Математика. Решение задач с недостающими данными

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: «Решение задач. Как получить недостающие данные» Цель: знакомство с возможностями получения недостающих данных из различных источников при решении задач Задачи

Образовательная:

  • совершенствовать вычислительные навыки;

  • закреплять умение решать текстовые задачи;

  • повторить нумерацию чисел;

  • учить работать с текстами, таблицами, получать недостающие данные из различных источников

Воспитательная:

  • прививать любовь к родному краю;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • формировать коммуникативные способности;

  • формировать чувство дружбы, ответственности;

Развивающая:

  • развивать навыки самостоятельной работы;

  • развивать информационную культуру учащихся;

  • развивать познавательный интерес к предмету

Оборудование: ПК, компьютерная презентация, карточки с названиями районов Кемеровской области, тексты для работы в группах, измерительная линейка, атлас Кемеровской области

ХОД УРОКА

1. Организационный момент урока. Уч.- Здравствуйте, ребята! Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Я думаю, что урок у нас будет интересным и плодотворным. 2. Актуализация знаний Уч.- Мы продолжаем работать над решением задач. Определите, где записаны задачи, а где просто текст? (слайд 2) а) В одной коробке лежало 12 конфет, а во второй в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке? б) В одной коробке лежало 12 конфет. А в другой 24 конфеты. в) Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке? Д.- Под буквой б) Уч.- Почему? Д.- Нет вопроса. Уч.- А какую задачу мы не сможем решить? Почему? Д.- Под буквой в) Мы не знаем, сколько конфет лежало в первой коробке. Уч. - Дополните условие задачи так, чтобы ее можно было решить. ( Работа в парах. Взаимопроверка.) 3. Работа над новым материалом Уч.- Представьте, что перед нами стоит задача узнать, сколько линолеума потребовалось при ремонте нашего класса. Как нам это сделать? Д.- Мы должны вычислить площадь пола в классе. Уч. - Какие данные мы должны знать? Д.- Длину и ширину класса. Уч. А как мы можем их получить? Д.- Измерить, спросить у кого-нибудь. Уч.- Давайте произведем необходимые замеры. Итак, длина класса 8 м., ширина - 5 м. Можем сейчас вычислить площадь? Запишите решение в тетрадь. (Проверка полученного результата) Уч.- А если нам нужно сравнить площади Кемеровской области и Новокузнецкого района? Можем ли мы получить данные при помощи измерения? Д.- Нет. Можно воспользоваться данными из атласа Кемеровской области. Площадь Кемеровской области 95 600 кв.км, площадь Новокузнецкого района 13 290 кв.км Уч. - Вычислите, на сколько кв.км площадь Новокузнецкого района меньше? Д.- на 82 310 кв.км Уч. - Кроме Новокузнецкого района в состав Кемеровской области входит еще 18 районов. Все они примечательны уникальными природными ландшафтами - горный рельеф с порожистыми реками, тайга (слайд 3), сменяются равнинным пейзажем в центральной части области. (слайд 4) 4. Динамическая игра (слайд 5) Уч. - Расположите карточки с названиями районов в порядке возрастания их площади. Какой рациональный способ выполнения этой работы вы можете предложить? (Выслушать все ответы детей. Один из возможных вариантов: упорядочить величины сначала по классу тысяч, а потом по классу единиц)

  1. Гурьевский - 2 390 кв.км (п)

  2. Ленинск-Кузнецкий - 2 400 кв.км (р)

  3. Юргинский - 2 520 кв.км (и)

  4. Топкинский - 2 690 кв.км (р)

  5. Яйский - 2 760 кв.км (о)

  6. Промышленновский - 3 080 кв.км (д)

  7. Беловский - 3 300 кв.км (н)

  8. Яшкинский - 3 480 кв.км (о)

  9. Прокопьевский - 3 500 кв.км (е)

  10. Тяжинский - 3 540 кв.км (б)

  11. Ижморский - 3 580 кв.км (о)

  12. Чебулинский - 3780 кв.км (г)

  13. Кемеровский - 4 391.кв. км (а)

  14. Мариинский - 5 580 кв.км (т)

  15. Крапивинский - 6 930 кв.км (с)

  16. Междуреченский - 7 250 кв.км (т)

  17. Тисульский - 8 060 кв.км (в)

  18. Таштагольский - 11 320 кв.км (о)

  19. Новокузнецкий - 13 290 кв.км (уголь)

(Дети по очереди выходят к доске и выставляют карточки с названиями районов в порядке возрастания величин.. Для проверки переворачивают карточки - у них должно получиться предложение: «Природное богатство - уголь.» 5. Работа с задачами Уч. - Природа щедро наградила своими богатствами Кузнецкую землю. Основное природное богатство Кузбасса - уголь - добывается в 6 районах. На территории Новокузнецкого района располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, 5 месторождений железа, 4 месторождения глин, 14 - подземных пресных вод, 1 - подземной минеральной воды. (слайд 6) Уч.- Составьте задачу на кратное сравнение и решите ее. Д.- На территории Новокузнецкого района располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, и 5 месторождений железа. Во сколько раз больше (меньше) месторождений угля, чем железа? Уч. - Все ли данные вы использовали в таблице? Почему? Д.- Нет, для составления задачи на кратное сравнения нам потребовались не все данные Уч. - Запишите решение задачи. (Проверка результата) Уч. - Но не только полезными богатствами славится наш край. Разнообразен также растительный и животный мир. В Кемеровской области водится около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих (слайд 7), более 300 видов птиц (слайд 8), 6 рептилий (слайд 9), 5 амфибий (слайд 10) и 42 вида рыб (слайд 11). Большинство из них издревле обитали здесь. Но за последние десятилетия в районах крупных промышленных центров Кузбасса значительно сократился видовой состав фауны, значительно сократилась плотность расселения птиц, млекопитающих. Некоторые виды птиц полностью покинули прежние гнездовья. Как вы думаете, чем это вызвано? Д.- Неразумная деятельность человека, загрязнение окружающей среды, вспашка земель, браконьерство, вырубка лесов, осушение болот. 6. Работа в группах Уч . - Я предлагаю разделиться на группы. Каждая группа получит листочек с текстом. Это статья из газеты «Кузнецкий рабочий» Вам нужно узнать, на сколько сократилась, а может быть и увеличилась численность того или иного вида животных по сравнению с 1994 годом. Все недостающие данные вы найдете в предложенной статье (Приложение 1) (Дети заполняют таблицы. (Приложение 2) Производят необходимые вычисления. Результаты вывешиваются на доске). Уч. - Какой можно сделать вывод? Д. - Уменьшилось число зайцев и рысей, зато увеличилось число лосей и соболей. Уч. - А с чем это связано? Д. - Человек стал заботиться о животных, оберегать их Уч. - К сожалению, время нашего урока подходит к концу. Мы с вами решили много задач, но ни разу не открыли учебник. Вспомните, где мы находили данные для вычислений? Д. - Измеряли длину и ширину класса, искали в атласе Кемеровской области, находили данные в статье, для первой задачи придумали сами. 7. Домашнее задание Уч.- Я хочу добавить, что данные можно найти, просто наблюдая за тем, что происходит вокруг. Поэтому дома решите задачу № 228 на с.79 и составьте похожую по своим наблюдениям. А на следующем уроке самые интересные мы попробуем решить. Рефлексия. Уч. - Посмотрите на слайд. Вспомните все этапы нашего урока и закончите предложения:
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В Кемеровской области идёт "перепись" охотничьих животных

Среда, 18 января 2012 «Кузнецкий рабочий» Сейчас на территории Кемеровской области, по данным учёта 2010 года, числится около 3 000 лосей, около 4 000 сибирских косуль, более 2 200 медведей, 3 500 красных лисиц, 28 000 зайцев, 242 рыси, 7 500 соболей, более 80 000 глухарей и тетеревов. Существует несколько методик оценки численности животных, но, по словам специалистов, самая надёжная из них - работа со следами животных. Поэтому и проводится учёт зимой: по пересечению следов выбранного маршрута на снегу высчитываются все необходимые данные. В это время года легче определить видовой состав животных, а также их количество в связи с тем, что все они собираются у мест кормления. Проходя по намеченному маршруту, наблюдатели отметят в учётной карточке или на схеме маршрута все появившиеся следы, с указанием вида и количества представителей животного мира, их оставивших. Кстати, специалист может по следам определить не только вид и количество зверя, но и то, как именно животное существовало в этот момент - охотилось или, наоборот, пыталось спастись от опасных хищников.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2


1994 год

2010 год

Лоси

2 700


_________________________________________________





1994 год

2010 год

Зайцы

40 000


_________________________________________________





1994 год

2010 год

Рыси

250


_________________________________________________



1994 год

2010 год

Соболи

6 8000


_________________________________________________






ЛИТЕРАТУРА

  1. ЧекинА.Л., Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. - М., Академкнига/Учебник, 2009 - 160с.
  2. Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие - М., Академкнига/Учебник, 2009 - 240 с.
  3. Кемеровская область. Атлас для школьников. / Под ред. В.Н. Гнатишина и др. - Новосибирск: Просвещение-регион, 2002. - 30 с.
  4. Кузнецкий рабочий. 2012. 18 янв.
  5. Мониторинг охотничье-промысловых млекопитающих [Электронный ресурс]: biodat.ru, (дата обращения: 18.04.2012).

























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учащиеся знакомятся с различными способами получения недостающих знаний, которые позволяют сделать формулировку задачи полной, т.е. такой, из которой можно получить ответ на поставленное требование. В качестве таких способов рассмотрено два основных. К первому способу отнесены такие действия, которые связаны с непосредственным получением недостающих данных путем счета или измерения (например, подсчетом ящиков, которые привезли на склад - задача № 228, или измерение длины и ширины пола классной комнаты). Ко второму способу отнесены все действия, которые заключены в получении необходимой информации из дополнительных источников (в данном случае из справочной литературы, средств массовой информации, от знающих эту информацию людей и т.д.). Это направление работы над задачей очень тесно связано с формированием умения правильно формулировать задачи на основе анализа некоторой реальной ситуации. Овладение именно этим умением позволяет говорить о практической направленности данного урока: в реальной жизни постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые требуют преобразования их в сюжетные арифметические задачи с последующим решением. В виде готового текста задачи существуют лишь в учебниках, но не в реальной жизни. Другое направление работ над задачей связано с формированием умения производить отбор необходимых данных из их избыточного перечня. Выбор рационального способа решения - это еще одно из направлений, отрабатываемых на уроке. Рационализм выбранного пути решения может проявляться в минимализации числа выполняемых для получения ответа действий. Работа по обучению решению задач проводится практически на каждом уроке. [2[





11


© 2010-2022