Урок литературного чтения М. Пришвин Берестяная трубочка (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Школа 2100», учебник «Литературное чтение», авторы Р.М. Бунеев, Е.В. Бунеева

Тема урока: Маленькие открытия писателя М.Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»).

Тип урока: Изучение новой темы. Цель: создание условий для продолжения формирования навыка вдумчивого, продуктивного навыка чтения. Задачи:

  • Ввести учащихся в художественный мир рассказа, учить видеть и понимать окружающую природу;
  • Формировать у учащихся критическое мышление, умение предугадывать события, выражать свое мнение, обогащать словарный запас школьников;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
Организация урока: на уроке используется групповая форма работы. Приёмы, используемые на уроке: «Верные и неверные утверждения», «Чтение с остановками». Оборудование: Учебник «Литературное чтение», авторы Р.М. Бунеев, Е.В. Бунеева, Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, презентация Рower Point (для создания презентации использованы интернет- ресурсы), карточки с заданиями для групп.


Ход урока: 1. Самоопределение к деятельности. Прочитайте высказывание, как вы его понимаете?

Хочешь увидеть - стань невидимым.

Хочешь услышать - стань неслышным.

Хочешь узнать - затаись… Н. Сладков (Слайд 1) - Где нужно пользоваться этими правилами? (На природе, в лесу) - Мы знаем, что наблюдательный человек найдёт много удивительного в обычном. Тогда отправляемся в путешествие. Куда, вы узнаете, отгадав загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом. Чудеса увидишь в нем. (Лес) - А какой это лес, попробуйте догадаться сами.
2. Актуализация знаний, мотивация. Работа в группах: Задание: Прочитайте слова. Попробуйте объяснить, что их объединяет:

Берёза, берёзонька, берёзка, березняк, берёста, берестяная.


После обсуждения в группах - проверка задания. Слова (березняк, берёза, берёзонька и берёзка - всё о берёзе). Проблема: - Непонятно значение слов берёста и берестяная. Работа в словаре (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, с. 44; словари лежат на столе в каждой группе). Вывод: - Берёза - большое дерево. - Берёзка - ласковое название берёзы или маленькое дерево. - Берёзонька - ласковое название дерева. - Березняк - берёзовый лес. - Берёста - верхний слой берёзовой коры - Берестяная - сделанная из коры берёзы или из берёсты. - В какой лес мы отправимся? (в берёзовый лес или березняк)

- А для чего нужна берестяная трубочка? (выслушать предположения детей)

Работа в группах: Приём «Верные и неверные утверждения»

-Предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…»

Правила игры:

  1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами указаны № вопросов.
    2. Я читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
    3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».


1

2

3

4

5


- Верите ли вы, что берёзовая кора - берёста сама на дереве может скручиваться в трубочку?

- Верите ли вы, что в берестяных трубочках лесные жители делают запасы на зиму?

- Верите ли вы, что берестяная трубочка может служить домиком какому-то лесному жителю?

- Верите ли вы, что птицы могут использовать берестяные трубочки?

Проверка:

- Ваши предположения предлагаю проверить в конце урока.

- Кто догадался, о чём мы будем читать сегодня на уроке?

(Предположения детей - возможно о берестяной трубочке).

- Совершенно верно, тема урока «Берестяная трубочка», понаблюдал и написал об этом писатель М.Пришвин.

Знакомство с творчеством М. Пришвина.

Слайды 2 - 4. - М.М. Пришвин (1873г.-1954г.) родился под г. Ельцом Орловской губернии. Ещё в раннем детстве он сделал для себя такое открытие: удивительные и радостные события происходят не только в сказках, но и в действительности, на каждом шагу. Надо учиться их видеть. Сегодня вместе с писателем Михаилом Пришвиным мы отправимся на прогулку в березовую рощу.

  1. Постановка учебной задачи. Проблематизация.
- Какое открытие мы сегодня мы сегодня сделаем? Кто нам в этом поможет? - Мы сейчас будем читать и, читая, слушать, слышать, представлять, узнавать новое, разгадывая тайны леса и законы природы. - Откройте учебники на с. 194. Слайд 5. - Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе? (Предположения: Мальчик сделал трубочку из берёзовой коры. Мальчик нашёл берестяную трубочку.) - Для чего ему нужна трубочка? (Он через неё смотрит, как через подзорную трубу. Возможно что-то есть внутри, и он рассматривает.) -Что же скрывает берестяная трубочка? - Проверим наши предположения?
4. Решение учебной задачи. 1). Первичное чтение. 2). Выявление первичного восприятия. - Что вас удивило? 3). Повторное чтение вслух. Учитель вместе с детьми ведет диалог с автором.
Я нашел удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. - Удалось ли нам предугадать, о чем пойдет речь в рассказе?

Слайд 6 (Изображение берёзы) Вот мы с вами разгадали первую тайну: мы узнали, что такое берестяная трубочка.

Слайд 7 (Изображение ствола берёзы с закрученной берестой) - А почему Михаил Пришвин назвал берестяную трубочку удивительной? - Когда у березы появляются такие трубочки? (Человек вырезает себе бересту на березе, а остальная часть бересты свертывается в трубочку) - А как кора на березе могла туго свернуться? (Береста высыхала на солнышке, на ветру.) - А чем так могла заинтересовать берестяная трубочка автора и нас с вами? (Нет ли в этой трубочке чего - нибудь?) - А как вы думаете, что могло быть в трубочке? - А может быть, она пустая? (высказывания детей)
-Прочитаем рассказ дальше, интересно, удалось ли предугадать, что находится внутри берестяной трубочки.
Чтение до 2 остановки. И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть.
Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал?
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. - Она знала, что трубка будет все плотнее и плотнее свертываться и все крепче прихватывать орех, чтоб не выпал». - Удалось ли нам отгадать, что находится внутри трубочки? - Почему так трудно было достать орех? - А вы не забыли, в каком мы лесу? (В березовом) - Разве на березах растут орехи? Где они растут? (В орешнике) - Предположите, как мог попасть орешек в трубочку? - Прочитаем рассказ дальше, интересно, какой будет ответ Чтение до 3 остановки.

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки.

- Как же попал орех в берестяную трубочку? - Каким было первое предположение автора? (Его спрятала белочка) - Почему он так решил? (Белка питается орешками и делает запасы) - Как же оказался орех в трубочке? (Воткнула птица ореховка) - Интересно, а как она могла это сделать? (У птицы длинный клюв - ей удобнее прятать орехи в трубочке, она летает - могла принести орех с орешника в березовую рощу.) - Как называется птица? (Ореховка) - Почему ее так назвали? - Для чего птица ореховка спрятала орех в трубочку? (Использовала трубочку как опору, чтобы расколотить орех, но вместо этого острым клювом загнала орех внутрь трубочки.) - Как вы думаете, что еще можно найти в берестяной трубочке? Чтение до 4 остановки. Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие: под прикрытием ореха поселился - кто бы мог подумать? - паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой.

- Кто оказался жителем берестяной трубочки? (Паучишко)

- Каких размеров был паучок? (Маленький) - Как догадались? (Сказано, что не паук, а паучишко) - Почему он поселился в трубочке? - Как вы понимаете «всю внутренность трубочки затянул паутинкой?»

5. Обобщение прочитанного. Слайд 8.

- Сколько открытий сделал писатель? А вы?

-Точно ли художник проиллюстрировал рассказ?

6. Работа с текстом после чтения.

- Соедините загадочные заголовки с частями рассказа. (Задание в тетради №4 на с. 53).

Проверка. Слайд 9.

Какая из этих частей кажется вам наиболее загадочной? Почему?

Работа в группе: Завершение приёма «Верные и неверные утверждения»

- А сейчас давайте вернёмся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока.


1

2

3

4

5


Возврат к вопросам.
- Мы снова ответим на вопросы и проверим, не ошиблись ли в своих предположениях.
Если ваш первоначальный ответ верен - обведите его в кружок.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? - Что удивительного и интересного есть вокруг нас, мы узнаем на следующих уроках литературного чтения.

- Вспомните, что интересного наблюдали вы в природе.

Высказывание К. Паустовского. Слайд 10.

7. Итог урока. Рефлексия.


- Кто смог найти ответы на все вопросы? - Кто испытал затруднение? Вернёмся к словам Н. Сладкова

Хочешь увидеть - стань невидимым.

Хочешь услышать - стань неслышным. Хочешь узнать - затаись… Слайд 11.


- Какие слова можно добавить к этим словам? (Ответы детей) - Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте смайлик в 5 колонке таблицы.

8. Домашнее задание:

- Составьте рассказ о своём удивительном открытии в лесу, на лугу, в поле, нарисуйте к своему рассказу рисунок.

- Нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в рассказе.



Тема урока: Маленькие открытия писателя…

(рассказ « »)

1. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить, что их объединяет:

Берёза, берёзонька, берёзка, березняк, берёста, берестяная.

2.

1

2

3

4

5



© 2010-2022