- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения М. Пришвин Берестяная трубочка (1 класс)
Урок литературного чтения М. Пришвин Берестяная трубочка (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Савосько Н.Е. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения в 1 классе
УМК «Школа 2100», учебник «Литературное чтение», авторы Р.М. Бунеев, Е.В. Бунеева
Тема урока: Маленькие открытия писателя М.Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»).
Тип урока: Изучение новой темы. Цель: создание условий для продолжения формирования навыка вдумчивого, продуктивного навыка чтения. Задачи:
- Ввести учащихся в художественный мир рассказа, учить видеть и понимать окружающую природу;
- Формировать у учащихся критическое мышление, умение предугадывать события, выражать свое мнение, обогащать словарный запас школьников;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока: 1. Самоопределение к деятельности. Прочитайте высказывание, как вы его понимаете?
Хочешь увидеть - стань невидимым.
Хочешь услышать - стань неслышным.
Хочешь узнать - затаись… Н. Сладков (Слайд 1) - Где нужно пользоваться этими правилами? (На природе, в лесу) - Мы знаем, что наблюдательный человек найдёт много удивительного в обычном. Тогда отправляемся в путешествие. Куда, вы узнаете, отгадав загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом. Чудеса увидишь в нем. (Лес) - А какой это лес, попробуйте догадаться сами.
2. Актуализация знаний, мотивация. Работа в группах: Задание: Прочитайте слова. Попробуйте объяснить, что их объединяет:
Берёза, берёзонька, берёзка, березняк, берёста, берестяная.
После обсуждения в группах - проверка задания. Слова (березняк, берёза, берёзонька и берёзка - всё о берёзе). Проблема: - Непонятно значение слов берёста и берестяная. Работа в словаре (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, с. 44; словари лежат на столе в каждой группе). Вывод: - Берёза - большое дерево. - Берёзка - ласковое название берёзы или маленькое дерево. - Берёзонька - ласковое название дерева. - Березняк - берёзовый лес. - Берёста - верхний слой берёзовой коры - Берестяная - сделанная из коры берёзы или из берёсты. - В какой лес мы отправимся? (в берёзовый лес или березняк)
- А для чего нужна берестяная трубочка? (выслушать предположения детей)
Работа в группах: Приём «Верные и неверные утверждения»
-Предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…»
Правила игры:
-
У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами указаны № вопросов.
2. Я читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
-
1
2
3
4
5
- Верите ли вы, что берёзовая кора - берёста сама на дереве может скручиваться в трубочку?
- Верите ли вы, что в берестяных трубочках лесные жители делают запасы на зиму?
- Верите ли вы, что берестяная трубочка может служить домиком какому-то лесному жителю?
- Верите ли вы, что птицы могут использовать берестяные трубочки?
Проверка:
- Ваши предположения предлагаю проверить в конце урока.
- Кто догадался, о чём мы будем читать сегодня на уроке?
(Предположения детей - возможно о берестяной трубочке).
- Совершенно верно, тема урока «Берестяная трубочка», понаблюдал и написал об этом писатель М.Пришвин.
Знакомство с творчеством М. Пришвина.
Слайды 2 - 4. - М.М. Пришвин (1873г.-1954г.) родился под г. Ельцом Орловской губернии. Ещё в раннем детстве он сделал для себя такое открытие: удивительные и радостные события происходят не только в сказках, но и в действительности, на каждом шагу. Надо учиться их видеть. Сегодня вместе с писателем Михаилом Пришвиным мы отправимся на прогулку в березовую рощу.
- Постановка учебной задачи. Проблематизация.
4. Решение учебной задачи. 1). Первичное чтение. 2). Выявление первичного восприятия. - Что вас удивило? 3). Повторное чтение вслух. Учитель вместе с детьми ведет диалог с автором.
Я нашел удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. - Удалось ли нам предугадать, о чем пойдет речь в рассказе?
Слайд 6 (Изображение берёзы) Вот мы с вами разгадали первую тайну: мы узнали, что такое берестяная трубочка.
Слайд 7 (Изображение ствола берёзы с закрученной берестой) - А почему Михаил Пришвин назвал берестяную трубочку удивительной? - Когда у березы появляются такие трубочки? (Человек вырезает себе бересту на березе, а остальная часть бересты свертывается в трубочку) - А как кора на березе могла туго свернуться? (Береста высыхала на солнышке, на ветру.) - А чем так могла заинтересовать берестяная трубочка автора и нас с вами? (Нет ли в этой трубочке чего - нибудь?) - А как вы думаете, что могло быть в трубочке? - А может быть, она пустая? (высказывания детей)
-Прочитаем рассказ дальше, интересно, удалось ли предугадать, что находится внутри берестяной трубочки.
Чтение до 2 остановки. И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть.
Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал?
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. - Она знала, что трубка будет все плотнее и плотнее свертываться и все крепче прихватывать орех, чтоб не выпал». - Удалось ли нам отгадать, что находится внутри трубочки? - Почему так трудно было достать орех? - А вы не забыли, в каком мы лесу? (В березовом) - Разве на березах растут орехи? Где они растут? (В орешнике) - Предположите, как мог попасть орешек в трубочку? - Прочитаем рассказ дальше, интересно, какой будет ответ Чтение до 3 остановки.
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки.
- Как же попал орех в берестяную трубочку? - Каким было первое предположение автора? (Его спрятала белочка) - Почему он так решил? (Белка питается орешками и делает запасы) - Как же оказался орех в трубочке? (Воткнула птица ореховка) - Интересно, а как она могла это сделать? (У птицы длинный клюв - ей удобнее прятать орехи в трубочке, она летает - могла принести орех с орешника в березовую рощу.) - Как называется птица? (Ореховка) - Почему ее так назвали? - Для чего птица ореховка спрятала орех в трубочку? (Использовала трубочку как опору, чтобы расколотить орех, но вместо этого острым клювом загнала орех внутрь трубочки.) - Как вы думаете, что еще можно найти в берестяной трубочке? Чтение до 4 остановки. Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие: под прикрытием ореха поселился - кто бы мог подумать? - паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой.
- Кто оказался жителем берестяной трубочки? (Паучишко)
- Каких размеров был паучок? (Маленький) - Как догадались? (Сказано, что не паук, а паучишко) - Почему он поселился в трубочке? - Как вы понимаете «всю внутренность трубочки затянул паутинкой?»
5. Обобщение прочитанного. Слайд 8.
- Сколько открытий сделал писатель? А вы?
-Точно ли художник проиллюстрировал рассказ?
6. Работа с текстом после чтения.
- Соедините загадочные заголовки с частями рассказа. (Задание в тетради №4 на с. 53).
Проверка. Слайд 9.
Какая из этих частей кажется вам наиболее загадочной? Почему?
Работа в группе: Завершение приёма «Верные и неверные утверждения»
- А сейчас давайте вернёмся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока.
-
1
2
3
4
5
Возврат к вопросам.
- Мы снова ответим на вопросы и проверим, не ошиблись ли в своих предположениях.
Если ваш первоначальный ответ верен - обведите его в кружок.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? - Что удивительного и интересного есть вокруг нас, мы узнаем на следующих уроках литературного чтения.
- Вспомните, что интересного наблюдали вы в природе.
Высказывание К. Паустовского. Слайд 10.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Кто смог найти ответы на все вопросы? - Кто испытал затруднение? Вернёмся к словам Н. Сладкова
Хочешь увидеть - стань невидимым.
Хочешь услышать - стань неслышным. Хочешь узнать - затаись… Слайд 11.
- Какие слова можно добавить к этим словам? (Ответы детей) - Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте смайлик в 5 колонке таблицы.
8. Домашнее задание:
- Составьте рассказ о своём удивительном открытии в лесу, на лугу, в поле, нарисуйте к своему рассказу рисунок.
- Нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в рассказе.
Тема урока: Маленькие открытия писателя…
(рассказ « »)
1. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить, что их объединяет:
Берёза, берёзонька, берёзка, березняк, берёста, берестяная.
2.
-
1
2
3
4
5