- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 3 классе на тему Ш. Сильверстайн Щедрое дерево
Урок литературного чтения в 3 классе на тему Ш. Сильверстайн Щедрое дерево
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шумкова О.В. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения в 3 классе
УМК «Гармония»
Учебник: «Любимые страницы». Учебник для 3 кл. нач. шк. В 4 частях. Часть 4.
Автор: О. В. Кубасова. 3-е изд.: - Смоленск., «Ассоциация 21век»,2007.
4 четверть. 90 урок. 6 урок в разделе «Любовь - великая страна».
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».
Цель урока: открыть новое качество любви - бескорыстие.
Задачи, направленные на реализацию поставленной цели:
-
Познакомить детей с творчеством Ш. Сильверстайна, его философским взглядом на тему любви.
-
Создать условия для формирования эмоционально- чувственной личности.
-
Совершенствовать навыки самостоятельной работы, учить думать и анализировать прочитанное.
-
Содействовать развитию коммуникативной культуры: умению общаться, высказывать и доказывать свою точку зрения.
-
Развивать воображение и литературно-творческие способности учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедийный проектор, компьютер, книга Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево», магнитофон, аудиозапись песни Б.Ш.Окуджавы «Грузинская песня».
Ход урока
-
Организационный момент.
-Перемена закончилась, проверьте, все ли ваши друзья пришли. Садитесь.
(Звучит фрагмент песни Б. Ш. Окуджавы.)
Виноградную косточку в тёплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову на любовь своё сердце настрою,
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
-Давайте и мы, как Булат Шалвович Окуджава, настроим своё сердце на любовь и начнём урок.
2.Актуализация знаний. Повторение изученного.
-Ребята, вот уже несколько уроков мы читаем удивительные произведения четвёртой части учебника. Что их объединяет?
Д: Все эти произведения о любви.
-Да, тема у них одна, но каждое произведение рассказало нам о разных проявлениях любви. Давайте вспомним, что мы узнали об этом прекрасном чувстве.
(Чтение лепестков ромашки на доске.)
Д: Если любишь, тебя не пугают трудности;
Любовь делает человека добрее;
Любовь способна в уродливом увидеть прекрасное;
Если нет любви, появляется зло;
Когда ты любишь, мир становится прекрасней.
-Дома вы читали сказку Г.Х.Андерсена «Ромашка». Чему она нас научила?
Д: Нужно учиться радоваться малому, не каждый это умеет. Замечать прекрасное рядом с собой и любить его.
-Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.
(Чтение отрывков учащимися.)
-Кто заметил другие мудрые мысли?
Д: Этот рассказ показал, что если не научиться любить, можно натворить много зла.
-Какие фрагменты текста доказывают это?
(Чтение отрывков учащимися.)
-Вы правы, ребята. Нужно любить не только себя или другого человека.
Г.Х.Андерсен хотел нам показать, что важно любить любое проявление жизни: травинку, птицу, тогда мир будет прекрасней, в нём не будет места злу.
3.Постановка цели урока.
-Как вы думаете, всё ли мы узнали о любви?
Д: Я думаю, что не всё.
-Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?
Д: Наверное, узнаем о любви что-то новое и интересное.
4.Подготовка к восприятию текста.
-О любви писали многие писатели. С мудрыми мыслями одного из них мы сегодня познакомимся на уроке.
Посмотрите на слайд и прочитайте имя и фамилию нашего гостя. Что вы можете о нём сказать.
Д: Я думаю, что это зарубежный писатель, английский или американский.
-Да, сегодня мы встретимся с удивительным человеком американским писателем Шелом Сильверстайном, который никогда не думал, что будет писать для детей. Он родился 25 сентября 1930 года в Чикаго. Судьба наградила его многими талантами. Он был уважаемым композитором, музыкантом, певцом, поэтом, иллюстратором, драматургом. Но всемирную известность ему принесли рисованные истории для детей. С одной такой историей мы сегодня познакомимся на уроке.
Как называется эта история? Посмотрите на обложку книги.
Д: История называется «Щедрое дерево».
-Что значит быть щедрым?
Д: Быть щедрым это значит делиться с другими, ничего не жалеть, не быть жадным.
-А чем может поделиться дерево?
Д: Дерево может поделиться плодами, яблоками, например.
-А ещё?
(У детей возникает трудность при ответе на вопрос.)
-Давайте обратимся за помощью к Шелу Сильверстайну.
5.Новый материал.
а) Чтение текста учителем.
-Откройте учебники на странице 48 и внимательно следите за моим чтением.
б) Работа с текстом после чтения.
-Какое чувство осталось у вас после чтения?
Д: Мне грустно, жаль и яблоню и старика.
Мне жаль яблоню, потому что мальчик всё время что-то брал у яблони.
-А что брал мальчик у яблони?
Д: Мальчик брал яблоки, ветви, ствол.
-Как вы думаете, почему менялись потребности мальчика?
Д: Мальчик рос, а когда человек растёт, он перестаёт играть в игры, ему нужно что-то другое.
-Давайте проследим жизненный путь человека.
Как называется пора, когда вы ещё маленькие дети?
Д: Это детство.
(Запись на доске.)
-Потом маленькие мальчики взрослеют и становятся уже юношами. Это будет?
Д: Это юность.
(Запись на доске.)
-Далее человек растёт, взрослеет, его мысли и поступки становятся зрелыми. Этот этап мы назовём?
Д: Зрелость.
(Запись на доске.)
-Затем он уже стареет и приходит?
Д: Старость.
(Запись на доске.)
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает своё задание.
-Найдите в тексте, что нужно было мальчику на разных этапах жизни.
(Учащиеся ищут свои ответы.)
Проверка работы в группах.
-Что дарила яблоня мальчику в детстве?
(Запись ответов 1 группы на доске.)
-Любил ли мальчик яблоню, когда был маленьким?
Д: Да, потому что он играл с ней, спал около неё.
-Мальчик действительно любил яблоню, ведь когда мы кого-то любим, то стараемся, как можно чаще видится с ним. Яблоня была рада, что у неё был друг.
-Что потребовалось мальчику в юности?
(Запись ответов 2 группы на доске.)
-Что предложила ему яблоня?
-Почему после этого Ш. Сильверстайн пишет, что яблоня была счастлива?
Д: Наверное, потому что она смогла выполнить желание своего друга.
-Конечно, это счастье понимать, что ты можешь помочь, можешь сделать кого-то счастливым.
-Что потребовалось мальчику в зрелости?
(Запись ответов 3 группы на доске.)
-Что потребовалось в старости?
(Запись ответов 4 группы на доске.)
-Была ли счастлива яблоня после того, как подарила свой ствол?
Д: Она всё отдала, у неё ничего не осталось, поэтому она была счастлива, но не совсем.
Я думаю, что яблоня загрустила, потому что мальчик уплыл далеко, а это значит, они не скоро увидятся.
-Конечно, яблоне не жалко было ствола, просто она понимала, что расстаётся со своим другом надолго, а это всегда грустно.
-Вовремя последней встречи, о чём переживала яблоня?
Д: Она переживала, что у неё ничего не осталось и ей нечего дать мальчику.
-Смогла ли она выполнить последнюю просьбу мальчика? Как она это сделала?
(Ответы учащихся 4 группы.)
-Кто из вас заметил, какое предложение несколько раз повторяется в рассказе?
Д: И Яблоня была счастлива.
-Да, ребята. Мальчик и яблоня очень нужны друг другу. В этом трогательном рассказе замечательно описан дар - любить бескорыстно. Как вы понимаете значение этого слова?
Д: Бескорыстно - это значит любишь, а взамен ничего не просишь.
-Правильно. Хотите услышать, как это понимал Ш. Сильверстайн? «Любить бескорыстно - это значит всецело отдавать себя, делая счастливым другого. И спокойно относиться к способности другого любить в ответ.»
А великий французский мыслитель Ж.Ж.Руссо писал: «Любить глубоко - это значит забыть о себе». (Высказывание и портрет Ж.Ж.Руссо на слайде.)
6. Рефлексия. Итог работы над произведением.
-В этом рассказе бескорыстно любит яблоня. Давайте представим на месте мальчика себя. Кто вас любит так же бескорыстно, всё отдавая, ничего не требуя взамен?
Д: Я думаю, мама.
Я думаю, природа. Лес, например, всё отдаёт.
Бог любит бескорыстно. Даже тех, кто не верит в него.
-Вы молодцы. Все ответы правильные.
-А теперь представьте, что вы яблоня. Почувствуйте, как любит яблоня, и ответьте себе, есть ли на свете человек, которого бескорыстно любите вы?
(Дети сидят в тишине и думают.)
-Любить бескорыстно трудно, к этому надо готовить своё сердце.
Этот рассказ переведён на 30 языков мира, его читают в школах многих стран. Как вы думаете, почему?
Д: Я думаю, этот рассказ заставляет задуматься, а умеешь ли ты любить бескорыстно?
Я думаю, что любовь нужна всем людям на Земле.
Если любишь, как яблоня, никогда не сделаешь зла.
-Что же нового о любви мы узнали на уроке?
Д: Когда любишь, всё готов отдать бескорыстно.
-Давайте запишем эти слова на новый лепесток ромашки.
(Ученик записывает слова на лепесток.)
Книга с иллюстрациями Ш. Сильверстайна останется у нас на выставке. Вы сможете её посмотреть и почитать об этом удивительном человеке.
7. Домашнее задание.
Дома вам нужно будет выполнить задание в рабочей тетради на странице 83. Посидите в тишине и почувствуйте, что нужно вам сейчас в жизни для полного счастья? Запишите свои потребности в тетрадь.
Подготовьтесь к чтению рассказа по ролям. Подумайте, как нужно читать, чтобы передать изменения возраста мальчика и как выразить бескорыстную любовь яблони.
8.Мотивирующий итог урока.
Урок подошёл к концу. Как вы думаете, все ли лепестки распустила наша ромашка?
Д: Я думаю, что ромашка распустила не все лепестки, потому что мы ещё не всё узнали о любви.
- Что же произойдёт завтра на уроке?
Д: Мы опять будем узнавать что-то новое.
- Готовьтесь к новой встрече. А завершить эту я хочу словами В.Гюго великого французского писателя, но мне кажется, что эти слова могли бы сказать нам на прощание мальчик и яблоня: «Самое большое счастье в жизни - это уверенность, что тебя любят».
План доски
Экран
Детство яблоки, листья, игры
Юность деньги, вещи
Зрелость дом, семья
Старость лодка (путешествия),
отдых
ромашка
Слайды.
-
Б.Ш. Окуджава.
-
Г.Х. Андерсен.
-
Ш. Сильверстайн.
-
Обложка книги «Щедрое дерево»
-
Ж.Ж.Руссо и высказывание.
-
В. Гюго и высказывание.
Самоанализ урока литературного чтения.
УМК «Гармония»
Учебник: «Любимые страницы». Учебник для 3 кл. нач. шк. В 4 частях. Часть 4.
Автор: О. В. Кубасова. 3-е изд.: - Смоленск., «Ассоциация 21век»,2007.
4 четверть. 90 урок. 6 урок в разделе «Любовь - великая страна».
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».
Цель урока: открыть новое качество любви - бескорыстие.
Задачи, направленные на реализацию поставленной цели:
-
Познакомить детей с творчеством Ш. Сильверстайна, его философским взглядом на тему любви.
-
Создать условия для формирования эмоционально- чувственной личности.
-
Совершенствовать навыки самостоятельной работы, учить думать и анализировать прочитанное.
-
Содействовать развитию коммуникативной культуры: умению общаться, высказывать и доказывать свою точку зрения.
-
Развивать воображение и литературно-творческие способности учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедийный проектор, компьютер, книга Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево», магнитофон, аудиозапись песни Б.Ш.Окуджавы «Грузинская песня».
План урока.
-
Организационный момент. (2мин.)
-
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (7мин.)
-
Постановка цели урока. (1мин.)
-
Подготовка к восприятию текста. (3мин.)
-
Работа над произведением. (25мин.)
-
Рефлексия. Итог работы над произведением. (5мин.)
-
Домашнее задание. (1мин.)
-
Мотивирующий итог урока. (1мин.)
Это шестой урок в разделе «Любовь - великая страна» (11 уроков по теме), первая встреча с творчеством американского писателя Ш. Сильверстайна. Форма организации учебного занятия- комбинированный урок. Данная форма даёт возможность не разрывать тему всего раздела и позволяет плавно после повторения и проверки домашнего задания перейти к новому произведению на ту же тему.
Организационный момент данного урока сообщил содержательное направление. Слова песни явились музыкальным эпиграфом, который помог сконцентрировать внимание учащихся, подготовил к восприятию учебного материала.
Этап актуализации знаний быстро создал чувственный эмоциональный настрой, подготовил к сложной философской беседе о бескорыстной любви. Проверка домашнего задания была связующим звеном с работой над новым произведением.
Ученикам удалось самостоятельно сформулировать цель данного урока, что указывает на внутреннюю потребность узнавать новое, мотивирует на активное обсуждение значимой темы.
На этапе подготовки к восприятию текста был использован приём антиципации. Ребята успешно справились с этой задачей. По их активности было заметно, что им интересна встреча с новым писателем.
Чтение этой философской истории я не доверила детям. Хотелось избежать беглого, поверхностного даже первичного восприятия текста. Надеюсь, что с первых строк мне удалось настроить их души на внутреннюю работу, на осмысление противоречий, разных способностей любить. Тишина в классе во время чтения с учителем и активное дальнейшее обсуждение свидетельство того, что история тронула детей.
Маленький жизненный опыт по данной теме - трудность её изучения с одной стороны, и в то же время - это возможность начать формировать личность, для которой любовь будет главной ценностью в жизни.
При анализе текста самостоятельная работа в группах помогла эффективно использовать время на уроке, сделать его динамичным, а итог наглядным.
Важно, чтобы после проведения урока, ученик смог что-то взять из него в свою жизнь. Этому способствует приём рефлексии, идентификации, когда ученик ставит себя на место героя. Это позволяет ему познать самого себя. На этом этапе дети задавали вопрос себе «Могу ли я бескорыстно любить? Кого я люблю бескорыстно?» Вопрос «А не похожи ли вы на этого мальчика?» не был задан в прямой форме, но, думаю, он возник у многих детей в ходе работы над произведением. Мне бы очень хотелось в это верить.
Ромашка распускает свои лепестки со второго урока по данной теме. С пенопластового стенда не убирается и во время других уроков, чтобы на перемене дети могли прочитать ещё раз слова о любви. Она будет расти все 11 уроков. Количество лепестков - это результат работы детей, его обязательно нужно видеть, тогда будет желание узнавать новое.
Домашнее задание предполагает перечитывание текста для подготовки чтения по ролям, поэтому, надеюсь, что это произведение прочитают и родители детей. (На родительском собрании обсуждалась помощь родителей при подготовке чтения по ролям и совместное обсуждение прочитанного в семье).
Задание в рабочей тетради важно и для детей, и для родителей, и для меня. Какая система ценностей у моих учеников? О чём они мечтают, чем дорожат, на сколько важно им духовное и материальное? Задание даст мне это понять и подскажет, как строить свою работу дальше.
На уроках литературного чтения часто использую высказывания писателей и философов из книги «Симфония разума» Владимира Воронцова. Они помогают обобщить проделанную работу, подтверждают наши мысли, учат детей точно, сжато и образно выражать свои мысли.
Использование слайдов даёт не только возможность прочитать высказывание, но и увидеть того кому принадлежат эти слова. Это расширяет кругозор учеников, помогает понять, что эта тема волнует не только нас, а об этом думали люди во все времена, на всех континентах. На обобщающем уроке мы будем говорить, что французские и датские, американские и русские писатели прошлого и наши современники в своих произведениях едины в одном: «Любовь - великое чувство, живущее в сердце человека, помогающее ему творить доброе и прекрасное на Земле».
Данный урок - шаг к этому обобщению, и я думаю, он сделан успешно.
9