- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике в 1 классе на тему Масса
Конспект урока по математике в 1 классе на тему Масса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Арефьева Ю.В. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ (открытия нового знания)
Структура урока актуализации знаний и умений
-
Тема
Масса
Цели
Образовательные: познакомить с понятием «Масса», с единицей измерения массы - килограммом, закреплять знания о величинах и их измерению с помощью различных мерок, учить сравнивать предметы по массе с помощью весов. Формировать умение решать простые на разностное сравнение. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; Уточнить и систематизировать представления о величинах и их общих свойствах.Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и групповой.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные: Обучающиеся научаться определять массу предметов; пользоваться единицей измерения массы - килограммом; Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи. Иметь представление о величинах. Правильно употреблять в речи математические понятия. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Задача, условие, вопрос, решение, величины, мерки.
Межпредметные связи
Математика
Ресурсы: - основные
- дополнительные
- Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова,Т.Б.Бука. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр.17-18
- карточка
- рабочая тетрадь
- электронные физкультминутки
- название величин и их мерок
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в группах.
-
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
УУД I. Организационный этап (2 мин)
Возникновение положительной эмоциональной направленности.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.1.-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем.
- А теперь пожелайте удачи друг другу:
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). II. Мотивация к учебной деятельностиПостановка цели и задач урока (5мин) Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения пробного учебного действия (7 мин)Цели: организовать актуализацию умений, составлять равенство;
- рассмотреть взаимосвязь между часть и целым для величин: длина, масса;
- отрабатывать вычислительные навыки с именованными числами.
1.- Пытаются сравнить полоски, измерить их с помощью линейки. Делают вывод, что для точности измерения нужна линейка. Сравнивают отрезки.
2. Один из учащихся выходит, берёт в руки - делает вывод: один из предметов тяжелее другого.
Проговаривают, что повторили.
Проговаривают выполнение задания.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
Один из учащихся озвучивает правила работы в парах.(группах)
Учащиеся озвучивают результат измерения.
Выслушивает планирование учащимися способов достижения целей.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Следит за самостоятельным выполнением заданий.
Организует выполнение учащимися учебного действия.
Организует подводящий диалог
В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело!
- Сегодня у нас урок «открытия» нового знания, - Чем мы будем заниматься? - Начнём с повторения необходимых знаний.1.- На ваших партах есть карточки, разные по цвету полоски. Какое задание можно выполнить? (Измерить отрезки, сравнить по цвету, по длине)
- Что такое длина? (Это протяжённость предмета)
- Что такое величина? (Это свойство предметов, которое можно измерить, сравнить)
- Почему длина называется величиной? (Длину можно измерить, сравнить, …)
- Как мы можем измерить отрезки?
( Измерить по линейке, результаты сравнить)
- Измерьте длину отрезков в см и сравните отрезки.
2. Формирование представления о понятии «масса».
- Рассмотрите 2 пакета (коробки). Что можно о них сказать?
- Сравним эти предметы, используя изученные свойства предметов.
Есть свойство предметов, которое мы не можем увидеть. Чтобы обнаружить это свойство надо взять предметы в руки. - Что мы будем изучать?
- Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется МАССА.
Какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (ВЕСЫ)
(Учитель ставит коробки на чашечные весы)
- Какая коробка тяжелее? (Та, которая находится на нижней чаше весов)
- Какая коробка легче? (На верхней чаше)
1.Значит, масса это величина - т.к. предметы можно сравнивать по массе с помощью знаков
< = >
2. Пробное действие.
- Масса - величина, значит, её можно измерить.
- Предлагаю вам выполнить новое задание: определить массу ……
- Ваши результаты.
- Объясните, как определили массу? ( Не можем)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что же делать?
- В чем возникло затруднение?
( Мы можем определить какой из предметов тяжелее, но не можем измерить массу предмета)
- Почему у нас возникло затруднение? (У нас нет способа измерения массы предмета).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Определим цель нашей работы
-
открыть способ измерения массы предметов,
-
познакомиться с единицами измерения массы,
-
научиться решать задачи на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.
- Что нам поможет открыть новое? (правило измерения длины отрезков)
- Как мы измеряли длину отрезков? (С помощью линейки, мерки)
- Значит, нам необходим инструмент и мерка. Какой инструмент помогает определять массу предметов? (ВЕСЫ)
5. Реализация построенного проекта.
- Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомним правила работы в группах.
- Итак, работаем в группах.
- Как устроены весы? (Эти весы с двумя чашечками.)
- Как ими пользоваться? (На одну чашу весов нужно положить наш предмет, на другую нужно укладывать мерки (гирьки) до тех пор, пока чаши весов не будут на одном уровне.)
- Какова масса …….?
- Какой вывод получили другие группы?
- Сформулируйте способ.
- Положить предмет на одну чашу весов.
- Установить мерки на другую чашу, добиться равновесия
- Что нам позволяет открытый способ? (Измерять массу предметов)
Пытаются определить какая полоска длиннее.
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
IV.ФИЗМИНУТКА (1мин) Цели: - Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.
V. Первичное закрепление во внешней речи. (15 мин.) Цель: закрепить знания учащихся о величинах? учить записывать и решать выражения с именованными числами.
Выполняют упражнения.
Проговаривает правило нахождения неизвестного в задаче.
Включает физминутку
Следит за самостоятельным выполнением заданий.
Организует выполнение учащимися учебного действия.
Организует актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
С.15, Таблица , №1,2.
Уметь составлять рассказ по рисунку, схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин.) Цель: закрепить знания учащихся о величинах, учить записывать и решать выражения с именованными числами,
достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
Выполняют задание письменно.
Сигнализируют готовность.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.
С.15.,№ 5,6. Уметь составлять равенство, используя связь целого и частей.
Уметь различать условие и вопрос в задаче.
Уметь оформлять решение задачи.
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
VII. Обобщение и систематизация знаний. (2 мин)
Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. - В каком месте при решении задачи возникло затруднение? (При выборе действия в решении задачи). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, как найти разность). - Как можно найти способ решения в любой ситуации?
Учиться выходить из сложных ситуаций.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (8 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Выполнение задания №1 на с.28 рабочей тетради. -Чему равна масса каждого предмета? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? -Оцените свою работу по цветку.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). -