Система формирующих упражнений, направленных на развитие и формирование активности и интереса учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система формирующих упражнений, направленных на развитие и формирование активности и интереса учащихся
Группа №1 Задания и упражнения с использованием активных методов обучения 1) Метод проблемного обучения - Этап ознакомления с новым вычислительным приемом. Детям предлагается самостоятельно решить примеры:5х3, 20х3, 24х3. Последний пример вызовет затруднение. На этапе постановки проблемы выясняется, где и почему возникло затруднение. Детям предлагается подумать, как можно выполнить умножение. После рассуждений, дети под руководством учителя или в микрогруппах составляют алгоритм решения таких примеров. - Этап ознакомления с приемом вычисления площади геометрических фигур. Дан прямоугольник, разбитый на квадратные сантиметры.








Детям предлагается задание: не делая вычислений найти площадь этого прямоугольника. После обсуждения сделать вывод или сформулировать правило нахождение площади геометрических фигур. - Дан четырехугольник. Разделить его отрезком на части так: а) чтобы одна часть была треугольником, а другая четырехугольником; б) чтобы одна часть бала треугольником, а другая пятиугольником; в) чтобы получились две геометрические фигуры. Какие это фигуры? - Вырезать из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади. -Вырезать из клетчатой бумаги прямоугольники одинакового периметра. - Построить прямоугольники, площадь которых равна 12 см. Обосновать сой ответ. Вычислить периметр прямоугольников. - Построить прямоугольники, периметр которых равен 20 см. обосновать свой ответ. Вычислить площадь прямоугольников. 2) Бит - урок Урок-путешествие №1(Приложение №5) Тема: урок - закрепление по теме «Деление двузначных чисел». Цели: а) развивающие: развитие логического мышления, творческих способностей, образного воображения, памяти, математической речи, формирование познавательной мотивации учащихся через творческие задания, развитие навыка каллиграфического письма и чистописания, умения работать в парах и группах; б) обучающие: закрепление знаний и умений при выполнении деления двузначных чисел, совершенствование навыков устного счета, отработка умения находить различия и вычислять периметр геометрических фигур, повторение знаний табличного умножения и случаев деления, закрепление знаний и умений выполнять решение выражений на порядок действий, решение составных задач; в) воспитывающие: воспитание аккуратности, доброжелательности, умения слушать собеседника, способности помогать другому. Методы: игровая деятельность, проблемная ситуация, создание ситуации успеха, работа в группах. Урок- путешествие №2 (Приложение №6) Тема: урок - обобщение по теме «Проверка умножения и деления». Цели: а) развивающие: развитие вариативности мышления, творческих способностей, образного воображения, логического мышления, подготовка к новой теме (пропедевтика); б) обучающие: обобщение и закрепление умений и знаний при решении примеров на умножение и деление двузначных чисел, совершенствование навыка устного счета, повторение и закрепление знаний табличного умножения и деления; в) воспитывающие: воспитание чувства взаимопомощи, сопереживания. Методы: игровая деятельность, частично-поисковый метод, соревновательный момент. 3) Бипарный урок - интегрированный урок по математике и естествознанию. Урок-путешествие в «Страну Чудес». (Приложение №7) Математика: деление на равные части. Естествознание: разнообразие животных. Тема: объяснение нового материала «Деление на равные части». Цели: а) развивающие: расширить знания о действии умножения, формировать и развивать конструктивно-практическую деятельность, продолжить развитие геометрических представлений и математического воображения б) обучающие: продолжить ознакомление с действием деления с помощью решения задач «на равные части», закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100, закрепить знания о внешних признаках различных групп животных; в) воспитывающие: воспитание бережного отношения и заботы к животным, привитие любви к чтению литературных произведений. Методы: исследовательский метод, соревновательный момент, деятельностный метод, связь с литературой и естествознанием, связь с жизнью. 4)Игровые методы -Коллективный счет Класс разбивается на команды по рядам. По каждому ряду парт передается лист бумаги с написанным на нем произвольным числом: например, для первого ряда - число 7, для второго - 4 и т.д. каждый из учеников, сидящий первым в своем ряду, должен прибавить к числу 1, вторым -2, третьим -3 и т.д. - «Кто быстрее» +8 +7 +9 12 О 13 О 11 О 23 О 26 О 23 О 24 О 27 О 26 О 38 О 28 О 29 О 67 О 46 О 47 О 46 О 59 О 34 О - «Делится-не делится» Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делится, например, на 3 (на 4, на 5) без остатка. - «Загадка» Прочитайте слоги в порядке их номеров и отгадайте загадку: 2 1 4 3 6 5 8 7 9 10 маль пять ков чи чу пять чи лан ков разо
12 11 14 13 15 17 16 19 18 20 21 маль шлись ки чи в ные раз лан чу чи ки - «Веселый счет» Система формирующих упражнений, направленных на развитие и формирование активности и интереса учащихся.
- Работа в парах постоянного состава. Дети с закрытыми глазами вынимают из «сказочной шляпы» геометрические фигуры, ощупывают их и определяют, что это за фигура. Если угадали, то переписывают на доску пример, который записан на этой геометрической фигуре. Примеры, которые записаны на геометрических фигурах: 16+(35-5)-9 (50-46)х7-9 26-4х3+9 28:7+8-5 (17+15):8х9 8+16:2-9 - Работа в парах сменного состава. Игра «Иду в гости» (проверка таблицы) Дети делятся на гостей и хозяев. Хозяева сидят за своими партами, у них конверты с карточками, на которых записаны примеры. Гости подходят к любому хозяину, тот дает им карточку. Если гость правильно решил пример, записанный на ней, то эту карточку он берет с собой и идет к другому хозяину. У кого больше карточек, тот выигрывает.
5) Блицтурнир За 1 минуту каждая команда должна решить наибольшее количество задач. Жюри следит за временем и считает правильные ответы. Команда №1 - Сколько хвостов у 8 коров? - Сколько ушей у 5 мышей? - Сколько будет 32+33 - Сколько получится, если из наименьшего четырехзначного числа вычесть наибольшее двузначное и затем вычесть наименьшее однозначное? - Какую цифру надо приписать слева к цифре 6, чтобы полученное двузначное число делилось бы одновременно на 2, 3, 4, 6, 9, 12, 18? - Летели 3 страуса. Охотник одного пристрелил. Сколько страусов осталось? - Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели? - У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? - Сколько пальчиков у 4 мальчиков? Команда №2 - Сколько хвостов у 40 ослов? - Сколько шин у 15 машин? - Сколько будет 22+23? - Сколько получится, если сложить числа: наименьшее двузначное, наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное? - Лена хотела умножить какое-то число на 7. при умножении она ошиблась, и у нее получилось 18, что на 3 меньше верного ответа. Какое число Лена хотела умножить? -Какой год продолжается всего один день? - Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? - Поле пахали 6 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? -в комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? Группа №2 Задания и упражнения на формирование основных компонентов учебной деятельности

1) Развитие логического мышления (операций сравнения, анализа и синтеза, классификации) а) Виды заданий и упражнений на развитие операции сравнения - Соедините стрелками примеры и их ответы. 5+6 11 13-6 7 9+6 6 6+8 5 12-6 15 11-6 14 7+6 8 12-4 13 - Вставь числа, чтобы получились верные равенства: 3+3+3+3+ . =3х6 12+12+12-7= . х3-7 15+15+15+15=15х . 24х3+24+24=24х . . х4= 100+100+ . +100 4+4+4+ . + . + . =4х6 - Поставь знаки < или > так, чтобы равенства были верные: 18+18+18+32….18х2+52 59+59+59+59+20….59х3+84 48+48+48+48+48+36….48х4+80 - Не выполняя вычислений, найди в каждом столбике «лишнее» выражение: 9х5 8х4 7х4 9х6-6 8х5-4 7х3+3 9х4+9 8х3+8 7х3+7 9х6-9 8х5-8 7х5-7 б) Виды заданий и упражнений на развитие операции анализа и синтеза - Какие знаки надо вставить, чтобы получить верные равенства: 8х8=8…7…8 8х9=8…1…64 8х8=8…9…8 8х2=8…0…8 8х6=6…8…0 8х9=9…9…9 -«Продолжи числовой ряд» 1. 2 5 8 11 2. 8 12 16 20 3. 25 20 15 10 4. 36 30 24 18 5. 7 10 9 12 11 … … 6. 6 9 18 21 42 45 … … 7. 3 7 16 35 - «Пропущенные числа» 1. 17 (56) 39 28 () 49 2. 34 (33) 67 45 () 76 3. 10 (13) 16 8 () 14 - Определить, какие цифры, числа и знаки пропущены. а) а9 б) 7а в) а5 г) 61 д) а6 е) 81 + 2а + в8 + ав +ав - 4а - а в4 90 71 в0 в7 в5 - Будут ли эти квадраты «магическими»? Из суммы крайних чисел в каждом ряду, столбце и в каждой диагонали надо вычесть соответствующее среднее число.

20 30 25
10 15 20
5 0 10



27 35 31
18 23 27
15 11 19





в) Виды заданий и упражнений на развитие операции анализа (на материале текстовых арифметических задач) - Задача: длина сине ленты 20 см, а зеленой - на 5 см длиннее. Чему равна длина зеленой ленты? Задание: изменить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. - Составьте задачу, используя данные таблицы.

Были Ушли Остались ? 12 человек 23 человека

- Задача: в огороде собрали 24 кг огурцов и 6 кг помидоров. Задание: поставьте вопрос к задаче и решите ее. - Задача: на остановке стояли 27 человек. К ним подошли еще 5 человек, а 4 человека сели в автобус. Сколько человек осталось на остановке? Задание: изменить условие задачи по следующей записи решения: (27+5)+4; составьте новую задачу и решите ее устно. - Задача: купили 23 тетради в клетку и 12 тетрадей в линейку. Задание: поставьте вопросы так, чтобы сначала задача решалась сложением, а потом вычитанием. - Задача: в трех коробках лежало 23 карандаша: в первой коробке - 6 карандашей, во второй - 3. сколько карандашей лежало в третьей коробке? Задание: решите задачу двумя способами. - Задача: в вазе было 20 конфет. В нее положили еще несколько конфет. Сколько конфет стало? Задание: можно ли ответить на вопрос задачи? Каких данных не хватает для ответа на вопрос? Дополните условие и решите задачу. г) Виды заданий и упражнений на развитие операции классификации -Задание: разбей выражения на две группы и запиши их в два столбика. Найди значение выражений. 35+22 35+24 46+27 46+17 46+22 35+26 После деления выражений на группы предлагаются следующие дополнительные задания: 1) используя в качестве основания классификации вычислительный прием, записать в каждый столбик еще по три своих примера; 2) выбрав за основание классификации одинаковое первое слагаемое, задаются следующие вопросы: - сравните примеры 1 столбика; -чем они похожи? - чем отличаются? - как изменяется 2 слагаемое? (увеличивается на 2); - как изменяется сумма? (тоже увеличивается на 2); - какой вывод можно сделать? (если одно слагаемое увеличивается на 2, а другое остается без изменения, то сумма тоже увеличивается на 2). - составьте еще три примера, в которых сохранилась бы подмеченная закономерность. Аналогичная работа проводится и со вторым столбиком. Таким образом, работая над одним упражнением, можно подобрать достаточно заданий, которые будут направлены на развитие всех учащихся, включая их в ситуацию творческой деятельности. - Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, в чем проявляется их сходство и в чем различие.
  1. 2,3,6,7,11,8 4) 172,162,152.145,132,182
  2. 18,12,3,29,45,28 5) 124,129,122,137,125,128
  3. 10,20,30,36,40,50 6) 861,851,841,961,881,801
- Запишите в «окошках» знаки арифметических действий так, чтобы записи были верными. 9 О 6=54 8 О 6=48 3 О 6 6=6 30 О 6=5 2) Виды заданий и упражнений на развитие произвольного внимания - Сложи домик из палочек. Перестрой его так, чтобы он смотрел в другую сторону. - Прочитай полезный совет, воспользовавшись таблицей.
9 20 13 2 17 5 16 22 10 8 12 1 3 25 18 19 7 15 6 21 4 23 11 24 14

Е Д Д И Й Г А У П Н Е Н К И Т Е А В Д Р О З Р Е А
- Перед тобой 9 точек. Перечеркни все точки четырьмя линиями, не отрывая карандаша от бумаги. 0 0 0 0 0 0 0 0 0

- Задания: (Приложение №8)

«Лабиринт - путь», «Лабиринт - пройди по правилу и выполни рисунок», «Числовой лабиринт», «Точечные основы», «Найди девятое», «Помоги художнику», «Пересчитай фигуры».

- «Графический диктант»

Поставьте точку А. от нее вниз проведите отрезок длиной 2 см и обозначьте его конец точкой В. Теперь от точки В вправо проведите отрезок длиной 2 см и поставьте точку С. От точки С вверх проведите отрезок длиной 2 см и поставьте точку Д. От точки Д нарисуйте отрезок длиной 6 см, а конец отрезка обозначьте буквой К. Какая получилась фигура?

Сколько звеньев у ломаной линии?

Запишите длину ломаной математическим выражением и вычислите его значение.

Начертите отрезок АВ длинной в 2 раза меньшей длины ломаной.

3) Виды заданий и упражнений на развитие пространственного воображения - Мальвина дала Буратино лист бумаги, на котором нарисованы квадрат и треугольник. Буратино поставил внутри квадрата 3 точки, а внутри треугольника - 2 точки. Всего получилось 4 точки, причем ни одна из них не расположена на сторонах квадрата или треугольника. Покажите, как Буратино поставил точки. - Из 17 спичек составили одинаковые треугольники и одинаковые квадраты со стороной в 1 спичку. У составленных фигур нет общих спичек. Сколько получилось отдельно треугольников и квадратов, если использовали все спички. - Как из 4 палочек сделать 15? (Палочки ломать нельзя.) - Как из 3 палочек сделать 11? (Палочки ломать нельзя.) - Крышки трех столов имеют по четыре угла. Нужно отпилить на каждой крышке один угол так, чтобы получился треугольник, пятиугольник и четырехугольник. - Провели две прямые. На одной из них отметили 3 точки, а на другой - 5. Всего 7 точек. Покажи это на рисунке. - На прямой взяли 4 точки. Сколько получилось отрезков, концами которых являются точки? - Квадрат разрезали на 4 равные части и составили из них 2 квадрата. Как это сделали? - Начерти прямоугольник, раздели его двумя отрезками так, чтобы получилось 8 треугольников. Группа №3 Задания и упражнения на формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики 1) Нестандартные задачи Задача №1 Крестьянину нужно через речку переправить волка, козу и капусту. В лодке может поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу; если оставить козу и капусту, то коза съест капусту. В присутствии же человека коза не может съесть капусту, а волк - козу. Крестьянин все-таки перевез свой груз через реку. Как это он сделал? Задача №2 Вини - Пух решил позавтракать. Он налил себе стакан чая и добавил сливок из большого кувшина. Но как только он перемешал сливки и чай, то понял, что хотел только чай без сливок. Недолго думая, он вылил из стакана в кувшин столько же чая со сливками, сколько сначала взял оттуда сливок. Конечно же, при переливании чай от сливок не отделился, и у Вини - Пуха образовались две смеси чая и сливок - в стакане и в кувшине. Тогда Вини - Пух задумался: чего же получилось больше - чая в кувшине со сливками или сливок в стакане чая? А как вы думаете?


Задача №3 Баба Яга в своей избушке на курьих ножках завела сказочных животных. Все они, кроме двух, - Горящие Коты,; все, кроме двух, - Мудрые Совы; остальные - Усатые Тараканы. Сколько обитателей в избушке у Бабы Яги?

2) Нетрадиционные задания на умножение и деление

- В корзине меньше 10 яблок. Эти яблоки можно разделить между двумя или тремя девочками. Сколько яблок в корзине?

- Можно ли 10 книг расставить на 3 полках?

- Чему равно произведение 0х1х2х3х4х5?

- Запиши цифру 5. Какую цифру нужно приписать справа, чтобы полученное число разделилось на 6?

- Какую цифру надо поставить вместо букв А и Б, чтобы получилось верное равенство:

АхАхБ=БББ

- Найди А и Б в выражении: Б3х1А=А31

- Задача: один мальчик говорит другому:

- Дай мне одно яблоко, тогда у меня будет втрое больше, чем у тебя.

Второй отвечает:

- Нет, лучше ты дай мне одно, тогда у нас будет поровну.

3) «Веселая математика»

- Во дворе были куры и овцы. Всего 3 головы и 8 ног. Сколько было кур и сколько овец?

- Рыболов поймал 15 окуней и разложил их на 5 кучек так, чтобы в каждой кучке было разное количество рыб. Разложите и вы так же.

- Поставьте вместо вопросительных знаков подходящие цифры так, чтобы получились имена существительные.

По ? л Р ? а Ак ? са

(Подвал) (Родина) (Америка)

С ? жка ? янин смородина

(Стрижка) (Семьянин) (Смородина)

- У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати?

- Человек рассеянный лег спать в 7.00 вечера в квартире на улице Бассейной, предварительно заведя будильник на 8.00 с тем, чтобы встать утром. Сколько часов он спал, пока его не разбудил будильник? 4) Логические задачи 1. Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? 2. Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (Лучше все нарисовать) 3. У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой - не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой тележке?









© 2010-2022