Урок ОРКСЭ Нравственные идеалы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Илирская средняя общеобразовательная школа №1»



Курс ОРКиСЭ

Модуль «Основы светской этики»

Урок № 23

Тема «Наши нравственные идеалы на примере русских богатырей»

4 класс



Подготовила: Панова Ирина Владимировна,

зам. по УВР, учитель ОРК и СЭ

Илир

2013

Пояснительная записка.

Данный урок является составляющим комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики» и имеет большую значимость для формирования и развития духовно - нравственной культуры учащихся.

Этические знания человек получает и осваивает с детства. В школьном возрасте ребенок должен учиться оценивать с нравственных позиций как свое поведение, слова и поступки, так и тех, кто находится рядом (сверстников, взрослых). Часто ребенок нуждается в направляющей помощи учителя, чтобы понять и оценить то, что происходит в окружающем его мире.

В современном обществе часто на первый план выдвигаются политические и экономические задачи, поэтому ценность и актуальность представленной методической разработки в том, что она полностью соответствует тем целям и задачам, которые ставит перед собой весь курс «Основы светской этики» - это развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, толерантности, формирование потребности в культурном поведении, укрепление моральных качеств личности.

Данный урок полностью отражает системно - деятельностный подход в обучении, который является основой новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Дети получают не только теоретические знания о моральных нормах и правилах, а в коллективной деятельности происходит осознание необходимости следовать им в своей жизни. Раскрытие значений морально-нравственных понятий обогащает духовный мир учащихся, развивает все мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез), учит совместно находить решение проблемы, развивает речевые качества детей.

Моральные нормы и оценки запечатлены в русском народном творчестве (пословицах, поговорках, сказках, былинах и т.д.). Они составляют моральный опыт народа и человечества в целом. Данная методическая разработка учитывает психологические особенности детей, так как в этом возрасте учащиеся лучше воспринимают информацию, опираясь на известные знания, личный опыт. На данном уроке важнейшее понятие «нравственный идеал» рассматривается на примере любимых и понятных героев - русских богатырей. Учащиеся переносят их качества на современного человека, что делает занятие не оторванным от действительности, а актуальным и значимым.

Цели методической разработки: в групповой работе сформировать понятие о нравственных идеалах и ценностях современного человека; выработать правила чести на основе характеристики литературных героев; воспитывать чувства любви и гордости к Родине.

Методы и формы работы, используемые на уроке:

  • Дискуссия

  • Исследование

  • Проектирование

  • Беседа

  • Ролевая игра

Конечный образовательный продукт:

коллективный проект «Правила чести современного человека».

Предмет: «Основы светской этики».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Предметные

Метапредметные

Личностные

В групповой работе сформировать понятие о нравственных идеалах и ценностях современного человека; выработать правила чести на основе характеристики литературных героев; учить работать с текстом и дополнительной литературой

Учить сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективный способ достижения результата; учить эффективному использованию речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий, овладевать навыками смыслового чтения.

Формировать основы гражданской идентичности, развивать самосознание и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; развивать доброжелательность и эмоционально - нравственную отзывчивость, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, музыкальный ряд, печатные материалы к заданиям, словари, плакат для проекта.

Содержание урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку, устанавливает благоприятную психологическую атмосферу в классе.

Распределяются на 2 группы, каждый проверяет свою готовность к уроку, настраиваются на коллективную деятельность.

Самоконтроль, умение следовать требованиям учителя;организованность, ответственность.

Мотивация учебной деятельности.

-Закройте, ребята, глаза и представьте картины, возникающие в вашем воображении.

Звучит музыка, учитель читает отрывок из литературного произведения(Приложение 1).

- Отрывок из какого произведения прочитан?

- Какие картины нарисовали в своем воображении? Что вам в этом помогло?

- Какое настроение создает музыка в сочетании с прочитанным произведением?

- Что вы знаете о былинах? (Слайд 1)

-Кто является героями былины?

- Каких богатырей вы знаете? (Слайд 2)

- Рассмотрим богатырей на картине В. Васнецова (Слайд 3)

Ролевая игра «Богатыри».

- А знаете ли вы, что прообразы богатырей существовали на самом деле?

Закрывают глаза, слушают музыку и отрывок из произведения.

Беседа по вопросам учителя.

Словесное рисование.

Доклад учащегося «Как появились былины» (Приложение 2).

Отвечают на вопрос учителя.

Называют имена героев на картине

Работа в группах.

Каждая группа получает задание (Приложение 3). Рассматривая картину В. Васнецова, составить рассказ от имени богатыря и представить всему классу

Доклад учащегося на тему «Прообразы русских богатырей» (Приложение 4).

Умения рассуждать, анализировать, делать выводы на основе услышанного; взаимодействовать в группе; выступать с докладом.

Сообщение темы, постановка целей

Учитель сообщает тему занятия «Наши нравственные идеалы на примере русских богатырей» (Слайд 4) и просит учащихся разъяснить, о чем пойдет речь на уроке.

- Какие трудности возникли при объяснении темы?

- Какие понятия в названии темы требуют разъяснения?

- Давайте воспользуемся словарем С. И. Ожегова и найдем определение понятий «нравственный» и «идеал».

Учитель подводит учащихся к объяснению формулировки темы как «Стремление быть похожим на того, кто является примером своим высоким нравственным поведением»

- О ком будем говорить на уроке? (о людях, которые являются примером своей высокой нравственности)

- Кого возьмем примером высокой нравственности?

-Итогом нашего занятия будет создание коллективного проекта «Правила чести современного человека».

Пытаются разъяснить тему урока.

Объясняют трудности.

Работа в группах.

Находят в словаре определение понятий

«нравственный» - соответствующий этическим нормам, правилам поведения

«идеал» - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений

(Слайд 5).

Умение формулировать цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение работать с текстом; взаимодействовать в группе.

Учебно - познавательная деятельность по теме урока

1. Учитель предлагает в группах закончить предложение «Мы считаем, что русские богатыри по праву являются нравственными идеалами, потому что…», выбрав из предложенных нравственных качеств те, которые присущи этим литературным героям и доказать свое мнение примерами из известных им былин (Приложение 5).

2.Учитель предлагает учащимся объяснить значение выделенного слова в высказывании

Богатыри - патриоты своей Родины (Слайд 6)и на примерах доказать его правильность.

3.

- Приведите примеры людей в современном мире, кого бы вы могли назвать патриотом своей Родины и объясните почему.

-Любовь к Родине во все времена считалась высшей ценностью, об этом в русском народном творчестве создано огромное количество произведений различных жанров. Попробуйте собрать пословицы и объяснить их смысл (Приложение 6).

Учитель предлагает найти в учебнике на стр. 51 правила честного поединка и прочитать (Слайд 7)

- Есть ли среди этих правил, те которым нужно следовать и в современном мире?

- Попробуем их перефразировать и составить «Правила чести современного человека» (Приложение 7).

- Ребята, как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»? Какого человека в современном мире можно назвать богатырем?

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что богатырь - это не только очень сильный человек, но в первую очередь носитель высоких нравственных качеств (Слайд 9).

-Послушаем сообщения ребят о наших русских героях, людях сильных духом, которые могут служить примером высоких этических и нравственных качеств (Приложение 7) (Слайды 10-14)

- Во время Великой Отечественной войны на плакатах часто изображался богатырь (Слайд 15). Порассуждайте в группах, почему был взят именно этот герой?

Работа в группах.

Привести примеры и аргументировать свой ответ



Разъясняют, аргументируют

Приводят примеры, ведут дискуссию

Работа с пословицами в группах и представление результатов своей работы.

Работа с учебником



Работа в группах.

К каждому правилу честного поединка подбирают правило чести современного человека. Создание коллективного проекта (Слайд 8).

Дискуссия



Выступления с сообщениями.

Работа в группах. Представление результатов своих рассуждений.

Умение раскрывать смысл незнакомых понятий, работая с текстом и дополнительной литературой; эффективно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий; навыки смыслового чтения; умение взаимодействовать в группе.

Домашнее задание

1. Рассказать родителям о том, что услышали и узнали на уроке.

2.Подготовитьсочинение - рассуждение «Не перевелись еще богатыри!» (Слайд 16) (Приложения 8).

Умение применять полученные знания для выполнения самостоятельного задания

Рефлексия

Учитель предлагает заполнить карту рефлексии урока (Приложение 9).

- А урок мы закончим стихотворением Никитина (Приложение 10).

- О чем это стихотворение?

- Чем оно похоже на былину?

- О каких нравственных качествах человека в нем говорится?

- Какие пожелания друг другу вы хотели бы дать после нашего урока?

- Спасибо вам за урок. До скорой встречи.

Заполнение карты и ее озвучивание

Чтение стихотворения учащимся

Отвечают на вопросы учителя.

Умения анализировать полученную информацию, делать выводы.

Используемая литература.

  1. Данилюк А.Я. «Основы светской этики». Учебник для 4-5 классов. Изд-во «Просвещение». Москва, 2012.

  2. Школьная энциклопедия «История России». Изд-во «Олма - пресс». Москва, 2003.

  3. Энциклопедия «Всемирная история». Изд-во «Олма - медиа». Москва, 2006.

  4. Кизимова Т.В. «Мир литературы». Изд-во «Про - пресс», 2009.

  5. Интернет - сайт «Википедия».



Приложение 1.

Былина.

Из того лито из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутреню во Муромли,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев- град,
Да и подъехал он ко славному ко городу
к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнаното силушки чернымчерно,
А и чернымчерно, как черна ворона;
Так пехотою никто тут не похаживат,
На добром кони никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как сталто эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую.

Приложение 2.

Доклад «Как создавались былины».

Эти удивительные песни-сказания народ создал в незапамятные времена и они переходили из уст в уста, от поколения в поколение. В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место, но авторы былин переделывали быль по-своему, разукрашивая и преувеличивая. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.

Долгое время былины не были записанными, пока ими не заинтересовались известные учёные Павел Николаевич Рыбников (1832-1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831-1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин.

Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет).

Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами: силой и молодостью. Хотя в былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит «обременённый летами», а только возмужалый, опытный в военном деле.

Приложение 3.

Задания для групп.

  1. Опишите внешний вид богатыря, его оружие.

  2. Какие подвиги совершали богатыри?



Приложение 4.

Доклад «Прообразы богатырей».

Прообразом былинного персонажа Ильи Муромца часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский.

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря (1) января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали, вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног.

Теория тождества былинного богатыря с иноком - Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина. Часть мощей Ильи - Средний палец левой руки, находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

АЛЕША ПОПОВИЧ

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. В. В. Иванов и В. Н. Топоров отмечают характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.

В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». И тогда по рукописям Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича - деревня Селище Ростовского района Ярославской области.

Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован[4] и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Приложение 5.

Задание для групп.

Закончить фразу.

Мы считаем, что русские богатыри по праву являются нравственными идеалами, потому что……

Мужественные

Решительные

Слабые

Смелые

Верные

Справедливые

Коварные

Честные

Достойные уважения

Эгоистичные

Приложение 6.

Задание группам.

Собрать пословицы.





НА ЧУЖБИНЕ РОДНАЯ ЗЕМЛИЦА И В ГОРСТИ МИЛА

РОДИНА - МАТЬ ВО СНЕ СНИТСЯ

СВОЯ ЗЕМЛЯ УМЕЙ ЗА НЕЕ ПОСТОЯТЬ



Приложение 7.

Правила чести современного человека.

Умей постоять за себя, но всегда уважай других!

Не обижай слабых!

Будь честным!

Будь верен слову, клятве, товарищам!

Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе!

Приложение 8.

«Ру́сские Ви́тязи»

Авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Обладатель ряда мировых рекордов. Была сформирована 5 апреля 1991 года на базе 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского авиационного полка. Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ.

Уникальность группы состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса «тяжёлый истребитель», а также в том, что истребители являются серийными образцами. Группа является неизменным участником всех российских и многих зарубежных авиасалонов.



Ю́рий Алексе́евич Гага́рин

Советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель Восток с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе, Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики.

ВАЛЕНТИН ДИКУЛЬ

В девять лет увлёкся цирком, помогал ставить цирковой шатер, чистить манеж, присматривать за животными, подметать, мыл полы.Занимался гимнастикой, борьбой, поднятием тяжестей, эквилибром, акробатикой, жонглированием, придумывал трюки и фокусы. Записался в цирковой кружок в каунасском клубе.

В 1962 году Валентину шел пятнадцатый год, когда он начал исполнять свой первый номер воздушной гимнастики в Дворце спорта на высоте 13 метров. Неожиданно лопнула стальная перекладина, к которой крепилась страховка. Валентин Дикуль упал. Неделю находился в реанимации городской клинической больницы. Его ноги не двигались, и Валентин должен был провести оставшуюся часть жизни в инвалидной коляске.

Дикуль стал тренироваться. Поднимал предметы, растягивал резиновый жгут, отжимался. Он занимался по 5-6 часов в день, но ноги не действовали. Терпя боль в позвоночнике и усталость, он выполнял силовые упражнения и изучал медицинскую литературу о позвоночнике, собирая необходимую информацию. Доктора упрашивали его прекратить тратить впустую время и усилия, объяснив, что успех невозможен. Но он продолжал заниматься до полного истощения. Через восемь месяцев его выписали из больницы с инвалидностью первой группы. Ему исполнилось шестнадцать, когда он поехал на инвалидной коляске в Дворец культуры профсоюзов. Дикуль был назначен руководителем самодеятельного циркового кружка, объяснял трюки молодым ребятам. С помощью неимоверной силы воли изо дня в день он занимался. Ежедневно до изнеможения передвигался по залу на костылях как на ручных ходулях, от напряжения сводило руки, спину и шею.

Через пять лет Дикуль почувствовал работу мышц бедра При уколе иголкой он начал чувствовать боль, что свидетельствовало о том, что спинной мозг начал восстанавливаться. Ещё через две недели он смог ходить с помощью двух палочек.

В 1988 году был открыт «Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича» - центр Дикуля. В последующие годы в одной только Москве открылось ещё 3 центра В. И. Дикуля. Затем под научным руководством Валентина Ивановича появился ряд реабилитационных клиник по всей России, Германии, Польше, Америке и т. д.

До сих пор Валентин Дикуль консультирует пациентов в своих центрах, воодушевляет своим примером людей на занятия в реабилитационных залах после серьёзных травм.

Гео́ргий Константи́нович Жу́ков

Советский военачальник, Маршал Советского Союза (1943), министр обороны СССР (1955-1957).

Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. Его называли «Маршал победы». Все надежды на победу в Великой отечественной войне были связаны с именем этого человека.

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (1916 - 2001 г.)

Лётчик-ас, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь - после ранения.

Маресьев - прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Приложение 9.

Карта рефлексии урока.

Что нового узнал на уроке?

Что удивило?

Что больше всего понравилось?

Чему тебя научил урок?

Приложение 10.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В крае царственном развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой , громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!



© 2010-2022