Презентация на тему «Россия - наша Родина»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Россия - наша Родина» (слайд 1)

Цель: воспитание гражданской позиции учащихся

Задачи: - научить различать символику РФ, познакомить с правами граждан России;

- развитие речи, логического мышления, познавательного интереса;

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

Оборудование: - герб, флаг, гимны;

- политическая карта Мира;

- ткань, клей, подкладная доска;

Ход урока.

У: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Посмотрите вокруг: о чём пойдёт сегодня разговор? (Стихотворение читает ученица) ( слайд 2) Что значит: Родина моя? Ты спросишь - я отвечу: Сначала тропочкой земля Бежит тебе навстречу. Потом тебе помашет сад Душистой веткой каждой, Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Н. Полякова

У: - Задумывались ли вы, ребята, на вопросом: что такое Родина?

- РОССИЯ. РУСЬ. ОТЕЧЕСТВО. ОТЧИЗНА. ГОСУДАРСТВО. (слайд 3)

У: - Вы любите свою Родину?

-А за что вы её любите? (ответы детей)

У: - Да, мы здесь родились и выросли, говорим на родном русском языке, любуемся красотой родного края в любое время года. (слайды 4-7)

Учитель выставляет пейзажи русской природы и проводит краткую беседу по ним.

У: - Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине.

(Ученики читают пословицы ) (слайд 8)

-ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.(1)

-ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА.(2)

-ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ - НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.(3)

У: - Как вы понимаете (2) пословицу? (ответы учеников)

У: - Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела добавляют ему силы.

Всякое дерево имеет корни, связывающие его с землёй. Это наша история, то, чем мы жили вчера. И сегодня на уроке мы заглянем в историю нашего государства.

(Учитель обращает внимание школьников на политическую карту Мира). (слайд 9)

-Вот наша страна - Россия, одно из самых крупных государств Мира. Столица, т.е. главный город, - Москва. Необыкновенная страна Россия! Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце и начинается утро, в других областях страны - глубокая ночь. Если на севере выпал снег, наступили холода, то на юге ещё плещутся люди в тёплом море, цветут растения.

У:- Как называют жителей нашей страны?

РОССИЯНЕ ( ставит слово на наборном полотне). В России живут люди разных национальностей - русские, чуваши, татары, украинцы и другие. Мы с вами - россияне, ГРАЖДАНЕ России. Каждый человек, живущий в каком либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину ПРАВА. Как вы понимаете это слово? (учитель выслушивает ответы школьников и даёт определение :ПРАВА- правила поведения, установленные государством.)

- Права граждан записаны в главном законе- КОНСТИТУЦИИ

- Право на образование.(У: -В нашем государстве каждый имеет право учиться).

- Право на мед.обслуживание. ( У: -В нашем государстве каждый имеет право лечиться).

-Право на выбор профессии. (У:- В нашем государстве каждый имеет право стать тем, кем хочет.

-Право на отдых. (У:- В нашем государстве каждый может отдыхать когда и где захочет).

- Право на жительство. (У: -В нашем государстве каждый может жить там, где ему захочется).

-Каждый ребёнок, как и взрослый, является гражданином

своей страны, и государство защищает жизнь и здоровье ребёнка, оплачивает лечение и обучение.

-Ребёнок имеет право:

- носить фамилию родителей;

-жить в семье;

-общаться с родителями и с другими родственниками.

Закрепление.

В сказках часто встречаются ситуации, когда нарушаются права сказочных героев. Подумайте и скажите, в какой сказке были нарушены права:

- на жительство? («Лиса и заяц», «Теремок»)

- на свободу? («Чипполино», «Гуси-лебеди»)

Физкультминутка. Стоя на месте, дети выполняют разминку на слова:

Я, ты, он, она-

Вместе- целая страна.

Вместе - дружная семья,

В слове «МЫ» - сто тысяч «Я».

(слайд 9) У: - Продолжаем разговор о нашем государстве. Посмотрите на карту, вы видите, что на карте государства обозначены разным цветом. Но не только по цвету на карте, но и по другим очень важным символам мы можем отличить одну страну от другой. Может быть кто-то из вас знает, что помогает нам различать государства?

Ученица рассказывает стихотворение и историю происхождения герба. (слайд 11)

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он России - дух свободный.

В.Степанов.

Герб в переводе с немецкого означает «наследство». Это отличительный знак, эмблема города, государства, сословия, рода. Изображался герб на знамёнах, печатях, монетах. Герб нашего государства пришёл к нам полтысячелетия тому назад из Византии.

У: - Посмотрите на Герб нашего государства. Что вы видите? (ответы детей).

У: - Орёл, двуглавый золотой орёл обозначает единство, независимость, солнце. Всадник, поражающий дракона, - победа добра над злом. Где можно увидеть герб в нашей повседневной жизни? (ответы школьников).

Рассказ ученицы.

- С давних времён на лицевой стороне монеты было принято помещать герб, как символ принадлежности к государству. Всадник с копьём изображается на монетах, которые мы называем копейками.

У: - Итак, герб - отличительный знак нашего государства. А какой символ вы ещё знаете? (слайд 12)

Звучит Государственный гимн РФ. Все присутствующие в классе встают.

У:- Ребята, почему вы встали, как только зазвучал гимн?

(ответы детей)

У:- Гимн в переводе с греческого языка - «хвалебная песнь», хвала и прославление в стихах или в музыке песнопением.

В далёкие времена человек слагал гимны, чтобы выразить своё восхищение красотой, поклониться всесильным богам, воздать хвалу славным победам, героям и царям.

Сейчас гимн является символом государства. Он есть у каждой страны. Его должен знать и уважать каждый гражданин.

Первый российский гимн, официальный и государственный -«Молитва русского народа» появился в 1816 году. Это был английский гимн, который перевёл на русский язык Василий Жуковский «Боже, храни короля».

11 декабря 1833 года впервые прозвучал гимн «Боже, царя храни», который написал композитор Александр Львов на сл.В.Жуковского, но другие. Царь Николай 1 объявил этот гимн государственным и оставался гимн этот символом России до 1917 года - дата отречения от престола Николая 1.

С 2000 года Президент утвердил гимн с новым вариантом текста, а музыка композитора А.Александрова осталась прежней.

Есть ещё один символ, отличающий наше государство от другого.(слайд13)

Что это? Да, это флаг. В праздничные дни флаг можно увидеть на самых высоких зданиях, улицах, площадях. А вот о том, когда возник обычай поднимать флаг и чтить его, нам расскажет.

(Рассказ ученика об истории происхождения флага.)

- Это случилось, видимо, в далёкие незапамятные времена. Ведь ещё у кочевых племён - скифов имелись грозные боевые знамёна. Это были надувные знамёна. Представьте себе длинный рукав, формой напоминающий дракона с пастью, ногами и хвостом. Будучи прикреплённым к длинному шесту, он надувался на ветру и всем своим видом должен был устрашать потенциальных врагов. В Средневековой Европе собственные знамёна имелись уже не только у королей, герцогов и графов, но и у каждого знатного рыцаря. На полотнищах изображались самые свирепые и страшные животные, символизирующие силу, мощь и мудрость.

Днём рождения российского флага считается 20 января 1705 г, когда по этому поводу вышел царский указ Петра 1. Это известный нам трёхцветный флаг:
- красный - символизирует отвагу, героизм, жертвенность;

- синий - верность, постоянство, великодушие;

- белый - чистоту, благородство.

Затем цвет нашего флага стал алым, на нём появилась звезда, серп, молот. Этот знак стал символом трудового народа, восставшего за равноправие людей.

Под красным знаменем сражался наш народ с фашистами во время войны 1941-1945 гг. Это знамя солдаты много раз выносили из огня, спасали его от вражеских рук ценой жизни. Для всех оно было символом Победы и счастливой жизни. И с ним наш народ победил.

Ныне над Россией развевается бело-сине-красный флаг, именуемый триколором, именно тот, что некогда был утверждён петровским указом.

У:- А сейчас каждый из вас изготовит себе на память о нашем необычном уроке маленький российский флаг.

Перед работой давайте повторим правила рабочего человека.

Учащиеся работают по плану:

- склеивание полотнища флага из полосок красного, синего и белого цвета;

- приклеивание полотнища к древку.

У:- Ребята, возьмите каждый в руки свой флажок: смотрите, как светло, красиво и празднично стало в классе. Помните, вы - граждане России. Любите свою Родину, гордитесь ею, защищайте её.

«Россия! Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…»-так писал о России поэт Сергей Есенин.

Россия - мать,(слайд 14)

Святой и зримый,

Да будет жребий твой велик!

Но сохрани неповторимый,

Твой материнский светлый лик.

Итог урока. (слайд15)

У:- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что особенно запомнилось и понравилось вам?

7

© 2010-2022