Урок русского языка Род имён существительных-3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. : Велигура Елена Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тема: Род имён существительных

6 урок в разделе " Части речи", 4 урок в теме " Имя существительное"

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма урока: фронтальная, парная, групповая Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, словесный метод, частично - поисковый метод, самопроверка, проблемный.


Цель урока: организация деятельности учащихся по

формированию ценностного отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи: Образовательная: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного. Развивающая: развивать умения определять род имени существительного, оценивать свои достижения при выполнении заданий урока; развивать мыслительные операции. Воспитательная: создать условия для формирования интереса и уважения к русскому языку; прививать навыки дружеского общения. Здоровьесберегающая: создать на уроке атмосферу, способствующую сохранению психического здоровья.



Предполагаемый результат

Предметный результат: - знание о постоянных признаках существительного; - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение определять род существительных .

УУД:

Личностные: признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Регулятивные: определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному алгоритму, используя необходимые средства; умение организовать своё рабочее место и работу; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения;

определять последовательность действий для решения предметной задачи; формирование умения извлекать информацию из текста и схемы; делать логические выводы.

Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, в группе, планировать совместную деятельность, доносить свою позицию и понимать других, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Педагогические технологии: технология системно - деятельностного метода обучения, технология оценивания учебных успехов, технология проблемного обучения, здоровье сберегающая технология.

Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, раздаточный материал , презентация ,интерактивная доска.


Ход урока

Приём

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин).

Цель: включение учащихся в учебную деятельность, самооценка готовности к уроку

«Рифмованное начало урока» Приветствует учащихся Определяет готовность к уроку Создаёт психологический настрой. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! -У вас хорошее настроение? (на слайде -1 смайлики, отражающие настроение.) -Только с хорошим настроением мы решим все поставленные задачи. Я желаю вам новых открытий.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Выполняют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: -проявление учебно-познавательного интереса; целеполагание. Регулятивные: организация своего рабочего места, определение эмоционального состояния на уроке; оценивание готовности к уроку; настрой на продуктивную работу.

Самооценка готовности к уроку.

Оценка эмоционального состояния (смайлики настроения.)

II.Этап актуализации знаний - 4 мин.

Цель: актуализация знаний об известной части речи


«Корзина идей»

-Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.

Организует диалог, актуализирующий знания.

Фиксирует в виде тезисов «в корзинке идей» все высказывания и идеи, включая ошибочные; по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

-Какие признаки имени существительного мы изучили?

- Какие из этих признаков постоянные?

Что значит термин «постоянный признак»?

(Не изменяются).

- Что значит термин «непостоянный признак»

(Изменяются).

Участвуют в беседе. Выполняют тренирующие, мыслительные операции .

Актуализируют ранее изученный материал.

Называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

Называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные) Приводят примеры -доказательства .


Личностные: ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

Познавательные: умение осуществлять актуализацию знаний полученных на предыдущих уроках, умение обобщать учебный материал. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог, доказывать свою точку зрения;

аргументация мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: умение планировать собственную деятельность на уроке; контроль, коррекция, оценка своих действий.





Выяснение готовности класса к изучению нового материала.



III. Постановка учебной проблемы -3 мин

Цель: выявления причин затруднения и постановка цели деятельности

"Ключевые слова" В русском языке очень много разных "тайн", в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке - раскрыть еще одну "тайну" данной части речи. Организует побуждающий диалог- исследование проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Актуализирует знания учащихся. -Прочитайте имена существительные.

НА ДОСКЕ: дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе. - Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение. - Сколько столбиков у вас получилось? (Три). - Мы с вами сделали первое открытие. Какое? - Сформулируйте тему урока. - Чему будем учиться на уроке? (Слайд 2-3)

Участвуют в диалоге.

Распределяют слова в группы по определенному признаку, опираясь на слова-помощники.

Высказывают предположения, с помощью учителя. Ставят цели, формулируют и уточняют тему урока.




































Познавательные: проговаривать причины затруднений; формировать проблему, цель и тему для изучения; умение предлагать свои действия; разрабатывать план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы). Коммуникативные: -участвовать в обсуждении предложенной ситуации, высказывать свои мнения, суждения; сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации.

Регулятивные: проговаривать последовательность своих действий.

Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, тему, цель урока.

IV.Открытие нового знания -10 мин.

Цель: построение проекта выхода из затруднения (проблемной ситуации). Формирование умения определять род имен существительных

Проблемная ситуация







-Молодцы, вы смогли раскрыть «секрет» определения рода имён существительных . -Какого рода бывают имена существительные?

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой.»

Средний род - оно, мое!

Это правило - твое! Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. -Род- это постоянный признак имени существительного или непостоянный? - Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей). - Что вы сами для себя «открыли»?
Сверим наши открытия с научными. Прочитайте правило на с.26.
Верны ли ваши открытия?

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения.



Приходят к выводу, что род имени существительного - постоянный признак имени существительного.

В процессе диалога «открывают» новые знания .

Делают вывод .

Сверяются свои выводы с научными по учебнику.





Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Познавательные :удерживать учебную задачу; анализировать проблемную ситуацию, организовывать поиск её решения, выдвигать гипотезы; извлекать информацию, делать выводы в результате совместной работы; умение работать с учебником.Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации; выражать свои мысли ; аргументировать свои мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль в ходе выполнения работы.

Оценка постановки учебной задачи, умения планировать действия по её решению.







V. Первичное закрепление - 5 мин.
Цель: установка осознанности восприятия нового , применение полученных знаний на практике

На слайде появляется загадка ( электр. приложение)

Я антоним шума, стука,
Без меня вам просто мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь… (тишина).

Предлагает поработать в паре, найти имена существительные и определить их род
-Как вы будете определять род имён существительных? Расскажите своему соседу по парте ( алгоритм).

Работают в паре ( вспоминают правила работы в паре), делают записи в тетради.

Решают проблему с проговариванием алгоритма вслух, доказывая свой выбор, выделяют окончания.

1.Найди имя существительное.

2.Поставь его в начальную форму (ед. ч. Кто? Что?)

3.Определить род имён существительных при помощи личных местоимений (он - м.р., она - ж.р., оно - ср.р.)

Применяют новые знания на практике.

Осуществляют взаимоконтроль


Познавательные : умение выбирать действия по достижению цели; доказывать свою точку зрения, действовать по алгоритму; строить логические цепи рассуждения; структурировать знания. Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками; выражать свои мысли с достаточной коммуникацией.

Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию.

Взаимоконтроль . Умения применять ранее полученные знания при выполнении упражнения.

Физминутка - 2 мин.

Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью

Организует и проводит физминутку с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения

Личностные:

умение определять ценностное отношение к здоровому образу жизни

VI. Применение знаний и способов действия(сам. работа) - 8 мин.

Цель: организация деятельности по применению новых знаний;

индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Предлагает работу в группах. -Распределите слова в три столбика по родам.

Ж.р. М.р. Ср.р.

Бег, лопата, варенье, енот, окно, лебедь, игра, лицо, крот, сорока, арбуз, кольцо, аллея.

-Теперь по первым буквам слов прочитаем название животных, которые оставили следы. (ж.р.- лиса, м.р.- белка, ср.р - волк).

-Проверим, какая группа самая внимательная, и заметила, по какому еще признаку распределены слова в столбиках. (ж.р. -словарные слова, м.р.-слова с парной согласной в корне, ср.р.- слова с безударной гласной в корне) Работают самостоятельно, в группах(вспоминают правила работы в группе). Пошагово сравнивают свою работу с эталоном. Осуществляют самопроверку, самоконтроль. Проверяют по образцу. Повторяют орфограммы. Оценивают свою работу.
Познавательные: структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания; работать самостоятельно, в группе по плану; сравнивать пошагово с эталоном, проговаривая во внешней речи; делать выводы. Коммуникативные: договариваться в общности общего решения; строить высказывания, участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: осуществлять контроль; оценивать результат, проводить коррекцию, самооценку, взаимоконтроль.

Самостоятельная работа

Контроль усвоения, коррекция. Оценка работы в группах. Самопроверка выполненного задания по эталону, самооценка.

VII. Включение в систему знаний и повторение -6 мин.

Цель: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Приём

«Светофор»


-Можно ли по окончанию определить род имени существительного? Предлагает выполнить работу в тетради. Задание по выбору с последующей взаимопроверкой

  • 1 вариант:
выписать словосочетания (сущ .+ прил.), выделить окончания, определить род имени существительного.
  • 2 вариант:
списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.

Высказывают свои предположения. Выполняют разно-уровневые задания.

С помощью сигнальных карточек демонстрируют род имен существительных.

(Красная сигнальная карточка - имена существительные мужского рода; синяя - женского рода; зеленая - среднего рода)

Делают вывод. Сверяют свои предположения с учебником( имена существительные имеют родовые окончания).


Познавательные : самостоятельно создавать алгоритм деятельности ; строить логические цепочки; выполнять задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности; выполнять творческое задание. Коммуникативные: строить устные высказывания; участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные:

осуществлять контроль, оценивать результат, проводить коррекцию, самооценку.

Контроль усвоения, взаимоконтроль.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.
Цель: развитие рефлексивных умений. Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке


Картинный диктант Организует анализ деятельности учащихся. Показывает предметную картинку -Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли?

- Чему научились?

- Какого рода бывают имена существительные? Как определить?

-Кто или что вам помогало справиться с заданиями?

- Кто доволен своей работой? -Что понравилось вам сегодня на уроке?
- В чём вы испытывали трудность?
- Что вам было делать интереснее: работать самостоятельно, помогать другим или принимать помощь других ребят? Оцените себя с помощью «светофора».(Отмечают свое местонахождение на листе самооценки.)
Зеленый цвет- я всё понял
Жёлтый цвет - я ещё не всё понял
Красный цвет- мне нужна помощь Изменилось у вас настроение к концу урока? Покажите на рисунке , какое у вас сейчас настроение?

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке.
Благодарит за урок.

Называют имя существительное , записывают, определяют род.

Приводят доказательства.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Отвечают на вопросы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют, чему учились, делают вывод.


Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные : обобщать полученные знания, делать выводы; проводить рефлексию способов действия ;

анализ и осмысливание, своих достижений;

умение определять своё эмоциональное состояние на уроке. Коммуникативные: выражать свои мысли; формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения.Регулятивные:

осуществлять самооценку своей учебной деятельности, успешности на уроке, соотносить цель и результат; осуществлять контроль, коррекцию, самооценку.

Оценка и самооценка деятельности каждого.







VIII. Домашнее задание -3 мин.


Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. 1. Подобрать к существительным пару женского рода: отец-дедушка). 2.Работа с деформированным текстом (по желанию). Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения. Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных. Комментирует дифференцированное задание. Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся. Проверяет понимание выполнения домашнего задания Обсуждает возможные трудности .

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы. Личностные: смыслообразование Познавательные: применять алгоритм при выполнении домашнего задания. Регулятивные: воспринимать информацию, выбирать домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов. соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом; способность организовать собственную деятельность. Самооценка умения применять полученные знания при выполнении домашней работы, самооценка своих способностей, интересов.



© 2010-2022