Конспект урока литературного чтения на тему К. Г. Паустовский. Стальное колечко

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Тип урока - урок общеметодологической направленности.

Тема урока: К.Г.Паустовский. «Стальное колечко».

Цель: изучение сказки К.Г.Паустовского «Стальное колечко» .

Задачи урока

Образовательные:

Познакомить с творчеством К.Г.Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывание по теме.

Развивающие:

Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в жизненных ситуациях;

Прогнозируемые результаты:

заинтересовать учащихся творчеством К.Г.Паустовского; совершенствовать умения работать в паре и самостоятельно, анализировать произведение, довести до сознания детей слова Платона «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье».

Ресурсное обеспечение:

учебник «Литературное чтение 3 класс часть 2»

авторы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова;

компьютер;

мультимедийный проектор;

презентация;

карточки для выполнения заданий в группах ;

сигнальные карточки для этапа рефлексии;

текст сказки К.Г.Паустовского «Стальное колечко»

ЭТАП 1

Организационный момент.

Цель

Обеспечение эмоционального настроя учащихся.

На формирование каких компетенций направлена деятельность

Регулятивные: (целеполагание)

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам ) Коммуникативные (умение поддерживать контакт в общении).

Слайд 1.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Вид контроля

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать

И внимательными быть

И старательными быть.

И тогда уж точно, каждый,

Знания свои покажет.

- Улыбнулись гостям, солнышку, друг другу.

Подарите всем прекрасное весеннее настроение.

Фронтальная

Слайд 1.

Слайд 2.

Самоконтроль

ЭТАП 2

Актуализация знаний.

Цель

Выявить уровень знаний о жанрах произведений

На формирование каких компетенций направлена деятельность

Информационные (умение анализировать, делать выводы), коммуникативные (взаимодействие с окружающими), учебно-познавательные (умение ставить цель, делать выводы)

Индивидуальная работа.

Беседа.

Контроль учителя

Самоконтроль

ЭТАП 3

Формулирование темы и целей урока

Цель

Организовать готовность решать задачи самостоятельно, углубить и расширить понятие «сказка», «рассказ».

На формирование каких компетенций направлена деятельность

Учебно-познавательные ( умение анализировать, сравнивать, обобщать), информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать в парах).

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу с произведением К. Паустовского «Стальное колечко». Дома вы должны были познакомиться с ним, прочитать самостоятельно.

- Вспомните, с какими произведениями этого автора вы знакомы?

- О ком писал этот автор?

- Какой вы видите проблему нашего урока?

Работа по тренажеру.

Литературная разминка.

Это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для него характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом. (Былина)

Небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель - определить водящих в игре. (Считалка)

«Друзья познаются в беде» - что это? (Пословица)

- Былина, считалка, пословица -

что объединяет эти названия?

(жанр произведения)

- А какие вам еще известны жанры?

(рассказ, сказка)

- А можем сразу определить к какому литературному жанру можно отнести это произведение?

- Прежде давайте разберём, а в чём же отличие этих жанров.

Рассказ - небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

Сказка - фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

- Что нужно для того, чтобы понять жанр произведения? Давайте проведем мини-тест на самого внимательного читателя.

Беседа.

Рассуждение учеников.

Фронтальная работа.

Высказывание учащимися своего мнения.

Слайд 3.

Слайд 4.

Упражнения для развития навыков чтения - «Вертушка», «Шторка»

Слайд 5.



Слайд 6.

Слайд 7.

Проводится мини - тест, где уч-ся отвечают на вопросы (да, нет)

Проверка. Слайд 8.

Контроль учителя

Самоконтроль






Контроль.

Самоконтроль.

ЭТАП 4

Изучение нового материала

Цель

Знакомство с биографией автора, обогащение словарного запаса учащихся.

На формирование каких компетенций направлена деятельность

Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике)

Детство и юность писателя не были лёгкими и радостными. В его жизни было много потерь: рано умер отец, на войне погибли два брата. Много приходилось ему трудиться. Но больше всего его привлекала литература. И поэтому он навсегда отдал ей свою жизнь. А ещё он очень любил свою Родину и людей. С детства Костя любил легенды и сказки, которые слышал от бабушки и деда. Они будили в мальчике фантазию, стремление к добру и справедливости. Чего же хотел К.Г.Паустовский?

Он очень хотел, чтобы все были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства. О ком писал К.Г. Паустовский?

В своих произведениях он рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради неё совершить героический подвиг.

(Паустовский о чтении)

Фронтальная работа

Рассуждение учеников.

Фронтальная работа.

Парная работа.

Высказывание учащимися своего мнения

Слайд 9.

Слайд 10.

ЭТАП 4

Изучение нового материала

Цель

Знакомство с содержанием сказки, обогащение словарного запаса учащихся.

На формирование каких компетенций направлена деятельность

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные (моделирование, логические -

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование)

коммуникативные (инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации)

Работа с текстом.

- Как вы думаете, что для человека важнее всего на свете?

(Папа, мама, близкие люди, родной дом, мир и покой в семье, здоровье наше и близких людей.)

-Сегодня мы поговорим об этом.


  1. Групповая работа (объяснить значения слов)

Слайд 11.

Фронтальная работа

Рассуждение учеников.

Высказывание учащимися своего мнения

Самоконтроль

Контроль учителя

ЭТАП 5

Первичное закрепление.

Цель

Совершенствование умений работы с текстом, выделение главной мысли.

На формирование каких компетенций направлена деятельность

Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике)

-Догадались ли вы, какие события происходили в стране в это

время? (Шла Великая Отечественная война, Паустовский был на Южном фронте, работал военным корреспондентом)

-Кто главный герой произведения.

Описание главной героини.

-С помощью текста определим черты характера героини.

-Найдите эпизод, в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда? (любознательная)

-Найдите эпизод, в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? (она добрая, щедрая, отзывчивая)

- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая).

-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится, что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была? (сообразительная)

Фронтальная работа.

Совершенствование умения делать выводы.

Слайд 12.

Контроль учителя

ЭТАП 5

Первичное закрепление.

Цель

Совершенствование умений работы с текстом, выделение главной мысли.

На формирование каких компетенций направлена деятельность

Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике)

-О чём известил Сидор, прыгая по оконцу и стуча клювом о стекло?

-В каждом произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу -это тема природы.

-Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюша встретила весну

- Что за приём использует автор? (олицетворение)

- А оно свойственно рассказу или сказке?

- Посмотрите как художник - иллюстратор показал весну.

- Какой момент изображён на рисунке?

- На какой палец надела Варюша колечко?

- Как это характеризует девочку?

- Что она увидела, когда прибежала домой?

Физкультминутка

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

Совершенствование умения делать выводы.


Слайд 13.

Контроль учителя

ЭТАП 6

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель

Проверить уровень усвоения содержания , навык работы с текстом.

На формирование каких компетенций направлена деятельность

Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать в паре и самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике)

-Какие пословицы относятся к тексту? Прочитайте соответствующие отрывки.

- Найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец.

(цветок-лепесток в валенках, анютины глазки с косичками), запишем. Можно ли по этим словам определить, как автор относится к Варюше?

(Да, он с любовью и нежностью относится к героине)

-Давайте вспомним, что подарил солдат Варюше? (серебряное колечко) Что он сказал о колечке, найдите в тексте. Поставьте руку на локоток, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти.

Средний - здоровье. Безымянный - большая радость. Указательный - увидишь весь мир.

А знаете ли вы, почему люди носят кольца?

- В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением, оно представлялось людям источником особой силы. Круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину.

-Давайте составим синквейн - небольшое стихотворение о кольце.

(Памятка)

Примерный текст.

Кольцо.

Стальное, круглое.

Блестит, украшает, защищает.

Мне нравится носить кольцо.

Сила.

Если бы у вас было такое колечко, на какой палец вы бы его надели? Почему?

- Давайте сделаем для себя сами стальное колечко и наденем на тот палец, который вы захотите.

Изготовление кольца из фольги.

(Творческое решение)

Слайд 13.

Индивидуальная.

Самостоятельная работа.

Частично-поисковая работа.

Самостоятельная работа.

Слайд 14.

Слайд 15.

Взаимоконтроль.

Взаимопроверка

Контроль учителя

ЭТАП 7

Подведение итогов занятия. Рефлексия. Объяснение домашнего задания.

Цель

Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Объяснить домашнее задание.

На формирование каких компетенций направлена деятельность

Рефлексия. «Цветочная поляна»

Учебно-познавательные (умение формулировать выводы, оценивать свою учебно-познавательную деятельность), коммуникативные (владение способами взаимодействия с окружающими).

Слайд 16.



© 2010-2022