• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок литературного чтения по теме: К. И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей

Урок литературного чтения по теме: К. И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей

Технология достижения цели: деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и размышление над прочитанным.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского; формировать умение определять жанр произведения; учить выделять в тексте реальное и нереальное; развивать правильную выразительную речь; развивать навыки самоконтроля и самооценки, развивать дружелюбие в общении; формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям; воспитывать способность сопереживать, желание помогать

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты (УУД):

Коммуникативные универсальные действия:

- научатся слушать и понимать речь учителя, одноклассников;

- научатся осознанно строить речевое высказывание;

- использовать речь для регуляции своих действий.

Познавательные:

научатся отвечать на вопросы учителя и учащихся; осуществлять поиск существенной информации в тексте учебника и примеров из личного опыта.

Личностные:

- научатся производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.

- научатся видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Регулятивные:

- научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - - научатся проговаривать последовательность действий на уроке.
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом
Предметные задачи:
- способствовать формированию навыков правильного чтения, приобретать опыт работы с текстом.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, учебник, портрет К.И.Чуковского, изображения слона, мартышек и медведей для инсценировки; карточки с заданиями для работы в группах, карандаши, магниты.
Ход урока.

I. (Слайд1 - Доброе утро!) А начать свой урок я хочу с детской песенки о солнышке. А вы подумайте, почему я так решила ( СЛАЙД 2. СОЛНЫШКО С ЛУЧиками - Как вы думаете, каким я хотела бы, чтобы получился наш урок? (Солнечным, теплым, светлым, радостным, веселым, интересным…) - А познавательным должен быть, как вы это понимаете? - Вы молодцы, прочитали все мои мысли. А чтобы урок получился таким, как мы задумали, нам решили помочь литературные герои. Они вам знакомы? (СЛАЙД 3 - герои Чуковского) - Если вы внимательно посмотрите на этих героев и сможете вспомнить из каких они произведений, то вы узнаете, произведение какого автора мы будем изучать на уроке. ( выдвигают версии) (На 4 СЛАЙДЕ - портрет

Хором прочитаем: Корней Иванович Чуковский (31 марта 1882 - 28 октября 1969) ( в прошлом году отмечали 130 лет со дня рождения)

- А можно ли по портрету писателя, сказать, какой он человек?

- Давайте поговорим: Посмотрите на одежду ( строгий костюм, деловой, опрятный, аккуратный…) , - а если посмотреть на лицо, (добрым, веселым, жизнерадостным прическу…; прическа аккуратная) - А откуда мы еще можем узнать о писателе, о его жизни и его произведениях? (изучая произведения, прочитав книгу) - А я вот что прочитала: (СЛАЙД 5 (Высокий рост…)

III. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Что же мы сегодня будем «открывать»? (Урок литературного чтения по теме: К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей узнаем о творчестве, какие произведения написал, каким человеком был) \

-А вы знаете, что Чуковский стал писать для детей случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, .(СЛАЙД 6 -4 щелчка) отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так родилась первая сказка под названием «Крокодил». После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки А вот еще случай. "Однажды, работая в своём кабинете, К.И. услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам! Вам знакомо это произведение, как оно называется? (Мойдодыр)

4 - А вы какие сказки этого автора знаете? ( Бармалей, Муха-цокотуха, Крокодил, Айболит, Федорино горе, Мойдодыр, Путаница, Телефон, Тараканище, Краденое солнце, (стихи К. И. Чуковского «Головастик», «Бутерброд», «Радость», «Поросенок» и др.) Я предлагаю вам рассмотреть, какое чудо-дерево вырастил писатель. (СЛАЙД 7- )

- Какие сказки вы мне не назвали, а здесь они есть? (эти сказки и на выставке, можно будет познакомиться)

- А какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если посмотрите фрагмент мультфильма, но! я хочу обратить ваше внимание на то, что в мультфильме вы увидите самого Чуковского и его героев.

Внимание: я задаю два вопроса:

- Что еще можно добавить о самом авторе, о его личностных качествах?

-Какое мы будем изучать произведение? (СЛАЙД 8)- мультик Вопросы после просмотра -Какое мы будем изучать произведение? А почему «Телефон»?

- Какой автор? Каким вы его увидели? В чем это выражается? А как крокодилы его называют? Почему?

V.Открываем свои учебники на стр.96. и читаем статью о Чуковском. ( хорошо читающий ученик- Павел Шибаев) -Постарайтесь отметить то, о чем мы с вами еще не сказали о Чуковском ? Что вы еще интересного узнали? (писал стихотворения, сказки. ) Мы переходим к чтению фрагмента «Телефона»

- В этом произведении вам встретится слово пуд. Как вы понимаете значение этого слова?(говорят) (В тексте будет так звучать: Пудов этак 5 или 6…)

Вот что говорит об этом толковый словарь (слово ПУД - СЛАЙД 9.- )

- а 16 кг это много или мало? У вас чуть больше 16кг.

VI. ( СЛАЙД 10)- (картинка и текст, но дети читают по учебнику). (а) - Прочитаем тихим голосом, почти шепотом и подумаем:

- Какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (веселое, жизнерадостное) - Какое настроение испытали вы, читая это стихотворение и почему? (веселое, солнечное) - Кто главные герои (?.(автор и слон)

- А что они делают?( разговаривают по телефону)

- А как называется беседа двух лиц?(диалог )

б) -Теперь я читаю за автора, а вы - за слона все вместе: (хоровое чтение вместе с учителем) - Вы заметили, как я читала слова автора? Как их нужно читать?( с вопросом, удивленно)

-Что должны передать вы , читая слова Слона? (Просьбу)

- А только ли интонацией мы можем передать чувства и речь героев, или есть еще другие способы передачи?(жесты и мимика)ч

в) - Чтение в парах друг другу вполголоса на месте (автор - правая сторона, Слон - левая сторона) - У кого хорошо получилось?

- есть желающие выступить в роли актеров?(чтение у доски)

- г) Давайте попробуем у доски почитать ( в масках читают по листочкам … 1-2 пары) - Удалось ли чтецам передать настроение героев? (да)

VII. Вы хорошо запомнили содержание сказки, сейчас проверю!

-Откуда звонил слон? ( от верблюда) - С какой просьбой обратился слон к писателю? ( прислать шоколада) -Для кого слон просил шоколад? (для сына его) - Какой слонёнок? (маленький) -А зачем слон просил шоколад? (все маленькие любят шоколад, слон заботится о своем сыне, хочет сделать ему приятное) - Как вы думаете, поможет автор слону? Почему вы так решили, ведь здесь не написано об этом, вспомните мультик! ( Беседа о жанре произведения) - Ребята, мы сегодня называли произведение «Телефон» то стихотворением, то

сказкой. - Как вы считаете, это стихотворение? (Да.) Почему?

- Можем сказать, что это сказка? (Да.) .) Почему?

- А почему вы утверждаете, что это сказка? ( Животные разговаривают.)

Значит, это …какая сказка? .(стихотворная сказка).

А вы хотите узнать продолжение сказки «Телефон» ? (раздать маски, слова по группам- рядам) СЛАЙД 11

За автора читаю Я! А вы только те слова, которые принадлежат вашим героям. Ваша задача в группе: найти слова ваших героев

1группа: Диалог с зайчатками….

  1. группа: Диалог с мартышками…

3группа: Диалог с цаплями…

Общее задание всем группам:

Постарайтесь передать чувства и настроение героев не только выразительностью речи, но и мимикой и жестами! (Диалог передаем без остановок, сначала 1гр, затем 2,и сразу 3, т.к. эти сцены идут по порядку)

(После выступления всех эпизодов, спросить у детей.)

- Вам понравилось выступление друг друга? (да)

-Какая группа более убедительно выразила свою просьбу?

- А вам не показалось, что среди всех героев Чуковского, мы ощущаем присутствие самого автора: "У меня зазвонил телефон". - Вот какой наш дедушка Корней!

- А какие качества характера вы хотели бы видеть у себя? - У друзей своих?

- Как вы думаете, будут ваши дети читать К.И.Чуковского? (СЛАЙД 11. )

Наш урок мы задумали с вами провести солнечным, веселым.

Я дарю вам СОЛНЦЕ! СЛАЙД 12.) Вы мне каждый подарите свой лучик! И я узнаю,, насколько вам комфортно, весело, интересно и познавательно было работать!

- Тот, кто считает, что лучик солнца его обогрел, приласкал и радость подарил с замечательным поэтом -сказочником прикрепит на солнышко красный лучик;

- Тот, кто в чем-то сомневался, испытывал затруднения , чувствовал себя некомфортно, прикрепит оранжевый лучик

-Тот, кому неинтересно было, скучно, прикрепит желтый лучик.

( дети прикрепляют)

А я держу в ладошках солнце. (СЛАЙД 13) Я дарю его друзьям! Улыбнитесь! Уходя- просто улыбнитесь! Лучик солнца - это Вам! Спасибо за урок! С ДНЕМ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА!

Урок литературного чтения по теме: К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей

© 2010-2022