Литературное чтение (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Литературное чтение Тема: «Жизнь дана на добрые дела» урок внеклассного чтения по рассказам В.А.Осеевой Цель: раскрыть идейное содержание произведений В.А. Осеевой Задачи: - активизировать и обобщить знания учащихся об общечеловеческих ценностях; - формировать интерес к чтению, умение давать оценку поступкам героев; - совершенствовать навыки выразительного чтения; - развивать мышление, память; - воспитывать умение выражать любовь, дарить тепло и доброту. Оборудование: портрет В.А. Осеевой, книжная выставка, рисунки к рассказам, кроссворды, пословицы, тест, аудиозапись.

Ход урока

  1. Организационно-психологическая минутка
Жило-было на свете Солнышко. Рано утром оно просыпалось и открывало двери своего домика, а его детки, Солнечные лучики, отправлялись в гости на лесные полянки, луга, поля, города и села, чтобы принести радость их жителям. Теперь солнышко посылает свои лучики и вам. Под ними мы становимся добрее, терпеливее, заботливее, внимательнее к людям. А сейчас мысленно пошлите свои Солнечные лучики маме, папе, своим друзьям, знакомым, пожелайте им добра.
  1. Вступительное слово по теме урока
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в волшебный мир произведений Валентины Александровны Осеевой. Мы узнаем из ее произведений, в чем волшебная сила не только слов, но и поступков маленьких и взрослых героев. ЕЕ рассказы заставляют задуматься над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» 3. Работа с выставкой книг В.А. Осеевой - Давайте изучим нашу выставку - Что можно рассказать о книгах В.А. только по заголовкам, иллюстрациям к ее произведениям? - Кто главный герои ее рассказов, которые вы прочитали? - Что вы узнали из прочитанных книг о самом авторе? 4. Актуализация опорных знаний Разминка «Подбери слово» а) работа в парах, разгадывание кроссвордов по произведениям В.А. Осеевой - Я убедилась, что вы хорошо подготовились к уроку, прочитали много рассказов, знаете их названия. - А сейчас обратимся к теме нашего урока «Жизнь дана на добрые дела» - Так о чем пишет в своих произведениях В.А. Осеева? (о человеческой доброте, дружбе, милосердии) 5. Разговор на тему «Доброта» - Что означает слово «доброта»? С. И. Ожегов дал следующее определение этому слову «Доброта -это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» Доброта. Старое слово.

Люди иногда страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой. - С чем можно сравнивать доброту? (с солнышком, с садом…) По словам известного французского писателя Виктора Гюго «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце». И в каждом из нас есть маленькое солнце. Чтобы это маленькое солнышко всегда светило, нужно думать не только о себе, но и о других, проявлять милосердие к окружающим. Помните: «Жизнь дана на добрые дела» Доброта должна жить в ваших сердцах. - Образование новых слов, в которых спрятано слово «добро» душа - добродушный сердце - добросердечный желание - доброжелательный Добро соседство - добрососедство порядок - добропорядочный совесть - добросовестный нрав - добронравный

- По-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. - Представьте себе образ слова доброта (волшебник, добрая фея, солнце, мама, радуга, волшебный цветок, яркий огонек) - Так какого человека мы можем назвать добрым? (кто любит людей, стремится делать добрые дела, умеет дружить, бескорыстно помогает другим) - Вот обо всем этом писала В. Осеева в своих рассказах и учила этому.

6. Анализ содержания прочитанных рассказов и беседа об их героях. 1. Рассказы о любви и уважении ко взрослым. - Давайте проанализируем то, что мы прочитали. -В каких рассказах говорится о добрых отношениях ко взрослым, о хороших поступках? - Какое доброе дело сделал мальчик в рассказе «Просто старушка»? - Какое дело оказалось простым для Саши и Юры из рассказа «Простое дело»? - Почему школьники решили помочь старушке? - В чем проявилась их забота? - Понравились ли вам ребята из рассказа «Рыжий кот» Левка и Сережа ? - Какие нехорошие поступки совершили ребята? -Как исправили свои ошибки мальчики? - Вам бы хотелось дружить с такими детьми? Почему? -Чему учат нас эти рассказы? Вывод: Уважать старших, любить их, уметь вовремя прийти на помощь.

  1. Рассказы о любви к животным
- Вы, наверное, помните поговорку «Доброе слово и кошке приятно» Добрые слова мы употребляем в обращении к людям, но они применимы и в отношении человека к животным. В. Осеева очень любила животных. Она считала, что нельзя причинять даже самого незначительного страдания ни одному животному. - В каких рассказах об этом сказано? («Плохо», «Кто хозяин?», «Почему?», «Рыжий кот», «Добрая хозяюшка») - Как относились дети к животным? - Достойны они осуждения? -Кто из героев вам больше всего понравился? Почему? -Кто не понравился? Почему?

-Что бы вы посоветовали героям этих рассказов? Вывод: Любить животных, не обижать их, защищать, кормить, помогать в трудную минуту. Физкультминутка Песня «Доброта»
  1. Рассказы о дружных, трудолюбивых ребятах.
- Особое место в творчестве В.Осеевой занимают рассказы о дружных и работящих детях, о школьных делах. - Какие рассказы вы читали на эту тему? («Три товарища», «На собственном примере», «Мишины друзья», «В лагере», «У костра», «Синие листья», «Волшебное слово» и др.) Работа в группах 1-я гр. - инсценировка рассказа «Хорошее» 2-я гр. - игра «Узнай героя по описанию» 3-я гр. - игра «Прогулка по иллюстрациям к произведениям В. Осеевой» - Какие произведения отражены в этих иллюстрациях? - Кто из героев вам понравился и чем? - Кого из героев вы осуждаете? Почему? - Какой бы совет вы дали бы Юрке из рассказа «Хорошее»? - На кого бы вы хотели быть похожими?

7. Работа над рассказом В.А. Осеевой «Навестила» 1. Словарная работа Флюс - нарыв, вызванный больным зубом Грелка - прибор для согревания, наполненный горячей водой Галоши - низкая резиновая обувь 2. Чтение рассказа 3. Анализ содержания - Что случилось с Валей? - Кто пришел ее навестить? - Какое настроение было у Муси и Вали? - Осуждаете ли вы Муcю? - Могла ли Муся поступить по-другому? -Узнаете ли вы себя и своих друзей в Мусе? - А как бы вы поступили? - Навещаете ли вы своих друзей? 4. Чтение по ролям а) составление характеристики главных героев Валя хвастливая терпеливая Муся болтливая добрая находчивая важная заносчивая скромная б) подбор пословиц к рассказу. 5. Определение главной мысли рассказа, соотнесение с пословицами. - Чему учит рассказ? - Что вы взяли для себя из этого рассказа? - Доброта - самое ценное нравственное качество нашего народа. Народная мудрость создала много пословиц и поговорок о доброте. Пословицы о доброте - С какими рассказами можно соотнести эти пословицы.

8. Подведение итогов - Если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он состоялся как человек. Ведь доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей являются основой человеческого счастья. Спешите делать добро. 9. Тест «Ты - умница» 10. Игра-тренинг «Волшебный цветок добра» - Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все доброе и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. 11. Рефлексия В начале урока, я надеюсь, солнечные лучики в ваших сердцах зажгли маленький огонек доброты. А сейчас напишите хорошие слова и пожелания своим близким, друзьям, одноклассникам и вернем их солнышку, а оно раздаст эти пожелания всем ребятам, родным.

















© 2010-2022