- Преподавателю
- Начальные классы
- «Самостоятельная работа на уроках – как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
«Самостоятельная работа на уроках – как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сливка Т.Н. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Тема опыта: «Самостоятельная работа на уроках в начальных классах - как средство активизации познавательной деятельности учащихся» Автор опыта: Сливка Татьяна Николаевна, учитель начальных классов Место функционирования опыта: Краснодарский край. Северский район, пгт Ильский, МБОУ СОШ № 16 Степень новизны: Проблемно-поисковый Технологические сведения об опыте: Опыт, который я использую в системе учебно-воспитательной работы «Самостоятельная работа на уроках - как средство активизации познавательной деятельности учащихся» изучается давно. Основан опыт на проблемно-поисковом методе. Изучая методическую литературу, работу других педагогов пришла к выводу, что подлинные знания и навыки приобретаются только в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировкам правил, выводов, заданий учебника. К.Д. Ушинский считал внимание и самостоятельность единственной дверью, через которую впечатления входят в душу ребенка. Проанализировав методическую литературу, опыты других педагогов, свою работу, пришла к выводу, что пробудить у детей интерес к изучаемым предметам можно только, если накапливать систематически, вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание и любознательность каждого ученика. Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы, происходит на основе знаний приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин. Важнейшим показателем продуктивности учения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся. «Самодеятельность нужна ребенку, чтобы познать самого себя, испытать свои силы, развить свои способности» Действительно, суть самодеятельности следует искать в систематике слов - «сам делаю, собственно моя деятельность» Значит, самодеятельность есть деятельность по собственному почину, личной инициативе, а это предполагает самовыражение личности, является средством ее самореализации. Наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребенка к самодеятельности является возраст 6-10 лет. Этот возраст содержит большие потенциальные возможности для полноценного разностороннего развития. Эффективность развития самодеятельности у детей этого возраста обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием педагогов и родителей с детьми на основе индивидуального подхода. При этом необходимыми условиями выступают: 1. учет индивидуального своеобразия и возможностей ребенка; 2. безоценочное восприятие маленького человека; 3. актуализация потребности младшего школьника в игре; 4. подбор и разнообразие видов деятельности; 5. занятий и увлечений для испытания им своих возможностей; 6. стимулирования творческого самовыражения ребенка; 7. обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребенком видов занятий; 8. система согласованных требований и ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы. Данные условия определяют методику работы учителя по воспитанию учеников и развитию их самодеятельности. Этапы работы следующие: - Изучение детских интересов, возможностей и первичных потребностей;
- Постановка каждого ребенка в позицию творческого субъекта жизни классного коллектива и социальной среды, в которой он живет;
- Включение детей в игровую деятельность с целью реализации испытания ими своих возможностей;
- расширение межличностного общения;
- Предоставление ребенку возможности активной самостоятельной деятельности;
- Преобразования и усложнения самостоятельной деятельности.
- потребностью в знаниях;
- умению самостоятельно мыслить,
- способностью ориентироваться в новой ситуации,
- стремлением найти свой подход к новой задаче,
- желание глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания,
- критическим подходом к изучаемому материалу,
- к суждениям других людей,
- способностью высказать свою точку зрения независимую от других.
- проведение самостоятельных наблюдений;
- самостоятельное использование учебника для приобретения новых знаний;
- активная мыслительная деятельность и использование имеющихся знаний в беседе.
- повысился интерес к урокам, через занимательные задания и познавательные игры
- использование разнообразных форм деятельности учащихся:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- самостоятельная
- групповая
- формирование прочных навыков на уроках
- основные понятия дети усваивают прочно и умеют определять по характерным признакам
- важная задача - помочь детям поверить в свои возможности и способности
- формы учебных занятий:
- уроки-сказки
- уроки-экскурсии
- уроки-путешествия
- уроки-игры
- формы внеурочных занятий:
- утренники
- праздники
- КВН
- кружки
- Формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальная
- Фронтальная
- Самостоятельная
- Приемы организации деятельности учащихся:
- учебник
- дополнительная литература
- таблицы
- наглядные пособия
- блок-схемы
- опорными схемами
- мультимедиа
- презентации к урокам
- логические игры
- тестовые оболочки
- ресурсы Интернет
- Приемы стимулирующей деятельности:
- Занимательность
- Наглядность
- Проблемность
- Дидактические игры
- Приемы контроля:
- Самоконтроль
- Взаимоконтроль
- Тестирование
- Письменный контроль
- Устный контроль
- Результативность опыта:
- Творческий подход к решению учебно-воспитательных задач
- Дифференцированный подход к каждому ученику обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания)
- Продумывание каждого этапа урока
- Применяю на практике разнообразные методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся:
- Игровая деятельность
- Занимательные задания
- Нестандартные уроки
- Учебно-познавательные фрагменты сказок (применение интерактивной доски)
- Презентации по темам
- Просмотр мультфильмов по темам
Все это способствует появлению устойчивого интереса к урокам, тем самым повышая их эффективность. Применение самостоятельной работы, как метода обучения поможет сделать процесс обучения увлекательным и понятным.