Урок русского языка в 4 классе. Тема: Местоимение

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: «Местоимение. Обобщение.»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Целевые назначение:

  • Деятельностные: создание условий для обобщения темы и выполнения краткосрочного проекта (газеты), развитие мыслительных операций школьников, развитие речи, развитие навыков самоконтроля, развитие орфографической зоркости и каллиграфического письма, развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий, умение использовать энциклопедические словари для поиска нужной информации

  • Содержательные: обобщение знаний о местоимении как самостоятельной части речи, развитие информационной компетентности учащихся, умение делать выводы, обобщать. Планируемые результаты:
    Предметные:
    • обобщение знаний о местоимении, как части речи;
    • определение грамматических признаков местоимений, изменение местоимений по падежам

• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимениия
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при взаимопроверке
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: компьютерная презентация урока, заготовки для краткосрочного проекта (ватман, карточки, рисунки) толковый словарь, тест

1 Орг. момент В любом деле-главное - доброе начало! Поэтому я прошу вас настроиться на серьезную работу, но с улыбкой!

-Настроение каково? -Во!

-Все такого мнения? - Все без исключения!

-Может вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!

2.Тема, целевые установки

Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить всё то, о чём говорили на последних уроках. Работа предстоит большая и серьезная, но чтобы нам было интересно работать, проведем его в импровизированной типографии. А чем занимаются люди в типографии?

(печатают различные издания)

-Есть ли типография в нашем городе?

-Как называется газета, которую издает наша типография?

-Вот и нам с вами сегодня предстоит подготовить к изданию и издать газету. Я буду выступать в роли оформителя газеты, а вы будете готовить материал к изданию, т.е. помогать мне. Итак, наша газета называется «Я заменяю имена» О чём же она будет повествовать? (о местоимении) Как вы догадались? (Местоимение - это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него, т.е. заменяет имена) И в нашу редакцию поступило объявление (слайд1)

Фирма «Местоимение предлагает свои услуги по размещению в тексте любых имен

- ……….

-……..

-………

Высокое качество обслуживания гарантируем» Какие же имена может заменить местоимение? (Объявление помещаем в газету в раздел объявления) Вывод: правило

3. Словарная работа.

Человек, который собирает материал, для газет, наверняка всегда носит с собой записную книжку, в которой красиво и без ошибок записывает свои наблюдения. Нашими записными книжками будут наши тетради. Откройте их, запишите дату издания нашей газеты.

Вспомним, как пишутся некоторые слова. Угадай слово по лексическому значению (толковый словарь Ушакова)

-Специалист в области земледелия и сельского хозяйства (агроном) Каким местоимением можно заменить это слово?

-Дорога или дорожка (обычно в саду, в парке)по обеим сторонам усаженная рядами деревьев или кустарников (аллея) Каким местоимением заменим?

-Транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсам (вагон)

-Маленькая птичка серо-коричневая птичка, живущая обычно вблизи жилищ человека (воробей)

-В словаре синонимов записаны синонимы к этому слову: астронавт, звездоплаватель, звездолетчик

Проверьте, правильно ли вы записали слова. Оцените свою работу 1 б

Найдите и подчеркните местоимения, которые спрятались в словах.

- Как можно назвать все эти местоимения? (личные)

-Почему их так назвали?

-Какие из этих личных местоимений можно объединить? По какому признаку? (оно, он, она - 3 лицо, ед ч)

4. Повторение грамматических признаков местоимений

-Возьмите листочки оранжевого цвета, на ней таблица. Впишите местоимения 1,2,3 лица ед. и мн. числа. (самопроверка с таблицей)

Вывод: Местоимения бывают 1,2,3 лица. К местоимениям 1 лица относятся я, мы. К местоимениям 2 лица ты, вы, к местоимениям 3 лица он, она, оно, они. И эту таблицу мы помещаем в рубрику «Это должен знать каждый» Оцените свою работу 1 б

- А как изменяются личные местоимения? (склоняются по падежам, местоимения 3 лица изменяются по родам)

-Возьмите листочки зеленого цвета, просклоняйте местоимения ТЫ и местоимение ВЫ

(поменяйтесь листочками взаимопроверка) Оцените свою работу 1 б

- Что такое начальная форма местоимений? (это форма именительного падежа)

-А как пишутся предлоги с местоимениями?

И в рубрике «Запомни» появляется это правило.

5. Решение олимпиадных заданий, повторение.

Чтобы газета была интересна любому читателю, её создатели подбирают материал и для детей и для взрослых. Следующая рубрика занимательная, называемся «Улыбнёмся». Разгадайте олимпиадные задания:
а) Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила:
«Эти тарелки и чашки чистые?»
Таня ответила маме тремя местоимениями. Какими? ( вы мы ты )
б)Первый слог местоимение второго лица, второй слог издает лягушка, а всё вместе - крупный овощ (тыква)
в) Какое местоимение состоит из двух предлогов? (о на)
г) Какое местоимение превращается в союз, если его прочитать справа налево? (он-но)
д) Первый слог - личное местоимение,
Второй - детская болезнь.
А целое - тот предмет, который
Выбрасывают, когда хотят остановить морское судно
Что это? (Я - корь).

е) Какие два местоимения очень мешают транспорту? (я- мы)

Оцените свою работу 1 б

7. Проверка знаний. Решение тестовых заданий.

По истечению какого-то времени все специалисты , работающие в любых отраслях, проходят аттестацию, на соответствие занимаемой должности. Вам, как лучшим работникам типографии тоже предстоит пройти тестирование.

8. Развитие речи, работа с деформированным текстом.

К нам редакцию приходит много писем. Сегодня нам написали третьеклассники. Откроем учебники с. 64 упр 135.

Правильно ли в предложениях использованы местоимения? Отредактируйте их. Записываем в тетрадь.

-Какую роль выполняют местоимения в речи (создают речевое удобство, экономят время, делают нашу речь красивой)

В рубрике «знаете ли вы что…» я хочу поместить слова А.А. Реформатского. Он сказал : «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета… они, как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова »

-Как вы понимаете его слова?

9. Итог урока

Итак, у нас осталась одна рубрика, которая называется «Поздравляю». Давайте поздравим самих себя усвоением темы, а его величеству местоимению посвятим стихи!

Применяем мы все это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет

Но ничьих имен не скажет

Часто очень применяется

Сильно очень изменяется

Без него, как ни крутись

В речи нам не обойтись!

Я, и мы, ты и вы

Он, она, оно, они -

Все слова отличные

Важные и личные,

Это, без сомнения,

Все местоимения!

Посчитайте баллы, которые вы заработали. +1 б за каллиграфию

-Кумушка, мне странно это…Да работа ль ты в лето? Итак, кто был трудолюбив, как муравей и набрал максимальное количество баллов?

10. Домашнее задание с. 63 упр 132

© 2010-2022