Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников АБВГДейка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников АБВГДейкаРабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников АБВГДейка

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников АБВГДейка



Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников АБВГДейка










Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников АБВГДейка

Рабочая программа составлена на основе программы

«Преемственность. Подготовка к школе»

Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.



Пояснительная записка Рабочая программа «АБВГДейка» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. Программа состоит из следующих курсов: Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Место занятий в учебном плане Программа «АБВГДейка» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 26 недель. Общее количество занятий - 78.

Ценностные ориентиры На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме

Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»


Пояснительная записка


Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям: -развитие связной речи; -подготовка к обучению чтения; -подготовка к обучению письму. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи. При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности. Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Содержание курса «От слова к букве»

Основные разделы курса

1.

Развитие речи


Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.


Составление рассказа по плану.


Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.


Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.


Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.


Подбор обобщающих слов к группе предметов


Диалог, монолог, косвенная речь.

2.

Знакомство с буквами.


Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем


Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.


Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

3.

Художественная литература


Сказка:

*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.


Рассказ:

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

1

Устная речь. Предложение. Слово.

1


2

Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

1

3

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

1

4

Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».

1

5

Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки

1

6

Звуки [а], [ у ]. Схема предложения.

1

7

Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

1

8

Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница».

1

9

Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

10

Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

11

Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.

1

12

Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных.

1

13

Звук [л - л']. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.

1

14

Звук [ м - м']. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».

1

15

Звук [ н -н']. Драматизация сказки «Теремок».

1

16

Звук [ р -р']. Рассказ «Моя семья».

1

17

Звуки [ в-в'], [ ф-ф' ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.

1

18

Звуки [ з-з'], [ с-c' ]. Гласные и согласные звуки.

1

19

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.

1

20

Звуки [ б-б'], [ п-п' ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания.

1

21

Звуки [ д- д' ], [ т-т' ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему.

1

22

Звуки [ г-г'], [ к-к' ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания.

1

23

Звуки [х-х'],[ц ]. Буквы Хх,Цц.

1

24

Звуки [щ'], [ч'], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне.

1

25

Ь и Ъ знаки.Драматизация сказки «Колобок»

1

26

Повторение по теме : «Алфавит»

1


Планируемые результаты: - ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба; - правильно произносить все звуки; -отчётливо и ясно произносить все слова;

-выделять из слов звуки;

-находить слова с определённым звуком;

-определять место звука в слове;

-соблюдать орфоэпические нормы произношения;

-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

-соблюдать элементарные гигиенические правила;

-ориентироваться на странице в тетради.


Предмет «Формирование элементарных математических представлений»

представлен курсом

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.







Содержание курса «Математические ступеньки»

Основные разделы курса

1.

Арифметический


Числа от 0 до 10.


Счёт предметов.


Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.


Сравнение чисел первого десятка.


Свойства натурального ряда чисел.


Цифры и числа.


Решение задач с помощью рисунков.


Чтение чисел.

2.

Геометрический


Сравнение :

- по форме;

-по размеру;

-по расположению на плоскости, в пространстве;

-по назначению;

-по цвету.


Изготовление моделей фигур из бумаги.

3.

Содержательно-логический


Развитие :

-внимания;

-памяти;

-воображения;

-мышления.


Диктанты:

-зрительные;

-слуховые.


Выполнение заданий:

-выделение существенных признаков;

-выявление закономерностей;

-проведение анализа;

-синтеза;

-сравнения.

Календарно-тематическое планирование предмета

«Формирование математических представлений»

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева.

1

2

Столько же. Больше, меньше.

1

3

Длиннее, короче. Сравнение предметов.

1

4

Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.

1

5

Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.

1

6

Число и цифра 1.

1

7

Число и цифра 2. Пара.

1

8

Число и цифра 3.

1

9

Равенство.

1

10

Число и цифра 4.Вверху. Внизу.

1

11

Число и цифра 0.

1

12

Сложение.

1

13

Число и цифра 5.

1

14

Вычитание.

1

15

Запись выражений на вычитание и сложение.

1

16

Запись и решение равенств.

1

17

Число и цифра 6.

1

18

Число и цифра 7.

1

19

Число и цифра 8. Весёлый счёт.

1

20

Число и цифра 9. Найди общие элементы.

1

21

Решение задач с помощью рисунков.

1

22

Число 10.

1

23

Счёт предметов в прямом и обратном порядке.

1

24

Части суток, их последовательность.

1

25

Значение понятий вчера, сегодня, завтра.

1

26

Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.

1


Планируемые результаты:
- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).






Предмет «Ознакомление с окружающим миром»

представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»


Пояснительная записка Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Содержание курса «Зелёная тропинка»


Основные разделы курса

1.

Наши друзья - животные


Обитатели живого уголка.


Домашние животные.


Животные нашей местности.


Наблюдение за поведением животных.


Сравнение животных.


Распознавание животных на рисунках и в природе.

2.

Зеленое чудо - растение


Растения нашей местности.

-выращивание

-рисование


Декоративные растения.

-лепка

-аппликация


Овощи и фрукты.

-лепка

-аппликация

-рисование

3.

Круглый год


Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года:

-осень

-зима

-весна

-лето







Календарно-тематическое планирование предмета

«Ознакомление с окружающим миром»


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Человек и природа.

1

2

Неживая природа осенью.

1

3

Растительный мир осенью.

1

4

Животный мир осенью.

1

5

Птицы нашего двора.

1

6

Насекомые и рыбы.

1

7

Домашние животные. Обитатели живого уголка.

1

8

Наши друзья-животные.

1

9

Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.

1

10

Неживая природа зимой.

1

11

Растения зимой.

1

12

Животный мир зимой.

1

13

Зелёное чудо - растения. Части растений.

1

14

Овощи и фрукты.

1

15

Травянистые растения.

1

16

Кустарники.

1

17

Разнообразие деревьев.

1

18

Съедобные и несъедобные ягоды.

1

19

Мхи и Папоротники.

1

20

Грибы.

1

21

Неживая природа весной.

1

22

Растения весной.

1

23

Животный мир весной.

1

24

Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга?

1

25

Неживая природа летом

1

26

Растения летом. Животный мир летом

1


Планируемые результаты:

Неживая природа:

Дети должны:

-иметь представление о сезонных изменениях в природе;

-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа:

Дети должны иметь представление:

-о домашних животных;

-о перелётных и зимующих птицах;

-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир:

Дети должны иметь представление:

-об условиях необходимых для роста растений;

-о лесных ягодах и грибах;

-об овощах и фруктах;

- о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.




ЛИТЕРАТУРА:

Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008

Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.



© 2010-2022