Согласные звуки [ в], [в`], буквы В, в

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России». Тема: Согласные звуки [ в] , [в`], буквы В, в. Моя малая родина.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности проведен по технологии проблемно-диалогического обучения с использованием компетентностно-ориентированных заданий, направленных на развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, интеллектуальных умений, применения знаний в нестандартных ситуациях. Включение в сюжет урока любимых героев сказки «Винни-Пух и все-все-все» позволяет увлечь детей и создать благоприятные условия в период адаптации к школе. Учащиеся получают знания в результате совместной деятельности, сами формулируют цели и задачи урока, постоянно находятся в поиске решения учебных задач.

При подведении итогов урока дети зафиксировали полученное на уроке новое знание, оценили свою работу.

Урок имеет практико-ориентированную направленность.

К разработке урока прилагается мультимедийная презентация материала ко всем этапам урока.

Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России»

Тема: Согласные звуки [ в] , [в`], буквы В, в. Моя малая родина.

Цель: Создать условия для знакомства с новыми звуками [в] , [в'] и буквами В, в.

Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению.

Формировать:

- учебно-коммуникативные умения: умение слушать учителя, одноклассников; слушать объяснение учителя и усваивать основные положения;

- учебно-организационные умения: самостоятельно готовить рабочее место, соблюдать гигиенические требования во время чтения.

Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.

Оборудование таблица «Звуки речи», звуковичок «в», звуковички нераскрашенные, шнурки, звуковички для раскрашивания (13 шт), мультимедийная презентация, аудиозапись песенки Винни-Пуха, видеофильм о Вынгапуре с аудизаписью, карточки для вычеркивания букв (25 шт.), шнурки, алфавиты (13 шт.), сигнальные карточки (25шт.).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Поздравляет вас звонок -

Начинается урок!

А девиз у нас такой:

То, что знаешь, не скрывай:

на вопросы - отвечай!

II. Мобилизующий этап.

- Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь, кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»

- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?

2,3 слайд - картинка с изображением В.П.

- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс. Винни знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.

III. Работа над новым материалом.

1. Исследование звуков. Подводящий диалог.

- А вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.

4 слайд - вафли, ватрушки, вареники.

- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.

- Итак, с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли, вареники?

- Со звука [в].

-Исследуйте этот звук. Дайте ему характеристику.

По таблице дают характеристику звуку: звук [в] - согласный, звонкий (произносится с голосом), твердый.

- Давайте посмотрим, чем же еще он любит полакомиться?

5 слайд - вишня, виноград.

- С какого звука начинаются слова виноград, вишня? (Со звука [в`])

По таблице дают характеристику звуку: звук [в`] - согласный, звонкий, мягкий.

- Отгадайте на чём приехал Винни-Пух?

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский (вертолёт)

6 слайд - изображение вертолёта

- Почему именно на вертолёте прилетел Винни-Пух? (У нас на Севере этот вид транспорта особенно популярен).

- Как вы думаете почему? ( Много болот, недостаточно построено дорог, кое-где вообще бездорожье)

- А на каких видах транспорта можно еще добраться до поселка? Помните, что в названиях должны быть звуки [в], [в`].

7 слайд вездеход, велосипед, грузовик, автомобиль.

2. Физкультминутка.

Ученики движениями изображают, как едут на велосипеде, вертолёте, вездеходе.

3. Определение темы и задач урока.

- Вы догадались, почему именно эти продукты и этот вид транспорта любит Винни-Пух?

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [в], [в'])

- Тема сегодняшнего урока «Звуки [в], [в'] и буква, которая его обозначает».

Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока:

8 слайд

познакомиться с … звуком и с новой …;

учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

учиться читать … и … с новой буквой.

(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают её и формулируют самостоятельно цель урока).

Цель нашей работы такова:

познакомиться с новым звуком и новой буквой;

учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;

учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

3. Работа со «звуковичками».

- Следующее задание от Винни-Пуха - раскрасить звуковичка - работа в парах.

-Какую шляпку выбрали? Сравнение с образцом (Выставляю на доску звонкого звуковичка без буквы).

9 слайд - Игра «Подбери слово» - Что мы можем подарить Винни-Пуху? Придумайте слова с новыми звуками.

4. Знакомство с новой буквой.

- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в], [в'] ? (ответы детей)

10 слайд - изображения букв В в

- Помогите Вини-Пуху, он не знает, с какой буквы пишется его имя - с маленькой или с большой. Почему с большой?

11 слайд - задание от Совы.

Она спрятала новую букву среди других букв. Ваша задача - найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.(У каждого учащегося карточка с буквами). Кто же первый справится с этим заданием? Начали.

УВМЗРВСЕЖВФОБЬФКВПДРЫВФ

Взаимопроверка.

- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

- Сколько раз она встретилась? (5)

- Ребята, Винни-Пух очень любит путешествовать и особенно любит посещать места, в названии которых встречаются звуки [в], [в'].

-Давайте посмотрим, куда же нас приглашает Винни-Пух. Это его одно из самых любимых мест. А может вы и узнаете его.

5. Просмотр фильма (или слайд-шоу о Вынгапуре) с аудиозаписью песни А. Шабалева (Он учился в нашей школе, в данное время проживает в нашем поселке).

6. Беседа по содержанию фильма.

- Ребята, вы узнали, где мы были? (В нашем поселке)

- Винни-Пуху очень нравится наш посёлок. А вам нравится? Что особенно нравится? (Ответы детей)

- Что сейчас можно сделать, чтобы наш посёлок был ещё краше? (содержать его в чистоте, не мусорить, убирать возле школы, возле дома, в подъездах, ухаживать за деревцами, не ломать их).

- Вы, ребята пока не многое можете сделать. А вот когда вырастете и получите профессии врача, нефтяника, строителя, вы сможете принести ещё большую пользу нашему посёлку.

- А что нужно для того, чтобы получить профессию? (Надо хорошо учиться)

- Вот сейчас Винни-Пух и посмотрит, кто из вас хочет сделать свой посёлок краше, богаче, лучше. В народе говорят: «Кто много читает, тот много знает». Основная наша с вами задача на уроке чтения - научиться читать, а для этого мы и познакомились с новой буквой, с которой начинается название нашего посёлка и главного героя нашего урока - медвежонка, будем учиться выделять звуки, которые обозначаются этой буквой, читать слоги и слова с буквой «В».

7. Работа по иллюстрации учебника.

- Винни-Пух, пролетая на вертолёте над посёлком, увидел, как мальчишки гоняются за мячом, ему тоже захотелось поиграть. А что это за игра?

12 слайд - Картинка с изображением футболистов

Винни-Пух вместе с нами отправляется на футбольное поле.

Работа по иллюстрации учебника (стр.72-73).

- Назовите героев мультфильмов, которые играют в футбол.

- Кто выполняет роль судьи?

- Кто забивает мяч?

- Кто стоит в воротах и ловит мяч?

- Почему болельщики подняли руки вверх?

9. Нахождение нужной схемы предложения. (13 слайд) Сова с Винни Пухом

- Сова дала В.П. задание начертить схему предложения: Ловкий вратарь ловит мяч.

- Под каким номером Винни-Пух спрятал схему этого предложения? Покажите цифрой. (Карточки со схемами на доске)

1. |______ ______ .

2. |______ ______ ______ _______ .

3. |______ ______ ______ .

- Почему подходит вторая схема? (Потому что в ней 4 слова)

Вывод: Вы хорошо определяете изученные звуки в словах, придумываете сами слова с этими звуками, давайте поупражняемся в чтении слогов и слов и изученной буквой.

IV. Закрепление изученного.

10. Работа по слоговой таблице.

Забиваем голы в ворота, как футболисты.

14 слайд - слоги

11. Физкультминутка.

Бег на месте, движения, имитирующие забивание гола.

12. Чтение слов, подбор схем к словам.

На доске слова в столбиках:

Вова вот ловит ворота

Слава твои лови

1.Самостоятельное чтение слов.

- Прочитайте слова. Найдите слова, где буква «В» стоит в начале слова, в середине.

- Почему слова Вова, Слава напечатаны с большой буквы?

2. Хоровое чтение. Посмотрим, какая мы сплочённая команда.

3. Подбор схемы к слову.

- К какому из этих слов (на доске) подходит схема:

( лови)

13. Работа над текстом.

1. Чтение текста учителем.

- Слушайте внимательно. О чём кричали болельщики на футбольном поле?

2. Самостоятельное жужжащее чтение на скорость. Учитель использует свисток.

-Сколько раз вы сможете прочитать текст, столько голов вы забьёте в ворота соперника.

3. Выборочное чтение.

- На сколько вы хорошо и внимательно читали текст, я сейчас проверю.

- Кто стоял в воротах?

- Прочитайте, что кричали болельщики Вове? Славе?

4. Винни-Пух просит победителя прочитать текст ещё раз, обращая внимание на восклицательные знаки, читая предложения с особой силой голоса.

Вывод: Винни-Пуху понравилось играть в футбол.

- Помогает ли игра в футбол укрепить здоровье? (Да. Она укрепляет наши мышцы, развивает выносливость, ловкость)

- В спортивном комплексе нашего посёлка работают футбольная и много других спортивных секций, где вы можете провести своё свободное время.

IV. Проверка знаний.

- Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки).

1. Буква «В» обозначает согласный звук.

2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.

4. В слове Вова только одна буква «В».

5. В посёлке Вынгапуровский нет ни одной спортивной секции.

V. Итог урока.

- Винни-Пух убедился, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. Он уверен, что в будущем сумеете принести пользу нашему посёлку, краю, стране. Об этом говорят и наши ребята.

( Двое учеников читают стихи)

В Вынгапуре я родился,

В Вынгапуре я расту,

С Вынгапуром я связал

Взрослую свою мечту.

Нефтяником я стану,

Добуду нефть стране,

А пока учиться нужно

Хорошо тебе и мне

© 2010-2022