Конспект урока по окружающему миру на тему Кто такие рыбы?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

по окружающему миру в 1 классе
Тема урока: Кто такие рыбы? Образовательная система (УМК): Школа России Цель урока: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб. Планируемые результаты:

Личностные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• развивать интерес к предмету окружающего мира.

Метапредметные:

Регулятивные:

• понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

• осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника, рабочей тетради, тестов;

• замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников. Познавательные:

• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

• называть и различать окружающие предметы и их признаки;

• сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

Коммуникативные:

• участвовать в диалоге при выполнении заданий;

• задавать вопросы с целью получения нужной информации;

• высказывать свое мнение при обсуждении задания;

• умение оформлять свою мысль в устной речи.

Предметные:

• усвоение характерных признаков рыб;

• умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Средства обучения: компьютерная презентация, рабочая тетрадь, тесты, изображения рыб, ручка, цветные карандаши, бумажные «рыбки».

Литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. -- М.: 2001

2. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. Общие основы психологии

3. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч. Ч.1 - 96 с.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс: В 2 ч. Ч.1 - 96 с.: ил. - Обл. Ч. 2- 96 с.: ил. - Обл.

5. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 576(747) с.

6. ФГОС НОО, М.; 2013

7. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/11/06/konspekt-otkrytogo-uroka-kto-takie-ryby-po

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Средства обучения

Анализ этапа

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Эмоциональный настрой на работу

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Проверим, как мы готовы к уроку. Сегодня мы продолжаем знакомство с представителями живой природы.

Давайте ответим на вопросы мудрой черепахи!

Словесный метод (беседа)












  1. Актуализация знаний

Выявление уровня остаточных знаний Что такое окружающий мир? Какой бывает природа? (живой и неживой) Что относится к неживой природе? Приведите примеры живой природы. Какие вы знаете группы растений? Приведите примеры (травянистые, кустарники, деревья) Почему листья меняют свой цвет? Приведите примеры листьев. Что такое видоизменённые листья? (хвоинки). Какие деревья имеют хвоинки? Из каких частей состоит растение? (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых) Приведите примеры насекомых, которые вам известны. Игра «Да - нет». Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет - то встаём из-за парты. 1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да) 2. Муха - это насекомое? (да) 3. У насекомого 8 ног? (нет) 4. Божья коровка спасает растения от тли? (да) 5. Паук - это насекомое? (нет) 6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да) 7. У бабочки 6 крыльев? (нет)

Кто помогает нам на уроке? (Муравьишка-вопросик)

Почему его так назвали?

У Муравьишки появился вопрос. Если есть вопрос - можем ли мы двигаться дальше? (нет)

Для того, чтобы двигаться дальше, нужно повторить то, что было на предыдущем уроке.

Откройте тесты на стр. 13. Работаем карандашом.

Какое из этих животных насекомое? Обведите нужную букву.

Какое из этих животных не насекомое? Обведите нужную букву.

На какой картинке жук нарисован правильно? Для этого вспомните отличительные его особенности. Обведите нужную букву.

Закройте тесты. Словесный метод (беседа)














Игровой приём














Практический метод
































Тетрадь для тестов, стр. 13 карандаш

  1. Выявление места и причины затруднения

Муравей Вопросик, путешествуя, сделал фотографии насекомых. Все ли здесь насекомые? (нет) Кто лишний? (щука) Почему щука лишняя? К какой группе животных она относится? О чём мы сегодня будем говорить? Наглядный метод Презентация
4. Реализация построенного проекта
Дать новые знания о растениях клумбы Кто такие рыбы? Приведите примеры рыб, которых вы видели. Рыбы - это водные животные. Героями каких сказок являлись рыбы? Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.) Муравьишка Вопросик хотел бы знать: - А могут ли рыбы жить на суше? Кто согласен? Муравьишка сомневается. Давайте продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему. Из каких частей состоит рыба? Давайте проверим правильность ваших ответов. Учитель по рисунку показывает строение тела рыбы. Это туловище рыбы. И у мамы, и у деток Вся одежда из монеток. (Рыбы). Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки- чешуйки). Значит тело рыбы покрыто чешуёй, это отличительный признак. Зачем она? Рыбья чешуя растёт всю жизнь, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. Также чешуя служит для защиты. Не у всех рыб есть чешуя. Исключение составляют такие рыбы, как сом (у него нет чешуи), акула (её тело напоминает наждачную бумагу). Это голова рыбы. Что находится на голове? (глаза) Это хвост и плавники. Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.) Это жаберная крышка. Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.) Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы! Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится плавательный пузырь, заполненный воздухом, вот он и поддерживает их в воде.) Назовите части, из которых состоит рыба. (туловище, голова, плавники, хвост, жаберная крышка) Посмотрите на экран. Рыбы расположены не просто так, а разделены на 2 группы. Подумайте, почему? (Рыбы разделены на группы по месту обитания.) Слева рыбы морские. Следовательно, для их жизни нужна вода морская (солёная). Морские рыбы: 1 -сельдь; 2 - треска; 3 - акула; 4 - морской окунь; 5 - камбала. Среди них сельдь и камбала не являются хищными рыбами, а треска, акула и морской окунь - хищники. Кто такие хищные рыбы? Как их отличить? (рот вниз) Справа вы видите только тех рыб, которые обитают в реках и озёрах. Для их жизни необходима пресная, то есть несолёная вода. Речные рыбы: 1 - окунь; 2 - щука; 3 - сом; 4 - карась; 5 - ёрш. Среди этих рыб только одна не является хищной - это карась. Остальные все хищные. Назовите среди рыб хищных и нехищных. Словесный (беседа, рассказ учителя)









Наглядный






Словесный (рассказ)
























Наглядный



















Аудиовизуальные (презентация)
5. Физминутка Профилактика утомления. Психоэмоциональная разрядка. Рыболов, рыболов Покажи свой улов! Я поймал леща большого И налима - вот такого! Двух горбатых, полосатых Окуней и двух линей, Щуку, карпа, судака… А в ведерке два малька.



6. Реализация построенного проекта Дать новые знания о растениях клумбы А кто знает, кто такой рыболов? (человек, который ловит рыбу) Что использует рыболов? (удочка, спининг) Когда лучше ловить рыбу? Рыболовство - очень древняя профессия. Рыболовством и охотой занимались наши предки много лет назад. Мужчины ловили рыбу, чтобы прокормить семью. А кто из вас ловил рыбу. Какую? Отгадайте, о какой рыбе идёт речь. (загадки сопровождаются картинками). На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом.) Это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Драчун и забияка Живет в воде, Кости на спине, И щука не проглотит. (Ерш.) Ёрш - речная рыба. Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.

Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука.) Щука одна из крупных речных рыб.
На дне один Лежит плоский блин. (Камбала.) Камбала - морская рыба. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками. Живу глубоко. Плыву легко, Зубастая, большая, Я рыба морская. (Акула.) Акулы отличные пловцы. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы - самые большие морские рыбы. На какие 2 группы можно разделить рыб? (речные и морские) Назовите речных и морских рыб, используя учебник на стр. 35 Словесный метод (рассказ учителя) Аудиовизуальные (презентация)
7. Первичное закрепление Выявить уровень усвоенного нового материала Игра «Поймай рыбку». Если рыба речная, хлопните в ладоши один раз, если морская - два. Щука, камбала, акула, сом, карась, сельдь, камбала, треска, окунь, ёрш. У каких рыб нет чешуи? (сом и акула) Эту рыбу иногда называют речным ежом. (ёрш) Эта рыба может менять окраску под цвет дна (камбала) Игровой приём



Словесный (беседа)

8. Самостоятельная работа
Выявить уровень усвоенного нового материала Рабочая тетрадь стр. 24 Задание 1. Закрасьте синим цветом кружок рядом с морскими рыбами, а рядом с речным зелёным. Практический Рабочая тетрадь, цветные карандаши
9. Включение в систему знаний и повторение Выявить остаточные знания, привить бережное отношение к растениям Кто такие рыбы? По каким признакам можно отличить рыб от других животных? На какие 2 группы разделяются рыбы по среде обитания? (речные и морские). Приведите примеры. Кто такие хищные рыбы? Приведите примеры. Из каких частей состоит тело рыбы? (картинка в помощь)
Словесный (итоговая беседа)









Наглядный (картинки)
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке Формирование навыков оценивания своей работы на уроке, способов достижения лучших результатов Оцените свои знания на конец урока (рыбки) Синяя - узнал на уроке много; Желтая - узнал, но не все, что хотел. Красная - ничего не узнал, ничего не понял. Те, кто поднял жёлтый и красный круг, подумайте, что нужно сделать, чтобы улучшить свой результат? Организационный приём (оценка своих знаний «рыбками») Наглядные средства обучения (бумажные «рыбки»)


© 2010-2022