- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное занятие по теме: «Образ женщины-матери в стихотворении И. А. Бунина «Матери»
Внеклассное занятие по теме: «Образ женщины-матери в стихотворении И. А. Бунина «Матери»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Неживых Е.В. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ «Мангутская СОШ»
Внеклассное занятие по теме :
«Образ женщины- матери в стихотворении И.А. Бунина «Матери»
4 класс
Учитель Неживых Елена Владимировна
Тема: Образ женщины- матери в стихотворении И.А. Бунина.
Цель: Обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
Задачи:
Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.
Развивающая: Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.
Воспитательная: Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
Оборудование: презентация к уроку, мультфильм «Мама для мамонтенка, карточки с пословицами, бумажные цветы.
№
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Самоопределение
к деятельности
Организационный момент
2
Актуализация знаний
- Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет?
( слайд № 1-4)
- Да, мы видим образ женщины-матери.
На картинах мама с ребенком.
3
Постановка учебной задачи
Посмотрите мультфильм «Мама для мамонтенка».
- Мамонтенок из мультфильма ищет свою маму. А нам мама нужна?
Давайте ответим на вопрос.
Для чего человеку мама?
- Чтобы у меня была красивая одежда, игрушки, телефон, вкусная еда, чистота, не проспать в школу, водила к врачу.
- Чтобы меня выслушала, понимала, приласкала.
4
Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
- Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?
Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...
Есть в мире слово самое простое
и самое возвышенное - МАТЬ!
Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.
- Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
- Сегодня мы прочитаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Матери»
( слайд №5)
- И постараемся ответить на вопрос - кем была мама для поэта?
-Мама все поймет и простит.
- Она принимает тебя таким, какой ты есть.
- Она любит тебя за то, что это ты.
- Потому, что она дала мне жизнь.
- Это самый родной человек.
5
Первичное закрепление учебного материала
А) Знакомство с автором стихотворения И. Буниным.
- Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет "особенным". Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.
Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении "Матери", с которым мы сегодня познакомимся.
Б) Подготовка к чтению.
-
Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
-
Кроткий голос - покорный, смирный.
-
Ангел - хранитель - в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
-
Полушепот - тихая речь. -
Глаза туманя - засыпая -
Очаруешь - произвести неотразимое впечатление. -
Сумрак - полумрак, неполная темнота. -
В) Чтение стихотворения учителем.(слайд № 6)
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
"Ангел - хранитель над тобой!"
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
6
Самостоятельная работа
-Понравилось вам это стихотворение? Чем?
-От имени кого написано стихотворение?
- Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение?
Чтение стихотворения детьми.
А) Анализ произведения.
1. - Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?
- Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
2. Составление картинного плана.
- Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.
- Какие картины вы себе представили?
3. Составление партитуры чувств.
- Какие чувства они у вас вызывают?
-Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением?
-Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.
-Так кем же была мама для поэта?
-Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда в горе и радости.
( слайд №7,8)
Вы сказали, что писатель делится с нами самими сокровенными переживаниями. Ас кем вы можете поделиться самыми сокровенными впечатлениями?
-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное в народе говорят, что: (слайд №9)
При солнышке тепло, а при матери добро.
-Нет милее дружка, чем родная матушка.
-Мать кормит детей, как земля людей.
-Птица рада весне, как младенец матери.
-Вспомните, какие образы связаны с именем матери?(слайд №9)
От имени автора.
Спокойно, тихо, таинственно.
Автор вспоминает о былом.
Спальня, няня, голос, ангел
Нежность, радость; спокойствие покой; любовь, забота; благодарность, любовь.
Чувство любви к своей матери.
Ангелом - хранителем.
С мамой
7.Включение новых знаний в систему
8.Рефлексия деятельности
Работа с пословицами в группах.
- На доске написаны пословицы о матери.
- Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина?
-
Нет друга нежнее матери.
-
При солнце тепло, а при матери добро.
-
Птица рада весне, а дитя матери.
-
Материнская молитва со дна моря вынимает.
Подарок маме.
- Мама для вас самый дорогой человек. Она очень много делает для вас. А что вы можете сделать для неё?
- А что еще?
-Дорогие мамы сегодня в честь дня праздника матери примите от ребят поздравления.(просмотр фильма о маме)
Дети читают стихи.
Маме
Дорогая мамочка, мамуля,
Хорошо, что праздник мамы есть.
Я тебя люблю, моя родная,
Всех достоинств и не счесть.
В жизни ты защита и опора,
От ненастий бережёшь меня,
Любишь без оглядок и укоров
И согрета вся тобой семья.
Пожелать хочу тебе здоровья,
Чтоб тревог никто не доставлял.
Ты- одна такая в целом свете,
Мамочка любимая моя!
Стихотворение матери
1.В ноябре, двадцать восьмого
Праздник Матери-святого
Отмечает вся страна.
Да и мамочка моя.
2.День матери мы отмечаем
И мамочек всех поздравляем.
Любимые, родные наши,
Нам не найти вас лучше, краше.
3.Мы любим вас и уважаем.
Бывает часто огорчаем.
За всё простите, извините.
Любовью вашей нас любите.
4.И согревайте нас теплом.
Обогревайте весь наш дом,
Флюиды счастья излучайте
И никогда не унывайте.
5.Мы любим вас! Мы ценим вас!
Об этом говорим сейчас.
Ведь «Мама»-первые слова
И их забыть никак нельзя.
6.Нас мама жизнью одарила,
Да и себя всю посвятила,
Забыв о личном, о себе.
Чтоб было лучше мне, тебе.
7.День Матери -День Мамочки
И на щеках две ямочки.
Я за улыбку всё отдам
И только лучшее для мам.
8.Желаем вам ни капли горести,
Ни шага к старости, а только бодрости,
Чтобы были вы жар-птица,
Красавица девица.
9.Жили словно в сказке.
А детишки-ласки,
Как сердечко бьётся,
Мамочка смеётся
10.Какие добрые глаза!
Но почему течёт слеза?
Ведь мы сегодня поздравляем
И вас ничем не огорчаем.
11.Платочком слёзы вы утрите,
С улыбкой, милые взгляните!
Для нас вы самые родные!!
Неповторимые, земные.
Ученик 1: Милые!
Ученик 2: Дорогие!
Ученик 3: Родные!
Ученик 4: Прекрасные!
Ученик 5: Добрые!
Ученик 6: И любимые!
Все: Наши мамы!
Ученик 1: Живите долго-долго!
Ученик 2: Будьте здоровы всегда-всегда!
Ученик 3: Улыбайтесь часто-часто!
Ученик 4: Пусть судьба вам посылает много радости и удач!
Ученик 5: Пусть солнце светит в ваши окна каждый день!
Ученик 6: И пусть ваши дети огорчают вас мало-мало, а любят вас всё больше и больше!
Ученик 7: Будьте всегда счастливы!
Все: Дорогие наши мама!
(презентация «Мамины руки»)
-- Мама - это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты - стихи, а композиторы - песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина - это, прежде всего мама, начало жизни.
Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!
- Помыть посуду, заправить свою постель, помочь убраться в доме.
- Обнять её, сказать ласковые слова.
-Поздравить её.
Домашнее задание.
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Рассказать, как любовь мамы помогает в разных ситуациях.
Использованная литература.
-
Л.Ф. Климанова, учебник «Родная речь» Москва «Просвещение» 2006 -
С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, поурочные разработки по литературному чтению, МОСКВА «ВАКО» 2006 -
Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова, «Литературное чтение. Справочник» Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА 2010 -
Журнал «Начальная школа» №1, 2012 г. -
Журнал «Учитель Приморья» №3, 2011г. -
«Деятельностный подход в обучении», И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина -
zooeco.com/0-jeti/0-jeti304-3.html -
dino.disneyjazz.net/dr0.html -
dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/ -
mystic-chel.ru/primeval/provenance/