Статья о проектной деятельности в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность в начальных классах

Учитель начальных классов: Курочкина С. А.
Учебная исследовательская, проектная деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характеризуется: целенаправленностью, активностью, предметностью. Её результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний для учащихся. В современных школьных программах детская проектно-исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя. В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований: - по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные; - по месту проведения: урочные, внеурочные; - по времени: кратковременные, долговременные; - по теме: предметные, свободные; В ходе выполнения проектов, у учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, математические, технологические. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для нас на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринужденной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель - создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории. В наше время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Цель работы - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:

  • - обучение проведению учебных исследований младших школьников
  • - развитие творческой исследовательской активности детей

  • - стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

  • - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, делая вывод, фиксируем результаты. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Им дается возможность сблизиться с детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. В нашем классе многие проектные работы носят коллективный характер, как, например, сбор материала для изготовления газет к праздникам или по заданным темам. Тематика определяется учителем, но совместно мы решаем какие страницы будут в газете: заголовок, пожелания или поздравления, загадки, стихи, тексты, пословицы, открытки, рисунки, фото. Учащиеся делятся на 3 группы - по колонкам. Каждый ученик или группа ребят выбирают страницу газеты, для которой они собирают материал. Их задача заключается в отборе и оформлении этого материала. Каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, весь материал пополняет папку колонок. Так дети приучаются работать в коллективе. Учитель должен быть помощником, путеводителем. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае обычно читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Проектная деятельность помогает направить учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники». Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно. Готовый материал оформляет редколлегия. Дается положительная оценка всем участникам проекта.

Организация исследования включает в себя следующие этапы: 1. Подумать самостоятельно. Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? 2. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов. 3. Спросить у других людей. Запиши интересную информацию, полученную от других людей. 4. Использовать Интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Этапы работы над проектом В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности? - Открывает возможности формирования жизненного опыта. - Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении. - Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. - Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. - Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту. В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

  • Открывает возможности формирования жизненного опыта.
  • Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  • Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  • Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
  • Ведет учащихся по ступенькам роста личности.

Исследовательской работой можно заниматься и на любом уроке и во внеклассной работе.

Схема проектной деятельности:

1 Тема

Выбор ученика или предложение учителя.

Предмет, основное содержание рассуждения, изложения.

2 Цель

Звучит емко, лаконично, отражает тему проекта.

Написать, составить, сделать, узнать, доказать и т. д.

3 Задачи

Шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь цели.

Изучить, описать, установить, выяснить, привлечь и т.д.

4 План действий.

Последовательность и сроки выполнения.

Подобрать, изучить литературу.

Изучить информацию в сети.

Подобрать фото, репродукции, фильмы и т.д.

Провести наблюдение, опыт, опрос.

Выполнить рисунки, модели, схемы, макеты и т. д.

Сравнить полученные результаты.

Оформить результат.

Подготовить презентацию.

5 Форма проекта.

Продукт проектной деятельности.

Макет, модель.

Газета, журнал, буклет.

Атлас, карта, справочник, фото- отчет, фильм.

Игра, праздник, экскурсия.

Ремонт помещения, площадки.

6 Защита проекта.

Демонстрация полученного продукта.

Выставка, аукцион, экскурсия.

Спектакль, концерт, праздник.

Демонстрация видеофильмов, моделей и т. д.


© 2010-2022