Конкурсное задание Учебное занятие. Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме Зеленый заяц Г. М. Цыферов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ершкова Галина Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ Первомайской СОШ № 2 Нижегородской области


Тема урока: Г. Цыферов «Зелёный заяц»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия

-для ознакомления со сказкой Г. Цыферова «Зеленый заяц»;

- развитие способности «творческого» видения смыслов художественного текста;

- раскрытие и освоение учениками позиций читателя и автора; - формирование в сознании читателя нравственно - личностных категорий и образно-понятийных, смысловых установок для постижения сущности изучаемого предмета; -развитие коммуникативных способностей.

-развитие речи

Задачи:

- расширять представления детей о таких литературных понятиях, как «тема», «идея», «литературный жанр».

-ввести новое понятие «структурная модель художественного произведения» - «литературная карта» (из личного опыта).

- развивать монологическую речь детей, воображение, расширять словарный запас, способствовать развитию умения пользоваться разными информационными источниками.
















Конспект урока по литературному чтению.


  1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Книги читай, однако помни - книга книгой, а своим мозгом двигай!

Максим Горький (Слайд № )

Чтобы новое узнать,

Будем книгу мы читать.

Но не просто так читать,

А глубоко изучать!

Чему же мы учимся на уроках литературного чтения?

(Мы научимся читать книгу, произведение)

Вывод: мы научимся работать с художественным произведением.

- С каким настроением вы пришли на урок литературного слушания?

(Слайд 2)

-Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке?

-Давайте улыбнёмся друг другу и с радостным настроением возьмемся за дело.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, мы продолжаем наш урок. Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами конверты с карточками-моделями литературных жанров, к ним нужно подобрать темы произведений. У каждой пары какой - то один литературный жанр.

Помните о правилах работы в паре. (Слайд 3)

Правила работы в парах.

  1. Нужно уметь договариваться с другом

  2. Любое мнение ценно.

  3. Нужно интересоваться мнением друга.

  4. Обращаться нужно по имени.

Дети работают в парах.

Конверты с моделями

СТИХИ о Родине

РАССКАЗЫ о детях

СКАЗКИ о природе

о животных

приключения и волшебство

Проверяют по эталону. (Слайды № )

3. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.

Ребята, отгадайте о ком пойдет речь на уроке?

(Дети у доски рассказывают о животном - 4 человека)

1.Это животное живет по всему свету. Его не встретишь только на Мадагаскаре и в Антарктиде.

  1. У него хорошее зрение и слух.

  2. У него имеется коротенький хвостик до 6 см.

  3. Эти животные не имеют проблем с питанием.

- Догадались кто это? (Это заяц) Учитель. Считается, что слово «заяц»- это общеславянское слово и происходит от слова «заи», что обозначает «прыгун». Мы знаем зайца по сказкам и воспринимаем его таким робким, слабым и трусливым. Мы его очень любим и жалеем. Но мы знаем и другого зайца из мультфильма «Ну, погоди!». Там зайчишка очень обоятельный, ловкий и сообразительный. А главное смелый.

- О ком же мы будем читать на уроке?

- Прочтите название произведения (хором). (Слайд № )

- Попробуйте определить литературный жанр этого произведения по его названию?

(Это сказка. Потому что …)

- Как вы думаете, какой зайчик будет в этом произведении робким и слабым или смелым и сообразительным?

(Предположения детей)

- Что нам нужно узнать на уроке? Назовите цель урока.

(Нужно узнать какой зайчик в произведении.)

- Как можно поработать с этим текстом?

(Можно почитать выразительно, пересказать, ответить на вопросы по тексту, определить тему и идею и т. д.)

Учитель читает цели со слайда. (Слайд № )

Вот портрет автора Г. Цыферова. (Слайды № )

Цыферов Геннадий Михайлович родился 26 марта 1930 в Свердловске

Геннадий Михайлович Цыферов писал добрые сказки для маленьких детей. Где трудные жизненные проблемы объясняются просто и понятно.

Герои сказок - цыплёнок, ослик, слонёнок, медвежонок, маленький великанчик и паровозик - всегда готовы прийти на помощь друг другу и защитить слабого. Они храбрые, любознательные, добрые и весёлые. Многие сказки Геннадия Цыферова стали мультфильмами. Паровозик из Ромашково, Лошарик , Лягушонок ищет папу и другие мультики малыши с удовольствием смотрят вместе с мамами и папами и даже бабушками и дедушками.

Он написал такие книги: «В медвежачий час», «Жил на свете слоненок», «Как лягушонок искал папу», «Как стать большим», «Кто всех добрее», «Маленький великанчик», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Сказки на колесиках», «Сказки старинного города», «Тайна запечного сверчка», «Что у нас во дворе?» и др..

Умер 4 декабря 1972 г.

4. Физкультминутка.

5. Открытие нового знания. Первичное слушание произведения.

Инсценирование сказки при помощи детей с. 87 - читает учитель.

- Как вы думаете, что произойдет дальше с зайцем?

(Предположения детей)

Играют дальше с. 88

Обсуждение.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Кого было вам жаль в произведении? Почему?

- Значит, это произведение не только смешное, но и поучительное.

- Какой это литературный жанр? Почему?

- Ребята, давайте проверим вашу зрительную внимательность. Сосчитайте, сколько зеленых зайчиков спряталось на лугу? (Слайд № )

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Читают по цепочке. Обсуждают.

- О чем эта сказка?

- Назовите тему.

Тема: «Как зайчик стал зеленым» (Слайд № )

или дети могут назвать «Зелёный заяц».

- Прочтите предложение со словом корить.

- Где можно узнать значение слова, если мы не можем его точно объяснить?

( В толковом словаре)

- Давайте обратимся к нему.

Корить - упрекать, попрекать. Корить за ошибки. - Толковый словарь русского языка (Слайд № )

  1. Физкультминутка.

(Дети танцуют под песенку лягушки)

8 . Первичное закрепление. Этап глубокой проработки произведения.

Самостоятельное чтение в парах по цепочке.

Работа над вопросами с. 88

  1. Как ты думаешь, почему зайчик послушался лягушку?

(Он сам не подумал и растерялся.)

  1. Всегда ли ты делаешь то, что тебе говорят другие?

(Ответы детей.)

- Что произошло, когда зайчик стал зеленым?

(Лягушки стали над ним смеяться.)

-Какие чувства по - вашему испытал зайчик, когда его все увидели зеленым? (Ему стало стыдно и неловко.)

Вывод: такие же чувства испытывает человек,если хорошенько не подумал сам. Тогда может попасть в глупую ситуацию и над ним все будут смеяться. Когда вы захотите над кем- нибудь посмеяться вспомните об этом зайчике и его чувствах.

  1. Хорошо ли, что мы все разные? Должны ли быть все одинаковыми? Почему?

- Какой совет вы бы дали зайцу? (Прежде, чем что-то сделать, нужно самому подумать.)

Этот совет - это тема или идея произведения?

- Назовите идею.

Идея: «Нельзя жить чужим умом» (Слайд № )

- Есть ли в сказке вывод, к которому мы пришли?

- Значит идея в произведении была для нас открыта или скрыта?

- Для чего так сделал автор? (Хотел нас заинтересовать. Хотел нас заставить подумать.)

9. Самостоятельная работа в парах.

- Что помогает нам иногда делать вывод в произведении? (пословицы)

-Продолжаем работу над произведением Г. М. Цыферова «Зеленый заяц».

Обсудите в парах заголовок и ответьте на вопрос:

- С к теме или к идее он близок? Докажите свое мнение.

Подберите подходящую пословицу к произведению.

Пословицы.

Глуп тот, кто живет чужим умом.

Ум имей хоть маленький, да свой.

Ворона и за море летала, а умна не стала.

Учитель слушает ответы детей. (Слайд № )

10. Первичное закрепление в измененной ситуации. Характеристика главных героев сказки. (Работа с интерактивной доской.)

Давайте прочитаем выразительно по абзацам эту сказку и составим покадровое словесное изображение.

1 абзац- Что можно увидеть на 1 кадре?

2 абзац - Что можно увидеть на 2 кадре?

3 абзац - Что увидим на 3 кадре?

- Сколько всего кадров в сказке получилось? (3)

- Какой зайчик в произведении? (неуверенный, робкий, глупенький)

- Какой вы увидели лягушку в сказке? (уверенная, не сомневается в своей правоте)

Давайте подберем точную характеристику зайчику на доске. (Один ученик подбирает характеристику главному герою)

11. Творческое применение новых знаний. Работа в группах. Краткосрочный проект «Книжка-малышка» (Слайд № )

Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Мы будем по сказке «Зеленый заяц» выполнять коллективный проект. Будем раскрашивать рисунки к сказке и собирать «книжку-малышку».

- Как мы уже определили в сказке 3 кадра, 3 картинки. С этими картинками и текстом вы будете работать.

Задания для групп.

1 группа - составляет обложку (Литературный жанр, автор, заголовок)

Остальные группы выбирают каждая свой кадр, раскрашивают картинку, подбирают правильно текст, вырезают его и наклеивают под картинкой. 2 группа - выбирают 1 кадр. 3 группа - выбирают 2 кадр.

4 группа - выбирают 3 кадр.

Правила работы в группе.

  • Говори спокойно и ясно;

  • Говори только по делу;

  • говори по очереди;

  • обращайся к другу по имени.

Проверка у доски и сбор книжки - малышки.

(1 картинка - лягушки на лугу сидят одни, 2 картинка - пришел серый зайчик, 3 картинка - зайчик зеленый, он обиделся и уходит)

11. Повторение и включение новых знаний в систему знаний, введение понятия «литературная карта».

- Моделирование структуры произведения при помощи объемных фигур.

- Какое произведение изучили на уроке? (Сказку о животных) Выходит ученик к доске, берет модель.

- Кто автор? (Выходит ученик к доске, называет и берет модель).

- Что запомнили про заголовок? (Заголовок «Зеленый заяц» выражает тему)

- Назовите тему. (…..)

- Идея сказки? (…)

- Значение какого слова мы уточняли по словарю? (Корить)

Вывод: ребята, все что мы сейчас делали с этими моделями будем называть в дальнейшем «литературной картой произведения». Посмотрите как она выглядит. (Слайд № ) Спасибо за работу, садитесь.

-

12. Рефлексия. (слайд № )

Расскажите, как прошел наш урок.

- Мне было интересно ….

- Я узнал, что ……

- Я запомнил …..

- Я научился работать в ……



© 2010-2022