- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие речи младших школьников через пересказ
Развитие речи младших школьников через пересказ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Квасникова Н.Ю. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Квасникова Наталья Юрьевна,
МБОУ «СОШ № 65» г. Кемерово
учитель начальных классов.
Развитие речи младших школьников через пересказ
Развитие речи учащихся - одна из главных задач учебного предмета «Литературное чтение». В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значение новых слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т. д. Однако только на уроках русского языка и чтения задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Пересказ - вид работы учащегося, средство развития речи на основе образа. Проводится этот вид работы во всех классах, начиная с первого, практикуется на всех уроках. Состоит в передаче учеником содержания прочитанного текста - как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, средств языка - лексики, синтаксиса, образных средств. В младших классах для облегчения пересказа используются вопросы, со второго класса вводится план. Чтобы пересказ не был простым воспроизведением, в него вводятся элементы анализа, а также творческие дополнения. Различаются виды пересказа: близкий к тексту, образца, подробный пересказ, сжатый, краткий пересказ, выборочный пересказ, пересказ с творческими дополнениями и изменениями… Работу по формированию умения чётко излагать свои мысли надо начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Чтобы научить детей последовательному пересказу, на первых этапах необходимо после прочтения рассказа задавать детям вопросы по содержанию, которые отражают последовательность событий в том порядке, как они следуют в авторском тексте. Можно давать задание ребятам нарисовать словесные картинки к прочитанному рассказу. Можно предложить учащимся назвать по порядку слова-действия, а затем восстановить текст с опорой на последовательность глаголов. При обучении пересказу с опорой на картинки учитель просит детей расставить картинки в последовательности рассказа, при этом выясняются причинно-следственные связи. Затем можно задание усложнять: перевернуть картинки и предложить детям что было изображено на каждой из них и пересказать текст. Позднее детей необходимо учить определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Можно разнообразить задания, попросив детей придумать и назвать подходящие к плану картинки, а затем пересказать рассказ по плану и воображаемым картинкам. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, на уроках литературного чтения учителю надо включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине, концу рассказа). Например, предложить ученикам прослушать начало рассказа, затем придумать конец, дать название рассказу и пересказать его целиком. После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, постепенно необходимо переходить к последовательной передаче содержания услышанного, учить их составлять выборочный пересказ. Наиболее сложным для детей является краткий пересказ. Краткий пересказ - вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания основного текста, лишённого деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной, вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа, текста в одном тезисе. Сокращение, сжатие требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие языковые средства и построить новый, собственный сжатый текст. Если при подробном, полном изложении, пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности исходного текста, то в сжатом пересказе это не соблюдается. Обычно сжатый пересказ приближается к стилю деловой информации. Способы сжатия текста:
- Исключение подробностей, деталей.
- Обобщение конкретных, единичных явлений.
- Сочетание деталей исключения и обобщения.
- Вычленять главное.
- Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.
- Умение сокращать текст.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алешаева Н. П., Тупалева Н. В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. //Начальная школа, 2004, №11.
- Молдовская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения./- М: Просвещение, 1976.
- Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу. //Начальная школа, 1997, № 5.
- Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. //Начальная школа, № 9, 1981.
- Куприна Г. Н./Новлянская З. Н., Мелик-Пашаев А.А./-Как развивать художественное восприятие у школьников. - М: Просвещение, 1988.
- Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М: Лаида, 1994.