- Преподавателю
- Начальные классы
- Математика. Решение задач с недостающими данными
Математика. Решение задач с недостающими данными
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сухорукова Т.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Решение задач. Как получить недостающие данные» Цель: знакомство с возможностями получения недостающих данных из различных источников при решении задач Задачи
Образовательная:
-
совершенствовать вычислительные навыки;
-
закреплять умение решать текстовые задачи;
-
повторить нумерацию чисел;
-
учить работать с текстами, таблицами, получать недостающие данные из различных источников
Воспитательная:
-
прививать любовь к родному краю;
-
воспитывать бережное отношение к природе;
-
формировать коммуникативные способности;
-
формировать чувство дружбы, ответственности;
Развивающая:
-
развивать навыки самостоятельной работы;
-
развивать информационную культуру учащихся;
-
развивать познавательный интерес к предмету
ХОД УРОКА
1. Организационный момент урока. Уч.- Здравствуйте, ребята! Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Я думаю, что урок у нас будет интересным и плодотворным. 2. Актуализация знаний Уч.- Мы продолжаем работать над решением задач. Определите, где записаны задачи, а где просто текст? (слайд 2) а) В одной коробке лежало 12 конфет, а во второй в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке? б) В одной коробке лежало 12 конфет. А в другой 24 конфеты. в) Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке? Д.- Под буквой б) Уч.- Почему? Д.- Нет вопроса. Уч.- А какую задачу мы не сможем решить? Почему? Д.- Под буквой в) Мы не знаем, сколько конфет лежало в первой коробке. Уч. - Дополните условие задачи так, чтобы ее можно было решить. ( Работа в парах. Взаимопроверка.) 3. Работа над новым материалом Уч.- Представьте, что перед нами стоит задача узнать, сколько линолеума потребовалось при ремонте нашего класса. Как нам это сделать? Д.- Мы должны вычислить площадь пола в классе. Уч. - Какие данные мы должны знать? Д.- Длину и ширину класса. Уч. А как мы можем их получить? Д.- Измерить, спросить у кого-нибудь. Уч.- Давайте произведем необходимые замеры. Итак, длина класса 8 м., ширина - 5 м. Можем сейчас вычислить площадь? Запишите решение в тетрадь. (Проверка полученного результата) Уч.- А если нам нужно сравнить площади Кемеровской области и Новокузнецкого района? Можем ли мы получить данные при помощи измерения? Д.- Нет. Можно воспользоваться данными из атласа Кемеровской области. Площадь Кемеровской области 95 600 кв.км, площадь Новокузнецкого района 13 290 кв.км Уч. - Вычислите, на сколько кв.км площадь Новокузнецкого района меньше? Д.- на 82 310 кв.км Уч. - Кроме Новокузнецкого района в состав Кемеровской области входит еще 18 районов. Все они примечательны уникальными природными ландшафтами - горный рельеф с порожистыми реками, тайга (слайд 3), сменяются равнинным пейзажем в центральной части области. (слайд 4) 4. Динамическая игра (слайд 5) Уч. - Расположите карточки с названиями районов в порядке возрастания их площади. Какой рациональный способ выполнения этой работы вы можете предложить? (Выслушать все ответы детей. Один из возможных вариантов: упорядочить величины сначала по классу тысяч, а потом по классу единиц)
-
Гурьевский - 2 390 кв.км (п)
-
Ленинск-Кузнецкий - 2 400 кв.км (р)
-
Юргинский - 2 520 кв.км (и)
-
Топкинский - 2 690 кв.км (р)
-
Яйский - 2 760 кв.км (о)
-
Промышленновский - 3 080 кв.км (д)
-
Беловский - 3 300 кв.км (н)
-
Яшкинский - 3 480 кв.км (о)
-
Прокопьевский - 3 500 кв.км (е)
-
Тяжинский - 3 540 кв.км (б)
-
Ижморский - 3 580 кв.км (о)
-
Чебулинский - 3780 кв.км (г)
-
Кемеровский - 4 391.кв. км (а)
-
Мариинский - 5 580 кв.км (т)
-
Крапивинский - 6 930 кв.км (с)
-
Междуреченский - 7 250 кв.км (т)
-
Тисульский - 8 060 кв.км (в)
-
Таштагольский - 11 320 кв.км (о)
-
Новокузнецкий - 13 290 кв.км (уголь)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В Кемеровской области идёт "перепись" охотничьих животных
Среда, 18 января 2012 «Кузнецкий рабочий» Сейчас на территории Кемеровской области, по данным учёта 2010 года, числится около 3 000 лосей, около 4 000 сибирских косуль, более 2 200 медведей, 3 500 красных лисиц, 28 000 зайцев, 242 рыси, 7 500 соболей, более 80 000 глухарей и тетеревов. Существует несколько методик оценки численности животных, но, по словам специалистов, самая надёжная из них - работа со следами животных. Поэтому и проводится учёт зимой: по пересечению следов выбранного маршрута на снегу высчитываются все необходимые данные. В это время года легче определить видовой состав животных, а также их количество в связи с тем, что все они собираются у мест кормления. Проходя по намеченному маршруту, наблюдатели отметят в учётной карточке или на схеме маршрута все появившиеся следы, с указанием вида и количества представителей животного мира, их оставивших. Кстати, специалист может по следам определить не только вид и количество зверя, но и то, как именно животное существовало в этот момент - охотилось или, наоборот, пыталось спастись от опасных хищников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1994 год
2010 год
Лоси
2 700
_________________________________________________
1994 год
2010 год
Зайцы
40 000
_________________________________________________
1994 год
2010 год
Рыси
250
_________________________________________________
1994 год
2010 год
Соболи
6 8000
_________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
- ЧекинА.Л., Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. - М., Академкнига/Учебник, 2009 - 160с.
- Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие - М., Академкнига/Учебник, 2009 - 240 с.
- Кемеровская область. Атлас для школьников. / Под ред. В.Н. Гнатишина и др. - Новосибирск: Просвещение-регион, 2002. - 30 с.
- Кузнецкий рабочий. 2012. 18 янв.
-
Мониторинг охотничье-промысловых млекопитающих [Электронный ресурс]: biodat.ru, (дата обращения: 18.04.2012).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учащиеся знакомятся с различными способами получения недостающих знаний, которые позволяют сделать формулировку задачи полной, т.е. такой, из которой можно получить ответ на поставленное требование. В качестве таких способов рассмотрено два основных. К первому способу отнесены такие действия, которые связаны с непосредственным получением недостающих данных путем счета или измерения (например, подсчетом ящиков, которые привезли на склад - задача № 228, или измерение длины и ширины пола классной комнаты). Ко второму способу отнесены все действия, которые заключены в получении необходимой информации из дополнительных источников (в данном случае из справочной литературы, средств массовой информации, от знающих эту информацию людей и т.д.). Это направление работы над задачей очень тесно связано с формированием умения правильно формулировать задачи на основе анализа некоторой реальной ситуации. Овладение именно этим умением позволяет говорить о практической направленности данного урока: в реальной жизни постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые требуют преобразования их в сюжетные арифметические задачи с последующим решением. В виде готового текста задачи существуют лишь в учебниках, но не в реальной жизни. Другое направление работ над задачей связано с формированием умения производить отбор необходимых данных из их избыточного перечня. Выбор рационального способа решения - это еще одно из направлений, отрабатываемых на уроке. Рационализм выбранного пути решения может проявляться в минимализации числа выполняемых для получения ответа действий. Работа по обучению решению задач проводится практически на каждом уроке. [2[
11