- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья о проектной деятельности в начальной школе
Статья о проектной деятельности в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курочкина С.А. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность в начальных классах
Учитель начальных классов: Курочкина С. А.
Учебная исследовательская, проектная деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характеризуется: целенаправленностью, активностью, предметностью. Её результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний для учащихся. В современных школьных программах детская проектно-исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя. В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований: - по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные; - по месту проведения: урочные, внеурочные; - по времени: кратковременные, долговременные; - по теме: предметные, свободные; В ходе выполнения проектов, у учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, математические, технологические. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для нас на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринужденной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель - создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории. В наше время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Цель работы - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- - обучение проведению учебных исследований младших школьников
-
- развитие творческой исследовательской активности детей
-
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, делая вывод, фиксируем результаты. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
Организация исследования включает в себя следующие этапы: 1. Подумать самостоятельно. Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? 2. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов. 3. Спросить у других людей. Запиши интересную информацию, полученную от других людей. 4. Использовать Интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Этапы работы над проектом В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности? - Открывает возможности формирования жизненного опыта. - Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении. - Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. - Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. - Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту. В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?
- Открывает возможности формирования жизненного опыта.
- Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
- Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
- Ведет учащихся по ступенькам роста личности.
Исследовательской работой можно заниматься и на любом уроке и во внеклассной работе.
Схема проектной деятельности:
1 Тема
Выбор ученика или предложение учителя.
Предмет, основное содержание рассуждения, изложения.
2 Цель
Звучит емко, лаконично, отражает тему проекта.
Написать, составить, сделать, узнать, доказать и т. д.
3 Задачи
Шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь цели.
Изучить, описать, установить, выяснить, привлечь и т.д.
4 План действий.
Последовательность и сроки выполнения.
Подобрать, изучить литературу.
Изучить информацию в сети.
Подобрать фото, репродукции, фильмы и т.д.
Провести наблюдение, опыт, опрос.
Выполнить рисунки, модели, схемы, макеты и т. д.
Сравнить полученные результаты.
Оформить результат.
Подготовить презентацию.
5 Форма проекта.
Продукт проектной деятельности.
Макет, модель.
Газета, журнал, буклет.
Атлас, карта, справочник, фото- отчет, фильм.
Игра, праздник, экскурсия.
Ремонт помещения, площадки.
6 Защита проекта.
Демонстрация полученного продукта.
Выставка, аукцион, экскурсия.
Спектакль, концерт, праздник.
Демонстрация видеофильмов, моделей и т. д.