Рабочая программа ДО Подвижные игры

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Идринская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на Утверждаю:

методическом совете Директор___________ Н.И.Черкасова

Протокол № от 2015г. Приказ №____ от _____________2015

Дополнительная образовательная программа

«Спортивно-оздоровительный час в школе. Подвижные игры»

Срок реализации - 1 год.

Возраст детей - 9-10 лет.





Дураева Елена Владимировна,

учитель начальных классов









с. Идринское 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа кружка «Подвижные игры» является адаптированной (программа для общеобразовательных учреждений Г.А.Ворониной «Спортивно-оздоровительный час в школе»). Программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.; -Закона РФ « Об образовании» 2012г. -Учебного плана МБОУ Идринской СОШ 2015-2016г. Программа рассчитана на детей 8-10 лет продолжительностью 1 год. Время, отведенное на занятие в кружке, составляет - 2 часа в неделю.
В течение всего курса сохраняется преемственность образования, как
по структуре, так и по содержанию учебного материала.

На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные игры» отводится 72 часа в год .

Игра- естественный спутник жизни ребенка ,источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей , их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.

Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Роль и место данного курса

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Алгоритм работы с играми.

  • Знакомство с содержанием игры.

  • Объяснение содержания игры.

  • Объяснение правил игры.

  • Разучивание игр.

  • Проведение игр.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • развивать сообразительность , речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 2 класса должны: иметь представление:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

  • о режиме дня и личной гигиене;

  • о способах изменения направления и скорости движения;

  • о народной игре как средстве подвижной игры;

  • об играх разных народов;

  • о соблюдении правил игры

уметь:

  • выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

  • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

  • играть в подвижные игры;

  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

  • выполнять строевые упражнения;

  • соблюдать правила игры

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  1. степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и ,следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  2. поведение учащихся на занятиях: живость, активность,

заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  1. результаты выполнения тестовых заданий из конкурса эрудитоа, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

  2. косвенным показателем эффективности данных занятий может быть успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимания, улучшение мыслительной деятельности).

Формами подведения итогов реализации программы являются соревнования,

Дни здоровья, выставки рисунков о ЗОЖ и т. д.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные УУД

У учащихся будет сформировано:

-понимание значения физической культуры для укрепления здоровья человека;

Учащиеся получат возможность для формирования:

-познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;

- уважительного отношения к физической культуре как важной части общей культуры.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения;

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять эмоциями в различных ситуациях и условиях;

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить общий язык и общие интересы.

Регулятивные УУД

Учащиеся научаться:

- понимать цель выполняемых действий;

- выполнять действия, руководствуясь инструкцией учителя;

-адекватно оценивать правильность выполнения задания; использовать

технические приемы при выполнении физических упражнений;

- анализировать результаты выполненных заданий по заданным критериям,

-вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- продумывать последовательность упражнений, составлять комплексы

утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки,

физкультминуток,

-объяснять, какие технические приемы были использованы при выполнении задания;

- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на

развитие физических качеств;

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий, используя справочные материалы учебника;

-различать, группировать подвижные и спортивные игры;

-характеризовать основные физические качества;

-группировать игры по видам спорта;

-устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке.

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную

оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их

исправления;

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять поиск необходимой информации, используя различные

справочные материалы;

-свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев,

оглавления, справочного бюро;

-сравнивать, классифицировать виды спорта летних и зимних Олимпийских игр;

-устанавливать взаимосвязь между занятиями физической культурой и

воспитанием характера человека.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

-рассказывать об истории Олимпийских игр и спортивных соревнований, о

профилактике нарушений осанки;

-высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой

на воспитание характера человека;

-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде.

Учащиеся получат возможность научиться:

-выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;

-задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений.


Учебно-тематический план.


№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Теоретические

Практические





1

Игры на свежем воздухе.

20 ч.

2

18





2.

Игры-эстафеты.

8

-

8

3.

Зимние забавы

11

-

11

4.

Подвижные игры разных народов.

16

-

16




5.

Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.

13

-

13



-


6.

Итоговые занятия

4

1

3

Итого:

72

3

69











урок

Тема занятия

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты.



Игры на свежем воздухе 20 ч.


1-2

Введение.

Основы знаний о подвижной игре.

Игровые правила.

Отработка игровых

приёмов.

Игра. Подвижные

игры.

Принимают участие в


составлении игровых


правил, жеребьевке,


выборе водящего

3-9

Игры на свежем

воздухе. Что нужно знать и уметь ,

чтобы никогда не

болеть. «Ловушка»,

«Охотник и

сторож»,

«Карусель»,

«Совушка».

Игровые правила.

Выбор и

ограничение игрового

пространства.

Проведение игры.

Разучивают новые


стихи- считалки,


принимают участие в выборе места


проведения игр ,


разметке. Принимают


участие в викторине.

10

Русская народная игра «Горелки».

Правила игры.

Проведение игры.

Метание набивного мяча.

Разучивают правила


проведения игры.


Делятся на тройки.


Водящий придумывает


для игроков различные движения.

11

Русская народная

игра «Кот и мышь».

Правила игры.

Разучивание игры.

Проведение игры.

Выбирают водящего.


Разучивают напевы.


Преодолевают препятствия.

12

Русская народная

игра «Блуждающий

мяч».

Правила игры.

Проведение игры.

Развитие глазомера.

Равномерный бег.

Встают в круг,


водящий идет в его


середину и бросает


мяч вверх и т.


д.Участие в эстафете с


мячом. Учатся разбивке


на команды.

13-20

Общеразвивающие

физические

упражнения на

развитие основных

физических качеств.

Правила игры.

Проведение игры.

Прыжки.

Учатся вставать в круг


,рассчитываться по


порядку и через одного.


Игры -эстафеты 8 ч.


21

Игра-эстафета «Не упусти мяч»

Знакомство с правилами и

проведение игр .

Эстафеты.

При ловле мяча учатся


проделывать разные


гимнастические



упражнения.



Учатся выполнять


одно - два упражнения.

22

Упражнения и игры на внимание. Эстафеты с бегом и мячами.

Упражнение «Ладонь - кулак».

Эстафеты.

Делится на две равные


группы, вставать на


приблизительно


одинаковое расстояние


друг от друга.


Метко кидать мяч.


Учатся ловить мяч в прыжке.

23

Игры на развитие памяти .Эстафеты с преодолением препятствий.

Игры «Повтори за

мной», «Запомни

движения»,

«Художник».

Запоминают слова и движения.


Участие в


коллективном мини-


проекте «Художник».

24

Игры на развитие воображения.

Игры «Волшебное

яйцо», «Узнай, кто

я?», «Возьми и

передай».

Разучивание игр малой


подвижности.


Внимательно слушают


вопросы


.Сосредотачиваются


при даче правильного ответа.

25-26

Игры на развитие мышления и речи.

Игры «Ну-ка,

отгадай»,

«определим

игрушку».

Игры позволяют


развивать речь и


мышление детей.


Быстро называть птиц,


зверей, насекомых, цветы и др.

27-28

Игры на коррекцию

эмоциональной

сферы ребёнка.

Игры «Баба Яга», «Три характера».

Учатся активно


включатся в общение и


взаимодействие со


сверстниками.




Подвижные игры разных народов 16 ч.


40-44

Игры русского,

мордовского и

белорусского

народов. «Гуси-

лебеди, «Жмурки»,

«Котел», «Салки»,

«Михасик», «Прела-

горела».

Правила игры.

Строевые упражнения;

перестроение.

Характеризуют основные физические


качества.


Осуществляют поиск


необходимой


информации.

45-49

Игры татарского

,украинского и

народов Востока.

«Серый волк»,

«Скачки» ,

«Колдун».

Правила игры.

Комплекс утренней

гигиенической гимнастики.

Различают и


группируют


подвижные игры по их

происхождению.

50-55

Игры чувашского,

калмыцкого,

азербайджанского

народов. «Рыбки»,

«Альчики»,

«Хищник в море».

Комплекс ОРУ с

мячом. строевые

упражнения с

перестроением из

колонны по одному в

колонну по два.

Группируют игры по


видам спорта.


Устанавливают


причины, которые приводят к плохой осанке.


29

Зимние забавы. 11ч . Городки.

Гимнастические упражнения. Эстафеты.

Самостоятельно


выполняют комплексы упражнений,


направленные на


развитие физических качеств.

30

Зимние забавы. Городки.

Игры с мячом: ловля, бросок, передача.

Проявляют


положительные


качества личности и


управляют своими


эмоциями в различных ситуациях.

31

Зимние забавы. Городки.

Комплекс ОРУ со скакалкой.

Проявляют


дисциплинированность


, упорство и трудолюбие в


достижении своих целей.

32

Зимние забавы. Гонки снежных комов.

Правила игры. Проведение игры.

Оказывают


бескорыстную помощь


своим сверстникам и


находят с ними общий


язык и общие интересы.

33

Зимние забавы. Гонки снежных комов.

Катание на лыжах.

Разучивание и

проведение игр.

Метание снежков в цель.

Понимают цель


выполняемых


действий. Выполняют


действия, руководствуясь


инструкцией учителя.

34

Зимние забавы. Лыжные гонки.

Правила игры. Проведение игры.

Адекватно оценивают


Правильность


выполнения задания.

35

Зимние забавы. Лыжные гонки.

Правила игры. Проведение игры.

Находят ошибки при


выполнении учебных


заданий. Отбирают


способы их


исправления.

36

Зимние забавы.

Эстафета на санках.

Игры со скакалкой, мячом.

Понимает действие партнера в игровой


ситуации.

37

Зимние забавы. Эстафета на санках.

Построение. Строевые упражнения6 перемещение.

Общается и

взаимодействует со


сверстниками в


игровой ситуации напринципах


взаимопомощи и

взаимоуважения,

дружбы и

толерантности.

38

Зимние забавы.

Строительные игры

из снега.

Правила игры. Проведение игры.

Организуют игровую ситуацию.

39

Зимние забавы.

«Клуб ледяных

инженеров».

Совершенствование координации движений.

Организуют игровую ситуацию.




Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики.13 ч.


56, 57

Игры «У медведя во

бору», «Совушка»

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

Осваивают игры,


основанные на элементах гимнастики


с основами акробатики.

58,59

Игры «Не

оступись»,

«Пятнашки», «Волк

во рву»

Проведение игры.

Осваивают игры,


основанные на


элементах легкой атлетики.

60,61

Игры «Охотники и

олени», «Встречная

эстафета».

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.

Осваивают игры , основанные на


элементах лыжной


подготовки.

62.63

Игры «День и ночь»,

«Попади в ворота».

Мини-игра

Осваивают игры ,


основанные на


элементах спортивной игры.

64,65


Игры «Брось-

поймай», «Выстрел

в небо».

Игровые правила.

Отработка игровых

приемов. Игра.


66-72

Итоговые занятия.

Игра «Охотники и

утки».

Проведение игры.

Используют


технические приемы


при выполнении


физических упражнений.


Содержание изучаемого курса.

1 раздел (20 часов)

Игры на свежем воздухе.

- Русские народные игры. «Ловушка».

- Групповые игры. «Охотник и сторож».

- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».

2 раздел (8 часов)

Игры-эстафеты.

- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Эстафеты с бегом и прыжками.

- Эстафеты с преодолением препятствий.

3 раздел (16 часов)

Подвижные игры разных народов.

-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».

-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»

-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»

4 раздел (11 часов)

Зимние забавы

-Зимой на воздухе. «Городки».

- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».

- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках.

- Лыжные гонки

-Праздник здоровья и подвижной народной игры.

5 раздел(13 часов)

Подвижные игры, основанные на элементах:

- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День

и ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось - поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Презентации к занятиям: дополнительный материал, включающий в себя

задания на развитие внимания, памяти, воображения в игровой

форме.

Зачетный лист учителя для отслеживания динамики развития способностей учащихся.

Раздаточный дидактический материал: различные виды игр.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, спортивный инвентарь.

Использованная литература:

  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.

  • Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.

  • Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. : Ф и С, 1975.

  • Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

  • Журналы «Спорт в школе» 2010-2011. Издательский дом «Первое сентября».

  • Зациорский В.М. Основная спортивная методология. - М., 1989.

  • ЛисицаА.И. Игры-аттракционы. - Т., 1991

  • Матвеев. Теория и методика физической культуры. - М., 1983.

  • Полиевский Н.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М., 1989.

  • Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М., 1978.

  • Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. - М., «Советский спорт», 2007.

  • Осокина Т.И. и Тимофеева Е.А. Подвижные игры для малыша. - М., «Просвещение», 1965.

  • Губерт К.Л., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. - М., «Просвещение», 1972


© 2010-2022