- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока написания изложения (3 класс) + темы сочинений 1-4 кл
Конспект урока написания изложения (3 класс) + темы сочинений 1-4 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Загороднюк А.Н. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока написания изложения Класс: 3. УМК: Школа России. Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык (в 2-х частях). Часть 1. Вид изложения: подробное изложение. Текст: Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву. Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день елочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками. И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Н. Сладков
Структура урока 1. Организационный момент. 2. Вводная беседа. 3. Работа с текстом (чтение текста учителем, беседа по содержанию текста). 4. Составление плана. 5. Физкультминутка. 6. Орфографическая подготовка к написанию текста. 7. Устное изложение по плану и опорным словам. 8. Заключительное чтение текста учителем. 9. Написание изложения учащимися. 10. Самопроверка. 11. Подведение итогов урока. Рефлексия. Тема: Подробное изложение после зрительного восприятия текста. Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения. Задачи: - воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу; - формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце; - развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память. Оборудование: учебник «Русский язык», рисунки детей «Лес осенью».
Этапы урока
Ход урока
УУД 1. Орг. момент У: Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по плану, составлять предложения и правильно их оформлять на письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.
2. Вводная беседа У: На уроке рисования вы подготовили рисунки на тему «Лес осенью». Кратко сообщите, что вы изобразили? Д: Березы, покрытые желтой листвой…Красные гроздья рябины…Грибы под деревьями… У: Ваши рисунки замечательны, так и дышат осенним воздухом. Да, конечно, осенний лес - это деревья в разноцветных уборах, с падающими с них листьями, это поздние грибы, гроздья рябины. Все вы изобразили лиственные деревья, но ведь и у хвойных деревьев есть своя осень. Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений. Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке. 3. Работа с текстом У: Откройте учебники на стр. 53, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику. Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте? Д: В тесте говорится о елочке. У: Когда елочка появилась на свет: Д: Елочка появилась на свет осенью. У: Что увидела елочка, высунувшись из земли? Д: Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву. У: Что делали деревья каждую осень в честь елочкиного дня рождения? Д: Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки. У: Что дарит осина? Д: Осина дарит красные китайские фонарики. У: Что дарит клен? Д: Клен роняет оранжевые звезды. У: Какие подарки у ивы? Д: Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками. У: Как чувствует себя елочка? Д: Елочка счастлива. У: Как она выглядит? Д: Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки. У: Какое название можно придумать к тексту? Д: Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью… У: Какой заголовок наиболее точно передает тему текста? Д: День рождения елочки. У: Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.
Познавательные УУД:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
4. Находить ответы на вопросы в тексте.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
4. Составление плана У: На сколько смысловых частей можно разделить текст? Д: На 3 части. У: Запишите в тетради слово «План». Прочитайте первую часть. О чем будет в ней писать? Д: О том, как и когда, появилась елочка. У: Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника. Д: Когда появилась елочка? У: В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план. Прочитайте вторую часть. О чем она? Д: О том, как елочка получала подарки от деревьев. У: Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника. Д: Какие подарки получала елочка в день рождения? У: Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план. Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится? Д: О том, что елочка счастлива от полученных подарков. У: Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника. Д: Какая стояла елочка. У: Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.
2. Представлять информацию в виде плана.
Регулятивные УУД:
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 5. Физкульт минутка У: Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.
Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка ёлочки.)
Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)
6. Орфогра фическая подготовка У: На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм. Д: 1 группа - проверяемая безударная гласная в корне слова - осенью, деревья, появилась. 2 группа - разделительный ь - осенью, деревья. 3 группа - правописание приставок - подарки, появилась, осмотрелась. 4группа - непроизносимая согласная в корне слова - счастливая. У: При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов. Познавательные УУД: 1. Представлять информацию в виде схемы. 2. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 7. Устное изложение по плану У: А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью. Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 8. Чтение текста У: Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать. 9. Написание изложения У: Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках. Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.
Познавательные УУД:
Развиваем умения извлекать информацию из плана.
10. Самопро верка У: Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.
Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 11. Итог урока. Рефлексия
У: Чему мы делали на уроке?
Д: Писали изложение.
У: Что понравилось на уроке?
Д: Отвечать на вопросы, пересказывать текст.
У: Что было сложным на уроке?
Д: Письменно излагать содержание текста.
У: Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен. До свидания.
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к уроку.
Темы сочинений в 1-4 классах
Класс
Тема
Тип текста
Источник получения информации
Степень самостоятельности
Тип речи
Стиль речи
Устное или письменное
1
Цветы на лугу
Описание
Личный жизненный опыт
Коллективное
Описание
Разговорный
Устное
1
Утро школьника
Повествование
Серия сюжетных картинок
Индивидуальное
Повествование
Разговорный
Устное
2
Необыкновенная птица
Описание
Фотографии, рисунки снегирей
Коллективное
Описание
Художественный
Письменное
2
Что я умею делать
Рассуждение
Личный жизненный опыт
Индивидуальное
Рассуждение
Публицистический
Письменное
3
Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Описание
Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Коллективное
Описание
Художественный
Письменное
3
Интересный случай
Повествование
Личный жизненный опыт
Индивидуальное
Повествование
Публицистический
Письменное
4
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Описание
Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Коллективное
Описание
Художественный
Письменное
4
Дружный кросс
Рассуждение
Наблюдение за проведением кросса
Индивидуальное
Рассуждение
Публицистический
Письменное