- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Краеведение (Воронеж) 4 класс
Рабочая программа кружка Краеведение (Воронеж) 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Швецова О.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Краеведение» Обуховой Л. А., Махиной Н. С.
Общая характеристика курса. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. На занятиях школьники познакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края - поэтов, писателей, художников. Практическая часть занятий отводится на экскурсии, составление схем, выпуск стенных газет, оформление тематических альбомов, ведение журналов, инсценирование сказок, заучивание стихотворений. Основная цель - расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края, формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов Воронежского края. Задача курса - воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.
Ценностные ориентиры содержания занятий. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение - важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края - одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. Содержание занятий поможет младшему школьнику овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом; сформирует чувство гордости и уважения к истории и современности Воронежского края, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; воспитает у детей желание к совместной деятельности.
Описание места учебного курса в учебном плане. Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 2-4 классах всего 34 часа в год.
Планируемые результаты
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
-
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
-
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-
основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
-
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
-
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
-
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
-
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
-
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
-
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
-
выражать речь в устной и письменной форме;
-
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Что и как изучает история.
6
2
Путешествие в глубь времен.
8
3
Дворянско-купеческий город.
6
4
Истории немеркнущая слава
4
5
Суровые годы Великой Отечественной Войны
5
6
Наш край сегодня
4
7
Люби и знай родной край
1
8
Резерв
1
Итого
35
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
-
Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной
деятельности в начальной школе (2-4 классы). - М.: Баласс, 2010 -
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011; -
Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. М.,1987г.
-
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное
образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г. -
Глазьев В.Н. Воронежские воеводы.- Воронеж, 2007.
-
Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. - Воронеж, 1995.
-
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. - Воронеж, 1992.
-
Кретова O.K. Русский город Воронеж. - Воронеж, 1986.
Кригер Л.В., Чесноков Г.А. Архитектура исторических городов Воронежской
области. - Воронеж, 2002. -
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М., 1983.
-
Люби и знай родной край / под ред. Б.Я. Табачникова. - Воронеж, 2009.зейной педагогики для младших школьников. - М, 2000.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
Что и как изучает история
6
1-2 Как люди узнают о прошлом
2
3-4 Лента времени
2
5-6 История на карте
2
Путешествие в глубь времен
8
7-8
«Город чудный, город древний»
2
9-10
Воронеж - колыбель русского флота
2
11-12 Петровский парус
2
13-14 Петровская эпоха
2
Дворянско-купеческий город
6
15-16 Прогулка по старинному городу
2
17-18 Традиции русского дворянства
2
19-20 На русской ярмарке
2
Истории немеркнущая слава
4
21-22
Свидетель суворовских походов
2
23-24
«России верные сыны»: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года
2
Суровые годы Великой Отечественной Войны
5
25-26
«Край родной, войною опалённый»
2
27-28 «Их подвиг бессмертен»
2
29 «Никто не забыт, ни что не забыто!»
1
Наш край сегодня
4
30-31 Воронеж - столица Центрального Черноземья
2
32-33 Символика родного края
2
Люби и знай родной край
1
34
Проверь себя
1
Резерв
1
Итого
35 ч