Программа по окружающему миру УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

СЕЛА АЛЕКСАНДРОВСКОГО АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

2 класс


Срок реализации: 1 год


Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373), реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О.Т.Поглазовой (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация ХХI век -2012г.)



СОСТАВИЛИ:

учителя начальных классов

Воробьёва С.А., Редькина Е.И.

Рассмотрено и одобрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО учителей замдиректора по УВР директор МОУ ООШ №11

естественнонаучного цикла __________ Т.А.Матвиенко ___________ Л.М.Горлова

МОУ ООШ №11 ___________20___ года ___________20___ года

протокол №__ от _________

Пояснительная записка


Календарно- тематическое планирование по окружающему миру составлено на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
  3. Закона Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).
  4. Учебного плана МОУ ООШ №11 на 2012 / 2013 учебный год.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Планируемые результаты обучения и система оценивания


В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»: -положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; -понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами; -осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; -умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; -осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; -понимание важности здорового образа жизни; -стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; -зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; -стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья; -эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; -осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; -планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; -действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; -контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); -оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. -оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; -ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.); -проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; -адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные универсальные учебные действия -осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; -осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; -применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; -подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов; -наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; -использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; -осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме; -сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; -обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); -дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные; -осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Коммуникативные универсальные учебные действия -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; -оперировать в речи предметным языком - правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; -планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; -проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; -уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. -участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Предметные результаты Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится: -различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы); -приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся); -описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности); -сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям; -различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки; -различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых; -характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения; -использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра); -находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
-объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; -находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); -вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения; -выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме; -использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.; -исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); -измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека; -выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа). -рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах; -вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам; -объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям; -готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных; -обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента); -ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод); -моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.); -участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы. В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится: -воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий; -ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.; -использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач; -узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; -находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий; -понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; -описывать (пересказывать) изученные события из истории России; -готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры; - рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства; -объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России; -рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра). -оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство; -соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; -заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья; -различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам; -составлять родословную своей семьи; -объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона; -рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);


-находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её; -использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений; -моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др. В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится: -осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; -оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми; -соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; -объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой; -составлять и выполнять режим дня. -сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств; -следовать правилам здорового образа жизни; -соблюдать правила противопожарной безопасности; -оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение: УЧЕБНИКИ: Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»,2012 г.
  2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
  1. Поглазова О. Т. Программы для 1-4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2009 г.
  2. Поглазова О.Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

Материально-техническое обеспечение Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы); 3) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.); Печатные и другие пособия. - энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания; - географические (карта полушарий, карту России, края) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток); - рельефные модели равнины, холма, оврага; - модели дорожных знаков, транспортных средств, часов; - муляжи грибов, фруктов и овощей; - макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности); -термометр; - гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов; - предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края); - живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка). Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

2 класс (70 часов)

Человек и природа (10 ч) Живая и неживая природа. Человек как часть живой природы. Отличия человека от животных (разумное существо, преобразователь природы). Человек - строитель. Старинные и современные жилища народов России. Человек - изобретатель транспортных средств. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные, космические. Разнообразие профессий (профессии, связанные с природой и людьми). Важность и необходимость профессии эколога в современном мире. Здоровье человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Значение режима дня, закаливания, физических упражнений. Спорт и здоровье. Значение органов чувств, важность их сохранения. Чистота - залог здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Азбука безопасности. Правила безопасного поведения (в городе, среди людей, на природе). Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность. Куда обращаться за помощью в экстренных случаях (болезнь, пожар, злоумышленник, утечка газа и др.). Наблюдения, практические и творческие работы: -наблюдение природных явлений; -проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием; -оказание первой помощи; -разыгрывание сценок безопасного поведения.

Природа вокруг тебя (29 ч) Кто и как изучает окружающий мир. Какие учёные изучают природу. Природные тела и явления, происходящие в живой и неживой природе. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе (солнце, облака). Облака, как они образуются. Разнообразие облаков (перистые, кучевые, слоистые, грозовые). Осадки: дождь, снег, град. Экологические проблемы, связанные с облаками. Гроза, способы защиты от неё. Правила безопасного поведения во время грозы. Что изучает наука астрономия. Солнце - ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Значение солнца для растений, животных, человека. Почитание солнца древними. Образ солнца в произведениях народного творчества. Звёзды и планеты. Земля - планета, её форма и размеры. Представления древних о Земле. Первый космонавт мира Ю. А. Гагарин. Движение Земли: вращение вокруг оси, обращение вокруг Солнца. Глобус - модель Земли. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Луна - спутник Земли. Изменения вида Луны (фазы Луны). Космические путешествия на Луну. Звёзды и созвездия. Планеты, кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Что изучает наука география. Океаны и материки Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной поверхности: горы и равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма (вершина, склон, подошва). Овраги, их образование и борьба с ними. Горы и люди (профессия геолог, использование горных пород, дороги в горах, горные санатории и др.). Опасность путешествия в горах, правила безопасного поведения. Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Важность сохранения красоты и чистоты Земли. Вода на Земле. Группы природных водоёмов: естественные и искусственные; пресные и солёные.

Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Части реки: исток, притоки, устье. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: водохранилище, пруд, канал. Значение воды для человека, растений, животных. Важность сохранения чистоты источников питьевой воды и необходимость экономного её расходования в быту. Проблема загрязнения водоёмов промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. Правила безопасного поведения на берегах водоёмов. Виды земной поверхности и водоёмов родного края. Красота природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов. Наблюдения, практические и творческие работы: -наблюдение дневного и ночного неба, разных форм облаков, форм суши, видов водоёмов; -моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса); -изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро», «Болото»; -возможные варианты проектных работ: «Космическое путешествие», «Горы и люди», «Реки и люди». Экскурсия на местный водоём, по окрестностям села.

Человек и общество (9 ч) Что объединяет людей, их взаимоотношения. Культура и формы общения со взрослыми людьми и сверстниками. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Отрицательные черты характера (неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность, жестокость). Некрасивое поведение человека. Уроки вежливости. Друзья, взаимоотношения с ними. Кого называют настоящим другом. Духовная красота человека (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Семья - ячейка общества, его основа. Члены семьи, поколения. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная (предки, ближайшие родственники). Родовые и семейные традиции. Семейные реликвии. Труд, отдых, семейные праздники. Взаимоотношения в семье (распределение обязанностей, забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым). Наблюдения, практические и творческие работы: -наблюдение взаимоотношений людей разного возраста; -составление карточки-определителя «Какой я», составление родословной семьи; -ролевая игра «Уроки вежливости»; -возможные проекты: «Мой лучший друг», «Моя семья», «Семейный альбом», «Памятная реликвия».

Наша Родина - Россия (12 ч) Родина, соотечественники. Россия - многонациональное, крупнейшее по территории государство мира. Расположение на карте, сухопутные и морские границы. Государственные символы: флаг, герб, гимн России. Конституция - основной закон государства. Обязанности и права гражданина России. Права и обязанности ребёнка. Государственные праздники. Главное богатство Родины - её народ, защитник и созидатель. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции. Москва - столица России, её достопримечательности. Санкт-Петербург - столица России в прошлом. Российские города: города-миллионеры, города-герои, древние города. Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок). Достопримечательности и исторические памятники родного города (посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте. Наблюдения, практические и творческие работы:
-наблюдение исторических и природных памятников родного края; -изготовление аппликации «Национальные одежды народов России»; -ролевая игра или проект «Я - экскурсовод» (по родному селу, по Москве и др.).

Человек - творец (10 ч) Человек - строитель. Профессия архитектор. Старинный и современный облик города. Улица, проспект, бульвар. Площадь, парк, сквер. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Культурные центры города: библиотеки, музеи, театры, стадионы. Проблемы современного города. Что делать с отходами городского хозяйства, промышленности, бытовыми отходами. Опасность пребывания на свалках. Переработка отходов, их использование - решение этой экологической проблемы. Общественный транспорт, пассажирский, грузовой, специальный. Проблема загрязнения окружающей среды наземным, водным и воздушным транспортом. Проблема создания экологически чистых транспортных средств. Важность озеленения городов. Для чего люди создают музеи. Экспонаты разных музеев. Профессия археолог. Краеведческий и исторический музеи. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. История письменности и книги. Бережное отношение к книге. Старинные средства счёта и современные вычислительные устройства. Старинные и современные средства связи. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные музеи - хранилища старинных и современных произведений искусства. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Симметрия в объектах живой природы: в строении растений, животных, тела человека. Виды симметрии: осевая (зеркальная), центральная (поворотная), орнаментальная (переносная). Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, украшениях одежды, предметов быта и др. Наблюдения, практические и творческие работы: -выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка), составление проекта озеленения двора или улицы; -наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях; -проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии; -возможные проекты: «Город будущего», «Транспорт будущего», -ролевая игра «Я - эколог». Экскурсии: по селу, в парк, краеведческий музеи, в художественную школу.

Требования к знаниям и умениям учащихся. В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен знать: - человек - часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и с работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае; - правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях; - основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием; - правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях; - природные тела и явления, способы их изучения; основные наблюдаемые космические тела (звезда, планета, спутник); - виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); -виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); - условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; - особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений; - взаимоотношения в обществе, семья - ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка; - названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края, его центра, своего села; - 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности; - экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы; - смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов; понимать: - значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать; - люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы; - он является членом семьи, коллектива одноклассников, селянином, гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;
- человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе; - все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её; - Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов; - край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей; уметь: - различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России; - приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира; - описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека; - сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия; - определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам; - объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое - безобразное, нравственное - безнравственное, культурное - некультурное, вежливое - грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу; - наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе; - извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты; - представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану); - формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;

- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности; - оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы. Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления); - решения познавательных, учебных и практических задач; - использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации; - определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты; - проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду; - выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах; - осознания себя членом общества (семья, классный коллектив, селянин, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины); - создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.



















Рассмотрено и одобрено Утверждаю на заседании методического объединения Директор МОУ ООШ № 11 учителей начальных классов ___________ /Л.М.Горлова/ МОУ ООШ №11 Протокол № 1 от 30.08.201 Согласовано: Зам. директора по УВР _______________ /Т.А.Матвиенко/

Календарно-тематическое планирование

уроков окружающего мира



Класс: 2 «Б»

Учитель: Воробьёва С.А.

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 час.

Плановых проверочных работ нет, тестовых заданий- 11, экскурсий -3 часа.

Планирование составлено на основе требований Государственного стандарта 2004 года и Примерных программ начального общего образования по окружающему миру, авторских программ УМК «Гармония» Поглазовой О. Т.

Литература:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010

  2. Истомина Н. Б. Уроки окружающего мира. 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации / Пособие для учителей. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

  3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012

Учебный год 2013-2014

Календарно-тематическое планирование.

Окружающий мир. 2 класс.



№ п/п


Тема


Кол-во часов


Дата

Планируемые результаты


Виды деятельности

Предметные


Метапредметные и личностные (УУД)

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6-7

8.


9.

10.



11.



12.





13-14.




15.

16.

17.

18.

19.


20.

21.

22-23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40-41.

42-43.

44-45.

46.

47.

48.


49.

50.

51-52.

53.

54.

55.

56-57.

58.

59-60.


61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.


Раздел I. Человек и природа

1. Повторение учебного материала, изученного в 1 классе Учебник - с. 3-4; Рабочая тетрадь - с. 3 - 6; Тестовые задания - с. 3 - 5, тест № 1.

2. Что нас окружает Учебник - с. 5-7; Рабочая тетрадь - с. 7; Тестовые задания - с. 6 - 7, работа № 1.

3. Человек - часть живой природы Учебник - с. 8 -9; Рабочая тетрадь - с. 8-9, задания 7,8, 9; Тестовые задания - с. 8 - 9, тест № 2.

4. Человек - разумное существо Учебник - с. 10-14; Рабочая тетрадь - с. 10-11, задания 10, 11, 12; Тестовые задания - с.10 - 11, работа № 2.

5. Здоровье человека. Значение природы для здоровья. ПДД. Детский дорожно-транспортный травматизм

6, 7. Органы чувств, их гигиена. Учебник - с. 19-27; Рабочая тетрадь - с. 14-15, задания 19 -23.

8. Чистота - залог здоровья. Встреча со школьной медсестрой. Учебник - с. 29-31; Рабочая тетрадь - с. 15, задание 24, с. 16, задание 25; Тестовые задания - с12 - 15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно).

9. Зелѐная аптека. Учебник - с. 32-35.

10. Азбука безопасного поведения. Службы экстренной помощи нашего села. Учебник - с. 36-44; Рабочая тетрадь - с. 16-17, задания 26-28; Тестовые задания - с. 12-15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно).

Раздел II. Человек и общество


1. Человек - член общества. Учебник - с. 46-48.

2. Разнообразие профессий людей. Профессии людей нашего села. Учебник - с. 49-51Рабочая тетрадь - с 18-19, задания 1-4

3-4. Как мы общаемся. Правила этикета.

ПДД. История появления автомобиля

5. Физическая и духовная красота человека. ПДД. Сигналы для регулирования движения

6. Друзья, их значение в жизни людей Учебник - с. 70-73; Тестовые задания - с 16-18, тест № 4.

7. Семья. Родственники. Моя семья. Учебник - с. 74-76; Рабочая тетрадь - с.24, задания 13-16.

8. Семейные заботы и традиции Учебник - с. 80-85; Рабочая тетрадь - с. 25-27, задания 17-20.

9. Родословная семьи Учебник - с. 86; Рабочая тетрадь - с. 28-30, задания 21-24; Тестовые задания - с. 19-21, тест № 5.


Раздел III. Природа вокруг тебя

1. Кто и как изучает природу Учебник - с. 88-91; Рабочая тетрадь - с. 31, задание 1.

2. Природные тела и явления Учебник - с. 92-95; Рабочая тетрадь - с. 31, задание 2, с. 32, 33; задания 3-7.

3- 4. Разнообразие облаков. ПДД. Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах?

5. Солнце - ближайшая к Земле звезда Учебник - с. 98-101; Рабочая тетрадь - с. 36, задания 13-16.

6. Солнце и жизнь ПДД. Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах? Что такое Госавтоинспекция?

7. Звёзды и созвездия. Учебник с. 104-

108;Рабочая тетрадь - с.37, задание 18, с. 38 задание 19.

8. Кометы, метеоры, метеориты Учебник - с. 109-110; Рабочая тетрадь - с. 38, задание 20.

9. Земля - планета. Учебник (2 часть) - с. 3-7; Рабочая тетрадь №2 - с.3, задания 1-3.

10. Движение Земли. ПДД Правила безопасного перехода улиц и дорог

11. Луна - естественный спутник Земли Учебник(2 часть) - с.11-13; Рабочая тетрадь №2 - с. 5, задания 7-9.

12. Исследования Луны. Человек на Луне Учебник(2 часть) - с.14-15 Рабочая тетрадь №2 - с. 6-7, задания 10-13

13. Планеты, движущиеся вокруг Солнца Учебник (2 часть) - с. 16 - 17; Рабочая тетрадь - с. 8-9, задания 14-16.

14. Разнообразие космических тел. Обобщающий урок Учебник (1 часть) - с.98-110, учебник (2 часть) - с. 3-17; Тестовые задания - с.26-27, тест № 7, с. 28-29, работа № 5.

15. Поверхность Земли. Материки и океаны Учебник (2 часть) - с. 18-23,

ПДД Правила безопасного перехода улиц и дорог

16. Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. Ставропольская возвышенность. Учебник (2 часть) - с. 24-27; Рабочая тетрадь №2 - с. 12, задания 19-20, с. 13, задания 21, 22.

17. Горы, их разнообразие. Горы Ставропольского края. Учебник (2 часть) с. 28-30; Рабочая тетрадь №2- с. 14, задания 23, 24.

18. Горы и люди. Безопасное поведение в горах Учебник (2 часть) - с. 31-34; Рабочая тетрадь №2 - с. 15, задание 25, с. 16, задания 26-27

19. Экскурсия. Формы суши родного края Карта региона, рабочая тетрадь №2 - с. 17, задание 28.

20. Земля и её поверхность. ПДД . Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках

21-22. Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей Учебник (часть 2) - с. 35-38; Рабочая тетрадь №2 - с. 18, задания 29-31, с.19, задания 32, 33.

23-24. Пресные воды суши. Река, ее части. Значение рек для людей. ПДД. Правила перехода перекрестка

25-26. Озѐра, пруды, болота. Байкал - жемчужина России.

Озёра Ставропольского края. Учебник (часть 2) - с. 44-49; Рабочая тетрадь №2 - с. 23, 24 задания 40-43.

27. Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоѐмов. Загрязнение реки Томузловки. Учебник (часть 2) - с. 50-52; Рабочая тетрадь №2 - с. 25, задание 44, с. 26, задание 45.

28. Экскурсия. Водоѐмы родного края

ПДД. Я- пешеход и пассажир. Экскурсия

29. Разнообразие водоѐмов. Реки Ставропольского края. Обобщающий урок Учебник (2 часть) - с. 35-52; Тестовые задания - с. 35-37, тест № 9, с. 38-39, работа № 7; Рабочая тетрадь №2 - с.29, задание 50.

Раздел IV. Наша Родина - Россия

1. Родина. Родной край. Россия - многонациональное государство Учебник (2 часть) - с. 53-58; Рабочая тетрадь №2 - с.30, задания 1, 2.

2. Российская Федерация, еѐ государственные символы Учебник (2 часть) - с. 59-61, второй форзац учебника; Рабочая тетрадь № 2 - с.31, задание 3.

3-4. Конституция - основной закон государства. Государственные праздники Учебник (часть 2) - с. 62-67 Рабочая тетрадь № 2 - с. 31, задание 4; Тестовые задания - с. 40-41, тест № 10.

5. Москва - столица России Учебник (часть 2) - с. 68-71.

6. Российские города. Учебник (2часть) - с. 72-76; Тестовые задания - с. 42-43, работа № 8

7. Родной город (село), его достопримечательности. ПДД. Я- пешеход и пассажир. Экскурсия

8-9. Горожане и селяне. Проблемы современного города Учебник (2 часть) - с. 77-82; Рабочая тетрадь № 2 - с. 32, задание 5, с. 33, задание 6

10. Проблемы современного города (продолжение) Учебник (2 часть) - с. 83-85; Рабочая тетрадь № 2 - с. 34, 35, задания 7-9.

11-12. Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании. Учебник (2 часть) - с. 86-89; Рабочая тетрадь № 2 - с. 36 - 38, задания 10-15; тестовые задания - с. 46-47, работа № 9, задания 1-6.

Раздел V. Человек - творец

1. Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Экскурсия в краеведческий музей. Профессия археолог. ПДД. Мы пассажиры.

2. Старинные и современные предметы одежды и быта Учебник (2 часть) - с. 94-96; Рабочая тетрадь № 2 - с.39, задание 17, с. 40, задание 18.

3. Старинные и современные средства письменности, счѐта, связи. Учебник (2 часть) - с. 97-101; Тестовые задания - с. 44-45, тест № 11.

4. Художественное творчество человека. Встреча с народным умельцем села. Учебник (2 часть) - с. 102-103.Тестовые задания - с. 48-51, работа № 10.

5. Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. Дополнительные источники информации.

6. Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия Учебник (2 часть) - с. 104-105; Рабочая тетрадь № 2 - с. 41-43, , задания 24-29, с. 44

7. Орнаментальная (переносная) симметрия. Учебник (2 часть) - с. 106. Рабочая тетрадь № 2 - с. 45, задания 30-32.

8. Виды симметрии в изделиях людей Учебник (2 часть) - с. 107-109; Тестовые задания - с. 52-52, работа № 11.

10




РК


РК


9

РК



РК

РК


29








РК

РК


РК



РК

РК

РК

РК

12

РК



РК



10

РК


РК




Знать:

- объекты окружающего мира;

- отличительные признаки живого;

- роль органов чувств в жизни человека и животных.

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в природе.

-как сохранить органы зрения и слуха.

-правила закаливания.

-правила личной гигиены

- значение природы для здоровья;

-опасные ситуации с участием детей

-службы спасения;

Уметь:

- называть живые и неживые предметы окружающего мира, изделия человека;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

- анализировать роль трудовой деятельности
человека-изобретателя.

объяснять. здоровью каких органов чувств наносится вред, если не выполнять правила.

- выполнять правила безопасного поведения в природе;


Знать:

- общие правила общения с одноклассниками;

-

- основные правила поведения

в школе.

Уметь:

- выполнять правила поведения
в обществе и природе.

-оценивать свое состояние и окружающих людей.

-давать оценку поступкам одноклассников.

-работать со схемами, выделять главную мысль в тексте.




Знать:

-что изучают биологи, экологи, географы, астрономы.

-понятие «тела»;

-примеры природных явлений;-

-какие явления представляют опасности для человека.

- понятие «облака».

правила безопасного поведения во время грозы.

- небесные тела дневного неба;

- Солнце - ближайшая к Земле звезда;

- значение солнца для растений, животных и человека;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

- что Луна - естественный спутник Земли;

- названия основных небесных тел; звезд и созвездий;

- имена, фамилии первых космонавтов.

- названия планет солнечной системы

-названия материков и океанов;

-названия крупных рек, островов и полуостровов.

- понятия «равнины», «холмы», «овраги»;

- разнообразие форм земной поверхности.

- части гор;

- разнообразие гор

- понятие «вулканы»;

- признаки вулканов;

- общие условия, необходимые

для жизни живых организмов в море;

- о значении моря для человека.

- понятие «река», части рек, разнообразие пресных водоемов;

- общие условия,

- понятия «озера» и «пруды»;

- разнообразие озер;

- замечательные озера России;

- значение пресной воды для растений, животных и человека;

- источники питьевой воды;

Уметь:

- определять разнообразие облаков;

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

- определять небесные светила дневного неба;

- выделять признаки влияния Солнца на земную жизнь.

- определять значение солнца для растений, животных и человека;

- значение полета человека на Луну;

- определять фазы Луны;

- находить звезды и созвездия на ночном небе;

- давать характеристику некоторым созвездиям и звездам.

- формировать умение моделировать расположение предметов в пространстве.

-работать с физической картой

- определять формы земной поверхности;

- различать равнины, холмы, овраги

- определять части реки;

-показывать по карте моря, реки, озёра, горы.



Знать:

-понятия «родина»,

«страна» «россияне»,

«национальность».

- государственные символы, что они символизируют

-права и обязанности гражданина России, профессиональные и семейные праздники

-историю государства, ее столицы, достопримечательности.

- что такое город, кто его проектирует. Архитектор, небоскреб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь.

- различие города и села

- проблемы города

-виды транспорта

Уметь:

- выделять нужную информацию из текста, иллюстрации, работать со словарем.;

-выполнять тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов

-проводить наблюдения, анализировать их.


Знать:

-какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся.

-правила безопасного пользования осветительными приборами.

-формировать научные представления об окружающем мире

-признаки симметрии и асимметрии

Уметь:

- целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.

-анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию.

-оценивать произведения искусства, свое поведение и других людей

-проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией

-находить центр симметрии, различать предметы, обладающие этим видом симметрии

-применять знания в практической деятельности.

Личностные:

-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-понимание важности здорового образа жизни;

-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих

Регулятивные:

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

Познавательные:

1. Общеучебные:

-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

-осуществлять поиск информации из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми;

2. Логические:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения.

Личностные:

-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

Регулятивные:

-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

Познавательные:

1. Общеучебные:

-дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),

-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

2. Логические:

-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.

Коммуникативные:

-оперировать в речи предметным языком - правильно использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия,

- полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные:

-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

Регулятивные:

-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами )

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

Познавательные:

1. Общеучебные:

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

2. Логические:

-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

Коммуникативные:

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.







Личностные:

-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе,культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

Регулятивные:

-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

Познавательные:

1. Общеучебные:

-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

2. Логические:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.



Личностные:

-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

Регулятивные:

-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные:

1. Общеучебные:

-понимать информацию, представленную в различной форме, - определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

2. Логические:

-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач,

-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую.

Коммуникативные:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

-работа со схемами

-выполняют задания в рабочей тетради

- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

-работа с разрезными карточками.

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).

-практические работы:

наблюдение природных явлений;

-проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием;

-оказание первой помощи;

-разыгрывание сценок безопасного поведения.




-работа с картой; - выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).

-работа со схемами

-выполняют задания в рабочей тетради

-практические работы:

-наблюдение взаимоотношений людей разного возраста;

-составление карточки-определителя «Какой я», составление родословной семьи;

-ролевая игра «Уроки вежливости»;



-работа со схемами

-выполняют задания в рабочей тетради

-практические работы: наблюдение дневного и ночного неба, разных форм облаков, форм суши, видов водоёмов;

-моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса);

-изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро», «Болото»;

- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).

- экскурсия на местный водоём, по окрестностям города











- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником, справочной литературой).

-практические работы:

наблюдение исторических и природных памятников родного края;

-изготовление аппликации «Национальные одежды народов России»;

-ролевая игра «Я - экскурсовод» (по родному городу, по Москве и др.);

-экскурсия: достопримечательности родного села

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками; экскурсия: по селу, в парк, в краеведческий музеи

-практическая работа: выявление источников загрязнения двора, улицы, города (села), составление проекта озеленения двора или улицы;

-наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях;

-проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии;

-ролевая игра «Я - эколог».





Легенды звездного неба

Многие созвездия получили свои названия благодаря легендам. Вот некоторые из них.

БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ МЕДВЕДИЦЫ

Программа по окружающему миру УМК Гармония

Программа по окружающему миру УМК Гармония


О Большой и Малой Медведицах существует много легенд. Вот одна из них. Когда-то в незапамятные времена, у царя Ликаон, правившего страной Аркадией, была дочь по имени Каллисто. Красота её была столь необыкновенной ,что она рискнула соперничать с Герой - богиней и супругой всемогущего верховного бога Зевса. Ревнивая Гера в конце концов отомстила Каллисто: пользуясь своим сверхъестественным могуществом, она превратила её в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркад, однажды возвратившись с охоты, увидел у дверей своего дома дикого зверя, он ничего не подозревая, чуть не убил свою мать-медведицу. Этому помешал Зевс - он удержал руку Аркада, а Каллисто навсегда взял к себе на небо, превратив в красивое созвездие - Большую Медведицу. В Малую Медведицу заодно была превращена и любимая собака Каллисто. Не остался на Земле и Аркад: Зевс и его превратил в созвездие Волопаса, обречённого навеки сторожить в небесах свою мать.

ОРИОН
Программа по окружающему миру УМК Гармония
Украшением нашего северного неба, несомненно, является созвездие Ориона. Его можно наблюдать с конца ноября и всю зиму в южной части неба. Орион - охотник, поэтому в небе его сопровождают Большой Пес (слева внизу) и Малый Пес (слева сверху). Рядом с Орионом находится Заяц. По одной из легенд, Орион - сын бога морей Посейдона, могучий гигант, охотник, который убивал всех зверей без исключения. За это богиня Артемида, покровительница животных, и убила страстного охотника, наслав на нее Скорпиона. На небе эти созвездия как бы играют в прятки: как только появляется Скорпион, Орион скрывается за горизонтом в противоположной части неба. Наиболее яркой звездой в созвездии Ориона является Ригель - голубовато-белая звезда, другая яркая звезда - Бетельгейзе - красного цвета. Альфа Большого Пса - великолепная звезда Сириус. Его всегда сопровождают Гончьи Псы - Большой и Малый. Они всегда рядом.
АНДРОМЕДА

Программа по окружающему миру УМК Гармония
Когда-то, в незапамятные времена, у эфиопского царя Цефея была красавица жена - царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид - мифических жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, который напустил на берега Эфиопии страшное чудовище - кита. Чтобы откупиться от кита, опустошавшего страну, Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Он приковал ее к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет кит и проглотит ее.

ВОЛОСЫ ВЕРОНИКИ

Программа по окружающему миру УМК Гармония
Поэтическая легенда связана со скромным созвездием, состоящим из небольшой группы слабых звёзд ниже ручки «ковша» Большой медведицы. Это созвездие носит название Волосы Вероники. Как повествует молва, впервые это созвездие было выделено на небе несколько позже остальных, в III в. до н. э., в Египте. Правил страной пирамид Эвергет. Вероника, жена молодого царя Египта, славилась волосами сказочной красоты. Их воспевали поэты, из - за дальних морей стекались увидеть чудо красоты цари и жрецы. Беззаботная жизнь царя длилась недолго, Эвергет во главе армии уходит в поход. Год за годом тщетно ждёт Вероника мужа. Отчаявшись, она даёт обет: если муж вернётся, царица острижёт волосы и пожертвует их храму богини любви. Эвергет возвращается героем. Верная слову, Вероника, не взирая на протесты мужа, исполняет обет. В разгар победного пира жертвенный дар из храма исчезает. Царь не помнит себя от бешенства. Он хочет казнить и стражу, и жрецов. Тогда в ход событий вмешивается придворный астролог:

- Не гневайся, царь мой! -
Воскликнул старик. - И выслушай волю небес.

Тебе, повелитель, богиня дарит
Великое чудо чудес!..


Астролог сообщает, что волосы Вероники не украдены, их унесла на небо растроганная богиня любви.

ДРУГИЕ СОЗВЕЗДИЯ
Лира - это якобы тот самый инструмент, на котором когда-то играл «божественный» Орфей. Музыка этого никогда не существовавшего музыканта, по рассказам греков, была так прекрасна, что её слушали как зачарованные не только люди и животные, но даже растения.
Что касается Орла, то, согласно легендам, это тот самый орёл, который, по велению Зевса, в течение 30 лет клевал печень мифического героя Прометея. Такая мучительная казнь была придумана могущественнейшим из богов не случайно: Прометей глубоко оскорбил богов, живших, по преданию, в Греции на вершине горы Климп. Он украл с вершины Климпа божественный «огонь знания», чтобы принести этот светоч людям.
Наконец, Лебедь - это сам всемогущий Зевс, летящий на Землю в образе лебедя для одного из свой любовных похождений. Геркулес, один из мифических сыновей Зевса, считался величайшим из героев. Не удивительно, что греки поместили на небо не только этого героя, но и предметы его подвигов - побежденного Кемейского Льва, Дракона, змееобразную Гидру. Звездное небо заселялось созвездиями постепенно. Самые яркие и заметные из них обратили на себя внимание еще в глубокой древности. Менее заметные появились в позднейшие эпохи. Так, например, созвездие Жирафа было введено в начале XVII века, а до того пространство между возничим и Полярной звездой оставалось свободным, не принадлежащим какому - либо созвездию. Еще в XVII и XVIII веках таких незанятых участков неба было немало. В конце концов все они заполнились малозаметными созвездиями. В XVII веке под Большой Медведицей появились Гончие Псы, а справа от ее морды - созвездие Рыси. В том же веке список созвездий пополнился такими созвездиями, как Лисичка, Единорог, Ящерица, Кит и другие. Если фигуры древних созвездий в какой - то степени напоминали своими очертаниями то, о чем говорили их названия, то у новейших созвездий такое сходство полностью отсутствует. Даже при самой богатой фантазии невозможно в беспорядочно разбросанной группе слабосветящихся звездочек увидать рысь, ящерицу или стаю гончих псов. Названия новейших созвездий давались астрономами совершенно произвольно, и ничто не мешало созвездие Рыси назвать Жирафом, а созвездие Гончих Псов - Лисицей.



© 2010-2022