Использование здоровье сберегающих технологий в работе с младшими школьниками

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование здоровье сберегающих технологий в работе с младшими школьниками

Здоровый образ жизни - это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья.

В своей работе я применяю следующие технологии:

Личностно - ориентированные

Игровые

Технологии проблемного обучения

Развивающие технологии

Все эти технологии можно отнести к ЗСТ (здоровье сберегающие технологии).

Использование ЗСТ даёт нам:

1. Повысить результаты обучения и воспитания.

2. Вести учёт индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.

3. Недопустимость чрезмерной перегрузки и утомляемости.

4. Обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья.

5. Формирование навыков ЗОЖ.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровье сберегающим или здоровье разрушающим.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья.


В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Обеспечение здоровье сберегающих условий обучения - основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта для начальной школы.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Кроме того, необходимо повышение двигательной активности школьников на уроке, что естественно для данного возраста, а это связано с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к обучению. В связи с вышесказанным в своей работе учитываю:

  • возрастные особенности познавательной деятельности детей;
  • оптимальный уровень трудности (сложности);
  • вариативность методов и форм обучения;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование положительной мотивации к учебе (педагогика успеха);
  • культивирование у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Так же стараюсь использовать разные методики введения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал. УМК Перспективная начальная школа с первого урока помогает настраивать учащихся на здоровый образ жизни. На протяжении всех уроков во 2 классе мы встречаемся с Машей и Мишей, которые любят играть, бегать, плавать, всегда готовы придти на помощь, а так же посещают школу, успешно многому учатся. И, главное, на каждом уроке есть задание, обращенное к ученикам: «Помоги, скажи, что ты умеешь делать, выбери, перечисли, найди на картинках. Ознакомившись с характеристикой каждого учащегося класса, узнаем их увлечения, склонности, особенности их развития, что помогает вовлекать их в разговор по душам, создавать благоприятный психологический микроклимат для личного участия на уроке.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Двигательная активность ребенка столь естественная для него, позволяющая регулировать его мироощущения, накапливать свой жизненный опыт становится резко дефицитной в условиях школы. Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Поэтому, на каждом уроке использую физкультурные минуты, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками, что благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный уровень учащихся, снимает статические нагрузки. Вслед за учителем школьники многократно повторяют слова, предложения. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.). Известно, что одним из условий здоровья ребенка является успешность его деятельности. Основная деятельность детей в школе - учение. Именно успешность в учении способствует благополучному самочувствию ребенка в школе, а это достигается через создание для каждого возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. И поэтому на уроках я использую игровые технологии - это педтехнологии, которые относятся к здоровьесберегающим. Кроме того, они помогают формированию универсальных учебных действий, что и требуют стандарты второго поколения. У меня в классе 14 учащихся. Их них 12 турок- месхетинцев. Для, которых русский язык является вторым языком. Общение требует большого словарного запаса, поэтому стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, как сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать урок интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. Игровые технологии - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. На уроках русского языка и литературного чтения использую скороговорки, отрабатываем произношение, а затем устраиваем соревнование. Класс делится на команды, каждый участник соревнования произносит скороговорку как можно быстрее, каждый, кто сделает это правильно, приносит своей команде балл. В данном упражнении формируются познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме), коммуникативные УУД (эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества), личностные УУД (формирование адекватной позитивной осознанной самооценки).
«Дружба начинается с улыбки». Эта игра также проводится в 1 классе, в начале учебного года. Ученики, сидящие в кругу, берутся за руки, смотрят соседу в глаза, говорят "Привет, меня зовут…» даря ему при этом самую добрую улыбку. Проводя эту игру, у детей формируются познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме), коммуникативные УУД (потребность в общении с взрослыми и сверстниками, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества), личностные УУД (развитие готовности к сотрудничеству и дружбе). Для нас же главное помнить, что игра - лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Не менее важной здоровье сберегающей технологией является соблюдение санитарных требований к учебному кабинету: освещённость, проветривание, чистота, правильное расположение парт и доски, температурный режим и т.д. Использование здоровье сберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье.



© 2010-2022