дедушек. Проиграть некоторые игры.

24.01.2014

31.01.2014

07.02.2014

20-23

Наши растения

Показать учащимся растения ЕАО и посмотреть есть ли такие растения на пришкольном участке.

14.02.2014

21.02.2014

28.02.2014

07.03.2014

24-25

Геометрические фигуры

Спросить детей какая геометрическая фигура им нравится и почему? Посмотреть и проанализировать проекты.

14.03.2014

21.03.2014

26-31

Сказки

Провести беседу о том, что сказки бывают народные и авторские, развести эти понятия. Составить список народных и авторских сказок по их проектам.

04.04.2014

11.04.2014

18.04.2014

25.04.2014

02.05.2014

16.05.2014

32

Что мы узнали и чему научились за год

Уточнить у детей, что нового они узнали и чему научились за время прохождения данного курса.

23.05.2014

33

Обобщение и закрепление изученного.

Проанализировать работы детей, которые им понравились больше всего.

30.05.2014

Содержание плана работы кружка "Я учусь составлять проекты" 1класс Всего 33ч. Теория - 9ч. Практика-24ч. Раздел «Всезнайка» 9ч. 1.Что такое проект? (Теория. Беседа. Знакомство с новым понятием). 2.Что такое проблема? (Теория. Дискуссия ). 3.Как мы познаем мир? (Теория. Видеофильм «Наша планета»). 4-5.Школа «Почемучек» ( Теория. Игра «Брей - Ринг»; разгадывание загадок). 6 - 7. Наши меньшие друзья.( Теория. Чтение рассказов о животных). 8-9. Источники информации (Теория. Беседа «Откуда берется информация?» Раздел « Наши проекты» 24 ч. 10-11. Любимое число (Практика. Составление проекта чисел о 1 до 10). 12-14. Алфавит (Практика. Составление проекта «33 родных сестрицы»). 15-16. Почему мы любим встречать новый год. (Практика. Проект «Новогодняя открытка», проект «Новогодняя игрушка»). 17-19. Игры наших дедушек и бабушек (Проект « Русские забавы»). 20-23. Наши растения (Проект « Растения ЕАО»). 24-25.Геометрические фигуры (Проект « Любимая геометрическая фигура»). 26-31. Сказки (Проект « Народные сказки», проект « Авторские сказки»). 32. Что мы узнали и чему научились за год ( Проект « Моя лучшая работа»). 33. Обобщение и закрепление изученного (игра « Что ? Где? Когда?»).



Ожидаемые результаты реализации программы: - приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


Информационно- методическое обеспечение:

Литература для учителя

  1. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
  2. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

Для учащихся:

  1. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  3. Интернет - ресурсы
  4. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1992
  5. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. - М.: Детская литература , 1984

© 2010-2022