- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Род имён существительных-3 класс
Урок русского языка Род имён существительных-3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Велигура Е.Н. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ф.И.О. : Велигура Елена Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тема: Род имён существительных
6 урок в разделе " Части речи", 4 урок в теме " Имя существительное"
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока: фронтальная, парная, групповая Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, словесный метод, частично - поисковый метод, самопроверка, проблемный.
Цель урока: организация деятельности учащихся по
формированию ценностного отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи: Образовательная: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного. Развивающая: развивать умения определять род имени существительного, оценивать свои достижения при выполнении заданий урока; развивать мыслительные операции. Воспитательная: создать условия для формирования интереса и уважения к русскому языку; прививать навыки дружеского общения. Здоровьесберегающая: создать на уроке атмосферу, способствующую сохранению психического здоровья.
Предполагаемый результат
Предметный результат: - знание о постоянных признаках существительного; - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение определять род существительных .
УУД:
Личностные: признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Регулятивные: определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному алгоритму, используя необходимые средства; умение организовать своё рабочее место и работу; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения;
определять последовательность действий для решения предметной задачи; формирование умения извлекать информацию из текста и схемы; делать логические выводы.
Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, в группе, планировать совместную деятельность, доносить свою позицию и понимать других, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения.
Педагогические технологии: технология системно - деятельностного метода обучения, технология оценивания учебных успехов, технология проблемного обучения, здоровье сберегающая технология.
Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, раздаточный материал , презентация ,интерактивная доска.
Ход урока
Приём
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Оценивание/формы контроля
I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин).
Цель: включение учащихся в учебную деятельность, самооценка готовности к уроку
«Рифмованное начало урока» Приветствует учащихся Определяет готовность к уроку Создаёт психологический настрой. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! -У вас хорошее настроение? (на слайде -1 смайлики, отражающие настроение.) -Только с хорошим настроением мы решим все поставленные задачи. Я желаю вам новых открытий.
Проверка готовности к уроку. Приветствие.
Выполняют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: -проявление учебно-познавательного интереса; целеполагание. Регулятивные: организация своего рабочего места, определение эмоционального состояния на уроке; оценивание готовности к уроку; настрой на продуктивную работу.
Самооценка готовности к уроку.
Оценка эмоционального состояния (смайлики настроения.)
II.Этап актуализации знаний - 4 мин.
Цель: актуализация знаний об известной части речи
«Корзина идей»
-Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.
Организует диалог, актуализирующий знания.
Фиксирует в виде тезисов «в корзинке идей» все высказывания и идеи, включая ошибочные; по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.
-Какие признаки имени существительного мы изучили?
- Какие из этих признаков постоянные?
Что значит термин «постоянный признак»?
(Не изменяются).
- Что значит термин «непостоянный признак»
(Изменяются).
Участвуют в беседе. Выполняют тренирующие, мыслительные операции .
Актуализируют ранее изученный материал.
Называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
Называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные) Приводят примеры -доказательства .
Личностные: ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
Познавательные: умение осуществлять актуализацию знаний полученных на предыдущих уроках, умение обобщать учебный материал. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог, доказывать свою точку зрения;
аргументация мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: умение планировать собственную деятельность на уроке; контроль, коррекция, оценка своих действий.
Выяснение готовности класса к изучению нового материала.
III. Постановка учебной проблемы -3 мин
Цель: выявления причин затруднения и постановка цели деятельности
"Ключевые слова" В русском языке очень много разных "тайн", в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке - раскрыть еще одну "тайну" данной части речи. Организует побуждающий диалог- исследование проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Актуализирует знания учащихся. -Прочитайте имена существительные.
НА ДОСКЕ: дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе. - Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение. - Сколько столбиков у вас получилось? (Три). - Мы с вами сделали первое открытие. Какое? - Сформулируйте тему урока. - Чему будем учиться на уроке? (Слайд 2-3)
Участвуют в диалоге.
Распределяют слова в группы по определенному признаку, опираясь на слова-помощники.
Высказывают предположения, с помощью учителя. Ставят цели, формулируют и уточняют тему урока.
Познавательные: проговаривать причины затруднений; формировать проблему, цель и тему для изучения; умение предлагать свои действия; разрабатывать план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы). Коммуникативные: -участвовать в обсуждении предложенной ситуации, высказывать свои мнения, суждения; сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации.
Регулятивные: проговаривать последовательность своих действий.
Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, тему, цель урока.
IV.Открытие нового знания -10 мин.
Цель: построение проекта выхода из затруднения (проблемной ситуации). Формирование умения определять род имен существительных
Проблемная ситуация
-Молодцы, вы смогли раскрыть «секрет» определения рода имён существительных . -Какого рода бывают имена существительные?
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он - мой.»
Средний род - оно, мое!
Это правило - твое! Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. -Род- это постоянный признак имени существительного или непостоянный? - Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей). - Что вы сами для себя «открыли»?
Сверим наши открытия с научными. Прочитайте правило на с.26.
Верны ли ваши открытия?
Отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения.
Приходят к выводу, что род имени существительного - постоянный признак имени существительного.
В процессе диалога «открывают» новые знания .
Делают вывод .
Сверяются свои выводы с научными по учебнику.
Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Познавательные :удерживать учебную задачу; анализировать проблемную ситуацию, организовывать поиск её решения, выдвигать гипотезы; извлекать информацию, делать выводы в результате совместной работы; умение работать с учебником.Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации; выражать свои мысли ; аргументировать свои мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль в ходе выполнения работы.
Оценка постановки учебной задачи, умения планировать действия по её решению.
V. Первичное закрепление - 5 мин.
Цель: установка осознанности восприятия нового , применение полученных знаний на практике
На слайде появляется загадка ( электр. приложение)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам просто мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь… (тишина).
Предлагает поработать в паре, найти имена существительные и определить их род
-Как вы будете определять род имён существительных? Расскажите своему соседу по парте ( алгоритм).
Работают в паре ( вспоминают правила работы в паре), делают записи в тетради.
Решают проблему с проговариванием алгоритма вслух, доказывая свой выбор, выделяют окончания.
1.Найди имя существительное.
2.Поставь его в начальную форму (ед. ч. Кто? Что?)
3.Определить род имён существительных при помощи личных местоимений (он - м.р., она - ж.р., оно - ср.р.)
Применяют новые знания на практике.
Осуществляют взаимоконтроль
Познавательные : умение выбирать действия по достижению цели; доказывать свою точку зрения, действовать по алгоритму; строить логические цепи рассуждения; структурировать знания. Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками; выражать свои мысли с достаточной коммуникацией.
Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию.
Взаимоконтроль . Умения применять ранее полученные знания при выполнении упражнения.
Физминутка - 2 мин.
Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью
Организует и проводит физминутку с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения
Личностные:
умение определять ценностное отношение к здоровому образу жизни
VI. Применение знаний и способов действия(сам. работа) - 8 мин.
Цель: организация деятельности по применению новых знаний;
индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Предлагает работу в группах. -Распределите слова в три столбика по родам.
Ж.р. М.р. Ср.р.
Бег, лопата, варенье, енот, окно, лебедь, игра, лицо, крот, сорока, арбуз, кольцо, аллея.
-Теперь по первым буквам слов прочитаем название животных, которые оставили следы. (ж.р.- лиса, м.р.- белка, ср.р - волк).
-Проверим, какая группа самая внимательная, и заметила, по какому еще признаку распределены слова в столбиках. (ж.р. -словарные слова, м.р.-слова с парной согласной в корне, ср.р.- слова с безударной гласной в корне) Работают самостоятельно, в группах(вспоминают правила работы в группе). Пошагово сравнивают свою работу с эталоном. Осуществляют самопроверку, самоконтроль. Проверяют по образцу. Повторяют орфограммы. Оценивают свою работу.
Познавательные: структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания; работать самостоятельно, в группе по плану; сравнивать пошагово с эталоном, проговаривая во внешней речи; делать выводы. Коммуникативные: договариваться в общности общего решения; строить высказывания, участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: осуществлять контроль; оценивать результат, проводить коррекцию, самооценку, взаимоконтроль.
Самостоятельная работа
Контроль усвоения, коррекция. Оценка работы в группах. Самопроверка выполненного задания по эталону, самооценка.
VII. Включение в систему знаний и повторение -6 мин.
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Приём
«Светофор»
-Можно ли по окончанию определить род имени существительного? Предлагает выполнить работу в тетради. Задание по выбору с последующей взаимопроверкой
- 1 вариант:
- 2 вариант:
Высказывают свои предположения. Выполняют разно-уровневые задания.
С помощью сигнальных карточек демонстрируют род имен существительных.
(Красная сигнальная карточка - имена существительные мужского рода; синяя - женского рода; зеленая - среднего рода)
Делают вывод. Сверяют свои предположения с учебником( имена существительные имеют родовые окончания).
Познавательные : самостоятельно создавать алгоритм деятельности ; строить логические цепочки; выполнять задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности; выполнять творческое задание. Коммуникативные: строить устные высказывания; участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные:
осуществлять контроль, оценивать результат, проводить коррекцию, самооценку.
Контроль усвоения, взаимоконтроль.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.
Цель: развитие рефлексивных умений. Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке
Картинный диктант Организует анализ деятельности учащихся. Показывает предметную картинку -Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли?
- Чему научились?
- Какого рода бывают имена существительные? Как определить?
-Кто или что вам помогало справиться с заданиями?
- Кто доволен своей работой? -Что понравилось вам сегодня на уроке?
- В чём вы испытывали трудность?
- Что вам было делать интереснее: работать самостоятельно, помогать другим или принимать помощь других ребят? Оцените себя с помощью «светофора».(Отмечают свое местонахождение на листе самооценки.)
Зеленый цвет- я всё понял
Жёлтый цвет - я ещё не всё понял
Красный цвет- мне нужна помощь Изменилось у вас настроение к концу урока? Покажите на рисунке , какое у вас сейчас настроение?
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Благодарит за урок.
Называют имя существительное , записывают, определяют род.
Приводят доказательства.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Отвечают на вопросы.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют, чему учились, делают вывод.
Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные : обобщать полученные знания, делать выводы; проводить рефлексию способов действия ;
анализ и осмысливание, своих достижений;
умение определять своё эмоциональное состояние на уроке. Коммуникативные: выражать свои мысли; формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения.Регулятивные:
осуществлять самооценку своей учебной деятельности, успешности на уроке, соотносить цель и результат; осуществлять контроль, коррекцию, самооценку.
Оценка и самооценка деятельности каждого.
VIII. Домашнее задание -3 мин.
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. 1. Подобрать к существительным пару женского рода: отец-дедушка). 2.Работа с деформированным текстом (по желанию). Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения. Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных. Комментирует дифференцированное задание. Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся. Проверяет понимание выполнения домашнего задания Обсуждает возможные трудности .
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы. Личностные: смыслообразование Познавательные: применять алгоритм при выполнении домашнего задания. Регулятивные: воспринимать информацию, выбирать домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов. соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом; способность организовать собственную деятельность. Самооценка умения применять полученные знания при выполнении домашней работы, самооценка своих способностей, интересов.