Разработка интегрированного урока по чтению и информатике (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интегрированный урок «Снежная книга» Предметы: литературное чтение и информатика Учителя: Жукова О.А., учитель начальных классов, Мовчан Л.Т., учитель математики и информатики Класс: 3 «Б» класс Цель: создать условия для усвоения нового произведения и его автора; совершенствование навыков работы в графическом редакторе Paint Задачи: познакомить с произведением М.Зверева, учить читать и слушать текст, выявлять основную мысль текста и соотносить её с темой; совершенствовать умение работать с инструментами графического редактора, с фрагментами рисунка (выделение, перемещение); Развивать общеречевые навыки, наглядно-образное мышление, обогащать словарный запас; развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе; развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся; Воспитывать любовь к природе и бережное отношение, стремление узнавать больше о природе родного края; воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность. Тип: интегрированный урок литературного чтения и информатики Ожидаемый результат: смогут выделять особенности изучаемого произведения; расширят кругозор о животном мире родного края, усовершенствуют умение работать с инструментами графического редактора, отработают алгоритмы выделения, перемещения фрагмента рисунка на практике

Ход урока 1. Организационный момент (2 мин) 1.1. Психологический настрой (0,5 мин) (слайд 1, музыка «Звуки зимнего леса») Учитель приглашает всех ребят организовать круг. Ученики становятся в круг. Мовчан Л.Т. читает стихотворение: Ребята, сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказочное место. Мы входим с вами в лес. Сколько здесь вокруг чудес. Здравствуй лес, дремучий лес Полный сказок и чудес! 1.2. Стратегия «Следы» (0,5 мин) (слайд 1, музыка «Звуки зимнего леса») Ученики стоят в кругу, каждому учитель раздает карточки с изображением следов. - Посмотрите, ребята, на рисунки. Раньше на уроках мы рассматривали картины художников, сами учились рисовать в графическом редакторе. Но, не только человек может быть художником, животные тоже оставили изображения… на снегу. Вот по этим следам вы и организуйте группы. Дети делятся на четыре группы по изображению следов. 1.3. Повторение правил работы в компьютерном классе. (0,5 мин) (слайд 2, затем флипчарт) - Прежде, чем мы начнем, давайте повторим основные правила поведения в компьютерном классе. У вас у всех открыта страница на ноутбуках с правилами, но что-то в них напутано. Нужно верные правила переместить в правый столбец, а неверные в левый. Выполняем задания индивидуально. Один ученик в это время выполняет тоже задание на интерактивной доске. Ребята, давайте проверим, справился ли ваш одноклассник с заданием? Весь класс оценивает, показывая пальцем «правильно/неправильно» (ОдО). А у кого другой ответ получился? (таких нет). Отлично, правила поведения в компьютерном классе повторили. Но, это еще не все правила, которые понадобятся нам сегодня. Правила работы в группе. (0,5 мин) (слайд 2, конверт с правилами) Так как мы работаем в группах, то правила работы в группе нам тоже необходимы. У вас на столах лежат в конверте №1 правила. Выберите из них 4, которые вы считаете наиболее важными для работы в команде (Выслушивай, не перебивая. Придерживайся темы. Любые идеи имеют ценность. Уважай различные мнения. Любые вопросы важны. Избегай прямых указаний. Не покидать группу. Говорить тихо и спокойно. Соблюдать очередность). Для этого задания сколько времени вам потребуется? (0,5 минуты). 0,5 минуты команды отбирают правила, затем спикер каждой команды зачитывает правила работы в группе. Чтобы определить спикера, посмотрите на карточки со следами, у кого нарисована снежинка, тот и спикер (распределение обязанностей). - Отлично. Молодцы! 2. Актуализация знаний Жукова О.А.: 2.1. Чтение пословицы (по себя, громко, тихо) (слайд 3) Кто много читает, тот много знает. 2.2. Дыхательная гимнастика (слайд 4) а) Сдуть снежинку с ладони; б) Вдыхаем сосновый аромат; в) Посчитать снежинки. Весь класс оценивает, показывая пальцем «правильно/неправильно» (ОдО). 2.3. Скороговорка (слайд 4) Работа по листу №5. Учащиеся на столах выбирают из папки «Скороговорки» лист №5. 2.4. Составление кластера по домашнему заданию Каждый ученик дома выполнил индивидуальный кластер по разделу «Дружба». На уроке в группах обсуждают и составляют один кластер. Ученики из разных групп «ходят в гости» в другие группы, оценивая работы на «3, 4, 5» (ОдО). Вывод делает один ученик. 2.5. Командные задания - Как вы думаете, что мы увидим в зимнем лесу? (деревья, животных, птиц, следы, шишки на сосне). (слайд 5) - Хорошо, вы все правы. Каждая команда получает задание (слайд 6) 1 команда: на ёлочке: загадки (животные - 3 и устройства компьютера - 3) 2 команда: на сосновой шишке: задание на соответствие (пейзаж - описание; 3 инструмента - определение/назначение) 3 команда: на зайце: тематическая группа слов (из множества слов выбрать слова о графическом редакторе; из множества слов выбрать слова о зимнем лесе) 4 команда: на птичке: работа с видами текста (прочитать текст и определить его вид) и составление алгоритма (переместить фрагмент рисунка по рабочей области). 2.6. Проверка Взаимопроверка по часовой стрелке. Оценивание смайликами (правильно - смайлик с улыбкой, с ошибками - равнодушный, неправильно - грустный). 2.7. Дерево предсказаний (слайд 7) - Так чем же мы будем заниматься на сегодняшнем необычном уроке? Ученики пишут на стикерах свои предположения и наклеивают на дерево предсказаний. Чтобы сэкономить время: дерево предсказаний на слайде, ученики высказывают свои предположения (Чтение: читать, анализировать, искать. Информатика: рисовать в Paint, правильно пользоваться инструментами, рисовать лес, сказку, перемещать часть/фрагмент рисунка). 3. Знакомство с новыми знаниями 3.1. Стратегия «Природа - это…» (слайд 8) Все учащиеся снова образуют круг. Учитель предлагает продолжить фразу «Природа - это…». Начинает учитель информатики «Природа - это тайна», передаёт табличку ученику, тот продолжает высказывание, передает табличку следующему и т.д. Последним табличку берет учитель начальных классов и подводит итог. 3.2. Деление на группы Учитель информатики угощает учеников дарами сказочного леса «снежинками» (конфеты «снежок»). Дети разворачивают конфету и находят внутри номер своей группы, таким образом формируются новые по составу группы. 3.3. Разгадать название произведения (слайд 9) На экране выведено на слайде: ЯАНЖЕНС АГИНК Ученики разгадывают СНЕЖНАЯ КНИГА (ответ она слайде) Предположение: о чём? Ученики высказывают свои предположения. Учитель корректирует. 3.4. Отгадай кто автор - Вы знакомы с творчеством этого человека. Этот автор всю свою жизнь прожил в Казахстане в городе Алматы. (Максим Зверев) 3.5. Информация о М.Звереве (слайд 10) (Одаренные и талантливые) Ученику заранее дается задание подготовить сообщение по данной теме, самостоятельно выбрать важные факты. На доске портрет писателя (на слайде). Произведения писателя (слайд 11). 3.6. Чтение произведения учителем и учениками (слайд 12) одаренный ребенок (Начало наизусть - пейзаж) Словарная работа (слайд 13). 3.7. Первичный анализ (слайд 14) Выбрать на компьютере жанр, тему, вид текста (на рабочем столе папки «тема», «жанр», «вид текста»). Взаимопроверка, ответ появляется на слайде (по щелчку). 4. Работа в группах (слайд15, затем распечатка на принтере, слайд 16 во время защиты) 1 группа «Зоологи» составляют цепочку животных из текста в графическом редакторе, расставляя/перемещая изображения животных в соответствии с текстом. (на заранее распечатанных листах + соотнести рисунок). Хорёк - мыши - тетерев - горностай - ласка - лось - рысь. Получится в результате постер. Какие знания потребовались? Выделение фрагмента рисунка, перемещение фрагмента рисунка, печать рисунка. 2 группа «Натуралисты» выбирают сравнения/описания из текста изображения следов животных в графическом редакторе. Бисер мышиных точек; крестики тетеревов; ямки следов горностая; * следы лося ________ (похожи на листочки); следы рыси _______ (похожи на цветочки). (дополнить самим) Получится в результате постер. Каким инструментом воспользовались? (Надпись, прозрачный фон) 3 группа «Художники» в графическом редакторе рядом с изображением животного создают следы. Какими инструментами воспользовались? (Кисть, распылитель, прямая, карандаш) Получится в результате постер. 4 группа «Экологи» работают с книгой. Вопрос №3. Что можно прочесть в «Снежной книге»? Составить советы по тексту (1. Наблюдай утром. 2. Будь терпелив. 3. Будь внимателен. 4. Не зевай. 5. Изучай следы. 6. Не вреди природе!). Какие знания понадобились? (Правила набора текста). Функциональная грамотность (слайд 17): собака - следы собаки - выведут к селу (знать обязательно). 5. Физминутка (отдельная презентация) Стратегия «Зверя по следам» Учитель информатики проводит физминутку под музыку «Зверя по следам» из мультфильма «Маша и Медведь». На интерактивной доске ролик с различными зверями, выполняющими физические упражнения. 6. Деление на группы Учителя раздают детям снежинки 4 цветом, по которым учащиеся делятся на новые 4 группы. 8. Создание страниц (слайд 18, слайд 19 - о собаке) - Ребята, а сейчас мы предлагаем вам создать свою «Снежную книгу». Мы уже создали первую страницу этой книги и посвящается она собаке. Посмотрите на экран, на этой странице вы найдете описание этого животного, изображение, вид следов на снегу и место обитания. Теперь и вы в группах создайте свои страницы «Снежной книги». А чтобы это было быстрее, распределите обязанности: один участник команды создает следы, второй ищет описание животного, третий собирает изображение, четвертый создает пейзаж/зону обитания животного. (В графическом редакторе с помощью инструментов изображают следы. Описание выбирают из текста в книге, набранного на ПК, электронной энциклопедии. Изображение животного собирают в Графическом редакторе как мозаику, отрабатывая действия выделение, перемещение объекта. Пейзаж изображают в графическом редакторе копируя и перемещая фрагменты (деревья), самостоятельно рисуя снег, небо и т.д.). Учитель помогает все отправить по сетке на главный ПК и собрать в единую страницу каждой команде. Результат выводится на экран. Оценивание баллами в оценочных листах. 9. Рефлексия 9.1. Дополни предложение (каждый ученик по чтению или по информатике). я познакомился с ... было непросто ... я добился ... у меня получилось ... мне запомнилось ... я попробую ... 9.2. Стикеры на дерево предсказаний «Чего жду от следующего урока». Хотелось бы… 9.3. «Снежинки». Учитель читает стихотворение. Лучистое солнце Не делится на части. И вечную землю нельзя разделить. Но искорку счастья Ты можешь, ты должен, ты в силах Друзьям подарить! Ребята, напишите на снежинке пожелание своему однокласснику, а сейчас мы приглашаем вас образовать круг и подарить снежинку своему соседу слева. Ученики пишут пожелания друг другу (было комфортно работать и т.д.) на снежинке и дарят одноклассникам. 10. Домашнее задание Задание выведено на сладе Выбери сам: По литературному чтению: А) чтение; Б) наизусть 1 абзац. По информатике: А) изобразить следы всех зверей из рассказа; Б) нарисовать лесных зверей. 11. Контроль 11.1. Узнай следы (на слайде): горностай, тетерев, заяц, лиса, лось, собака. 11.2. Замечательные рисунки получились у нас сегодня. А чтобы создать эти рисунки какой графический редактор вы использовали? (Paint) С помощью каких инструментов их изобразили? (Кисть, овал, прямая) Спасибо за урок.

© 2010-2022