Урок литературного чтения в 3 классе на тему Ш. Сильверстайн Щедрое дерево

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе

УМК «Гармония»

Учебник: «Любимые страницы». Учебник для 3 кл. нач. шк. В 4 частях. Часть 4.

Автор: О. В. Кубасова. 3-е изд.: - Смоленск., «Ассоциация 21век»,2007.

4 четверть. 90 урок. 6 урок в разделе «Любовь - великая страна».

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».

Цель урока: открыть новое качество любви - бескорыстие.

Задачи, направленные на реализацию поставленной цели:

  1. Познакомить детей с творчеством Ш. Сильверстайна, его философским взглядом на тему любви.

  2. Создать условия для формирования эмоционально- чувственной личности.

  3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы, учить думать и анализировать прочитанное.

  4. Содействовать развитию коммуникативной культуры: умению общаться, высказывать и доказывать свою точку зрения.

  5. Развивать воображение и литературно-творческие способности учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедийный проектор, компьютер, книга Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево», магнитофон, аудиозапись песни Б.Ш.Окуджавы «Грузинская песня».

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Перемена закончилась, проверьте, все ли ваши друзья пришли. Садитесь.

(Звучит фрагмент песни Б. Ш. Окуджавы.)

Виноградную косточку в тёплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову на любовь своё сердце настрою,

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

-Давайте и мы, как Булат Шалвович Окуджава, настроим своё сердце на любовь и начнём урок.

2.Актуализация знаний. Повторение изученного.

-Ребята, вот уже несколько уроков мы читаем удивительные произведения четвёртой части учебника. Что их объединяет?

Д: Все эти произведения о любви.

-Да, тема у них одна, но каждое произведение рассказало нам о разных проявлениях любви. Давайте вспомним, что мы узнали об этом прекрасном чувстве.

(Чтение лепестков ромашки на доске.)

Д: Если любишь, тебя не пугают трудности;

Любовь делает человека добрее;

Любовь способна в уродливом увидеть прекрасное;

Если нет любви, появляется зло;

Когда ты любишь, мир становится прекрасней.

-Дома вы читали сказку Г.Х.Андерсена «Ромашка». Чему она нас научила?

Д: Нужно учиться радоваться малому, не каждый это умеет. Замечать прекрасное рядом с собой и любить его.

-Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.

(Чтение отрывков учащимися.)

-Кто заметил другие мудрые мысли?

Д: Этот рассказ показал, что если не научиться любить, можно натворить много зла.

-Какие фрагменты текста доказывают это?

(Чтение отрывков учащимися.)

-Вы правы, ребята. Нужно любить не только себя или другого человека.

Г.Х.Андерсен хотел нам показать, что важно любить любое проявление жизни: травинку, птицу, тогда мир будет прекрасней, в нём не будет места злу.

3.Постановка цели урока.

-Как вы думаете, всё ли мы узнали о любви?

Д: Я думаю, что не всё.

-Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

Д: Наверное, узнаем о любви что-то новое и интересное.

4.Подготовка к восприятию текста.

-О любви писали многие писатели. С мудрыми мыслями одного из них мы сегодня познакомимся на уроке.

Посмотрите на слайд и прочитайте имя и фамилию нашего гостя. Что вы можете о нём сказать.

Д: Я думаю, что это зарубежный писатель, английский или американский.

-Да, сегодня мы встретимся с удивительным человеком американским писателем Шелом Сильверстайном, который никогда не думал, что будет писать для детей. Он родился 25 сентября 1930 года в Чикаго. Судьба наградила его многими талантами. Он был уважаемым композитором, музыкантом, певцом, поэтом, иллюстратором, драматургом. Но всемирную известность ему принесли рисованные истории для детей. С одной такой историей мы сегодня познакомимся на уроке.

Как называется эта история? Посмотрите на обложку книги.

Д: История называется «Щедрое дерево».

-Что значит быть щедрым?

Д: Быть щедрым это значит делиться с другими, ничего не жалеть, не быть жадным.

-А чем может поделиться дерево?

Д: Дерево может поделиться плодами, яблоками, например.

-А ещё?

(У детей возникает трудность при ответе на вопрос.)

-Давайте обратимся за помощью к Шелу Сильверстайну.

5.Новый материал.

а) Чтение текста учителем.

-Откройте учебники на странице 48 и внимательно следите за моим чтением.

б) Работа с текстом после чтения.

-Какое чувство осталось у вас после чтения?

Д: Мне грустно, жаль и яблоню и старика.

Мне жаль яблоню, потому что мальчик всё время что-то брал у яблони.

-А что брал мальчик у яблони?

Д: Мальчик брал яблоки, ветви, ствол.

-Как вы думаете, почему менялись потребности мальчика?

Д: Мальчик рос, а когда человек растёт, он перестаёт играть в игры, ему нужно что-то другое.

-Давайте проследим жизненный путь человека.

Как называется пора, когда вы ещё маленькие дети?

Д: Это детство.

(Запись на доске.)

-Потом маленькие мальчики взрослеют и становятся уже юношами. Это будет?

Д: Это юность.

(Запись на доске.)

-Далее человек растёт, взрослеет, его мысли и поступки становятся зрелыми. Этот этап мы назовём?

Д: Зрелость.

(Запись на доске.)

-Затем он уже стареет и приходит?

Д: Старость.

(Запись на доске.)

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает своё задание.

-Найдите в тексте, что нужно было мальчику на разных этапах жизни.

(Учащиеся ищут свои ответы.)

Проверка работы в группах.

-Что дарила яблоня мальчику в детстве?

(Запись ответов 1 группы на доске.)

-Любил ли мальчик яблоню, когда был маленьким?

Д: Да, потому что он играл с ней, спал около неё.

-Мальчик действительно любил яблоню, ведь когда мы кого-то любим, то стараемся, как можно чаще видится с ним. Яблоня была рада, что у неё был друг.

-Что потребовалось мальчику в юности?

(Запись ответов 2 группы на доске.)

-Что предложила ему яблоня?

-Почему после этого Ш. Сильверстайн пишет, что яблоня была счастлива?

Д: Наверное, потому что она смогла выполнить желание своего друга.

-Конечно, это счастье понимать, что ты можешь помочь, можешь сделать кого-то счастливым.

-Что потребовалось мальчику в зрелости?

(Запись ответов 3 группы на доске.)

-Что потребовалось в старости?

(Запись ответов 4 группы на доске.)

-Была ли счастлива яблоня после того, как подарила свой ствол?

Д: Она всё отдала, у неё ничего не осталось, поэтому она была счастлива, но не совсем.

Я думаю, что яблоня загрустила, потому что мальчик уплыл далеко, а это значит, они не скоро увидятся.

-Конечно, яблоне не жалко было ствола, просто она понимала, что расстаётся со своим другом надолго, а это всегда грустно.

-Вовремя последней встречи, о чём переживала яблоня?

Д: Она переживала, что у неё ничего не осталось и ей нечего дать мальчику.

-Смогла ли она выполнить последнюю просьбу мальчика? Как она это сделала?

(Ответы учащихся 4 группы.)

-Кто из вас заметил, какое предложение несколько раз повторяется в рассказе?

Д: И Яблоня была счастлива.

-Да, ребята. Мальчик и яблоня очень нужны друг другу. В этом трогательном рассказе замечательно описан дар - любить бескорыстно. Как вы понимаете значение этого слова?

Д: Бескорыстно - это значит любишь, а взамен ничего не просишь.

-Правильно. Хотите услышать, как это понимал Ш. Сильверстайн? «Любить бескорыстно - это значит всецело отдавать себя, делая счастливым другого. И спокойно относиться к способности другого любить в ответ.»

А великий французский мыслитель Ж.Ж.Руссо писал: «Любить глубоко - это значит забыть о себе». (Высказывание и портрет Ж.Ж.Руссо на слайде.)

6. Рефлексия. Итог работы над произведением.

-В этом рассказе бескорыстно любит яблоня. Давайте представим на месте мальчика себя. Кто вас любит так же бескорыстно, всё отдавая, ничего не требуя взамен?

Д: Я думаю, мама.

Я думаю, природа. Лес, например, всё отдаёт.

Бог любит бескорыстно. Даже тех, кто не верит в него.

-Вы молодцы. Все ответы правильные.

-А теперь представьте, что вы яблоня. Почувствуйте, как любит яблоня, и ответьте себе, есть ли на свете человек, которого бескорыстно любите вы?

(Дети сидят в тишине и думают.)

-Любить бескорыстно трудно, к этому надо готовить своё сердце.

Этот рассказ переведён на 30 языков мира, его читают в школах многих стран. Как вы думаете, почему?

Д: Я думаю, этот рассказ заставляет задуматься, а умеешь ли ты любить бескорыстно?

Я думаю, что любовь нужна всем людям на Земле.

Если любишь, как яблоня, никогда не сделаешь зла.

-Что же нового о любви мы узнали на уроке?

Д: Когда любишь, всё готов отдать бескорыстно.

-Давайте запишем эти слова на новый лепесток ромашки.

(Ученик записывает слова на лепесток.)

Книга с иллюстрациями Ш. Сильверстайна останется у нас на выставке. Вы сможете её посмотреть и почитать об этом удивительном человеке.

7. Домашнее задание.

Дома вам нужно будет выполнить задание в рабочей тетради на странице 83. Посидите в тишине и почувствуйте, что нужно вам сейчас в жизни для полного счастья? Запишите свои потребности в тетрадь.

Подготовьтесь к чтению рассказа по ролям. Подумайте, как нужно читать, чтобы передать изменения возраста мальчика и как выразить бескорыстную любовь яблони.

8.Мотивирующий итог урока.

Урок подошёл к концу. Как вы думаете, все ли лепестки распустила наша ромашка?

Д: Я думаю, что ромашка распустила не все лепестки, потому что мы ещё не всё узнали о любви.

- Что же произойдёт завтра на уроке?

Д: Мы опять будем узнавать что-то новое.

- Готовьтесь к новой встрече. А завершить эту я хочу словами В.Гюго великого французского писателя, но мне кажется, что эти слова могли бы сказать нам на прощание мальчик и яблоня: «Самое большое счастье в жизни - это уверенность, что тебя любят».




План доски

Экран

Детство яблоки, листья, игры

Юность деньги, вещи

Зрелость дом, семья

Старость лодка (путешествия),

отдых

ромашка



Слайды.

  1. Б.Ш. Окуджава.

  2. Г.Х. Андерсен.

  3. Ш. Сильверстайн.

  4. Обложка книги «Щедрое дерево»

  5. Ж.Ж.Руссо и высказывание.

  6. В. Гюго и высказывание.





Самоанализ урока литературного чтения.

УМК «Гармония»

Учебник: «Любимые страницы». Учебник для 3 кл. нач. шк. В 4 частях. Часть 4.

Автор: О. В. Кубасова. 3-е изд.: - Смоленск., «Ассоциация 21век»,2007.

4 четверть. 90 урок. 6 урок в разделе «Любовь - великая страна».

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».

Цель урока: открыть новое качество любви - бескорыстие.

Задачи, направленные на реализацию поставленной цели:

  1. Познакомить детей с творчеством Ш. Сильверстайна, его философским взглядом на тему любви.

  2. Создать условия для формирования эмоционально- чувственной личности.

  3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы, учить думать и анализировать прочитанное.

  4. Содействовать развитию коммуникативной культуры: умению общаться, высказывать и доказывать свою точку зрения.

  5. Развивать воображение и литературно-творческие способности учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедийный проектор, компьютер, книга Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево», магнитофон, аудиозапись песни Б.Ш.Окуджавы «Грузинская песня».

План урока.



  1. Организационный момент. (2мин.)

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (7мин.)

  3. Постановка цели урока. (1мин.)

  4. Подготовка к восприятию текста. (3мин.)

  5. Работа над произведением. (25мин.)

  6. Рефлексия. Итог работы над произведением. (5мин.)

  7. Домашнее задание. (1мин.)

  8. Мотивирующий итог урока. (1мин.)

Это шестой урок в разделе «Любовь - великая страна» (11 уроков по теме), первая встреча с творчеством американского писателя Ш. Сильверстайна. Форма организации учебного занятия- комбинированный урок. Данная форма даёт возможность не разрывать тему всего раздела и позволяет плавно после повторения и проверки домашнего задания перейти к новому произведению на ту же тему.

Организационный момент данного урока сообщил содержательное направление. Слова песни явились музыкальным эпиграфом, который помог сконцентрировать внимание учащихся, подготовил к восприятию учебного материала.

Этап актуализации знаний быстро создал чувственный эмоциональный настрой, подготовил к сложной философской беседе о бескорыстной любви. Проверка домашнего задания была связующим звеном с работой над новым произведением.

Ученикам удалось самостоятельно сформулировать цель данного урока, что указывает на внутреннюю потребность узнавать новое, мотивирует на активное обсуждение значимой темы.

На этапе подготовки к восприятию текста был использован приём антиципации. Ребята успешно справились с этой задачей. По их активности было заметно, что им интересна встреча с новым писателем.

Чтение этой философской истории я не доверила детям. Хотелось избежать беглого, поверхностного даже первичного восприятия текста. Надеюсь, что с первых строк мне удалось настроить их души на внутреннюю работу, на осмысление противоречий, разных способностей любить. Тишина в классе во время чтения с учителем и активное дальнейшее обсуждение свидетельство того, что история тронула детей.

Маленький жизненный опыт по данной теме - трудность её изучения с одной стороны, и в то же время - это возможность начать формировать личность, для которой любовь будет главной ценностью в жизни.

При анализе текста самостоятельная работа в группах помогла эффективно использовать время на уроке, сделать его динамичным, а итог наглядным.

Важно, чтобы после проведения урока, ученик смог что-то взять из него в свою жизнь. Этому способствует приём рефлексии, идентификации, когда ученик ставит себя на место героя. Это позволяет ему познать самого себя. На этом этапе дети задавали вопрос себе «Могу ли я бескорыстно любить? Кого я люблю бескорыстно?» Вопрос «А не похожи ли вы на этого мальчика?» не был задан в прямой форме, но, думаю, он возник у многих детей в ходе работы над произведением. Мне бы очень хотелось в это верить.

Ромашка распускает свои лепестки со второго урока по данной теме. С пенопластового стенда не убирается и во время других уроков, чтобы на перемене дети могли прочитать ещё раз слова о любви. Она будет расти все 11 уроков. Количество лепестков - это результат работы детей, его обязательно нужно видеть, тогда будет желание узнавать новое.

Домашнее задание предполагает перечитывание текста для подготовки чтения по ролям, поэтому, надеюсь, что это произведение прочитают и родители детей. (На родительском собрании обсуждалась помощь родителей при подготовке чтения по ролям и совместное обсуждение прочитанного в семье).

Задание в рабочей тетради важно и для детей, и для родителей, и для меня. Какая система ценностей у моих учеников? О чём они мечтают, чем дорожат, на сколько важно им духовное и материальное? Задание даст мне это понять и подскажет, как строить свою работу дальше.

На уроках литературного чтения часто использую высказывания писателей и философов из книги «Симфония разума» Владимира Воронцова. Они помогают обобщить проделанную работу, подтверждают наши мысли, учат детей точно, сжато и образно выражать свои мысли.

Использование слайдов даёт не только возможность прочитать высказывание, но и увидеть того кому принадлежат эти слова. Это расширяет кругозор учеников, помогает понять, что эта тема волнует не только нас, а об этом думали люди во все времена, на всех континентах. На обобщающем уроке мы будем говорить, что французские и датские, американские и русские писатели прошлого и наши современники в своих произведениях едины в одном: «Любовь - великое чувство, живущее в сердце человека, помогающее ему творить доброе и прекрасное на Земле».

Данный урок - шаг к этому обобщению, и я думаю, он сделан успешно.

9


© 2010-2022