- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект внеурочного занятия в 1 классе Весна. Заклички
Конспект внеурочного занятия в 1 классе Весна. Заклички
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Башлыкова Е.В. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прибрежная основная общеобразовательная школа»
п. Прибрежный
Конспект
открытого занятия по внеурочной деятельности
в рамках осуществления рабочей программы
«Русский фольклор»
Подготовила
учитель 1 класса
Башлыкова Е.В.
2015 г.
Тема: «Весна. Заклички».
Цель: Расширить представления детей о традициях, фольклоре русского народа (заклички). Познакомить с малыми фольклорными формами. Задачи: Обучающие: -уточнить знания учащихся о признаках весны; -обогащение школьников новыми, интересными фактами, понятиями, традициями. Развивающие: -способствовать развитию умения самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая со справочной и дополнительной литературой; -создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес учащихся к изучению окружающего мира. -развивать эмоционально окрашенную культуру речи учащихся; Воспитательные: -воспитание любви к родному краю, мотивированного стремления беречь и охранять природу родного края; -привитие чувства прекрасного; -формирование навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других, -способствовать объедению учащихся; -совершенствование навыков публичного выступления; -воспитывать у учащихся ответственность за порученное дело, самостоятельность, чувство сопереживания. Формируемые личностные УУД : - положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; -осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; -стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды. Оборудование: - атрибуты для народной игры «Заря-заряница» - плакат с изображением стога сена весной - заготовки птиц в стиле оригами - слова для справок - соленое тесто, стеки, перец-горошек, картонки зеленого цвета, клеёнки на столы - презентация «Весна.Заклички.»
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и формулирование темы занятия.
- Кажется, совсем недавно, мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с её белыми снегами. Но вот появилось солнце, яркое, весёлое, и мы поняли, что наступила весна. А весну, как дорогую гостью надо встречать, звать. -Как зазывали весну на Руси? (закличками, веснянками) - Давайте вспомним заклички весны. Встанем в круг и позовём весну, как это делали русские люди в хороводе. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший.
- Как представляли себе на Руси люди весну? (как молодую девушку)
- Пусть наши девочки будут весной-красной, а мальчики будут звать её к нам. МАЛЬЧИКИ - Весна-красна, На чем пришла? ДЕВОЧКИ - На жердочке, На бороздочке, На овсяной полосочке, На пшеничном пирожочке. МАЛЬЧИКИ - А мы весну ждали, Клочки допрядали. (дети садятся на места)
- Загадаю я вам ещё одну старинную загадку:
- Хочет - прямо полетит, Хочет - в воздухе висит, Камнем падает с высот, А весной в полях поет.
- Давайте посмотрим на эту-птичку-невеличку и послушаем её пение. - Ребята подготовили сообщение о жаворонке:
Жаворонок - одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку - жаворонка. Как Божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить - считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божией Матери.
Учитель: Жаворонки прилетают очень рано - как только возникают проталины. Они ищут еду на земле, могут разыскивать еще не вылезших после зимовки насекомых и их личинки. Если же не отыщут насекомых, будут собирать прошлогодние семена растений. Но гнездиться жаворонки начинают гораздо позднее, когда появляется достаточно зеленой растительности на земле, чтобы в ней можно было скрыть гнездо. А до гнезда и во время насиживания самкой яиц жаворонок поет.
Жаворонков закликали веснянкой: "Весна, весна, На чем пришла, На чем приехала? На сошечке, на бороночке. Кулики, жаворонки, Слетайтесь на одонки!" (вывешивается слово ОДОНКИ, даётся лексическое значение) ( детьми заучивается закличка) - К нам «прилетели» первые жаворонки. (детям раздаются птицы, выполненные в технике оригами) - Нам надо доделать носик жаворонку.
- 22 марта празднуется старинный праздник Сороки, по старинному поверью считалось, что в этот день к нам прилетают 40 перелётных птиц. Причём первым прилетает жаворонок. На Жаворонки день с ночью меряются (день почти равен ночи). Зима кончается, весна начинается. Жаворонков пекли заранее из теста. ( вывешивается слово СОРОКИ, 22 МАРТА, дается определение)
- Первичное закрепление
- Дети шли с только что испеченными "жаворонками" в огород, туда, где стояли стога соломы. Каждый клал свою птичку на вершину стога, и глядя на нее и приплясывая, пел вместе со всеми. (вывешивается плакат с изображением стога сена, дети, проговаривая закличку, прикрепляют к плакату жаворонков)
- Пропев песенку, дети разбирали жаворонков и убегали, затем возвращались, снова усаживали их на стог и пели "закличку", так продолжалось до позднего вечера.
- А пока не наступил вечер, водили хороводы, играли в игры, которые тоже были посвящены приходу весны. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Заря-заряница». (для выбора водящего используются старинные народные считалки)
Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи - тебе водить!
- К празднику ваши мамы и бабушки непременно будут печь жаворонков. Мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли им. А может быть даже и научили их делать настоящих жаворонков. Возьмите по кусочку соленого теста, раскатайте его в жгутики, «завяжите» узелочком. С помощью стека сделайте хвост птички пышным. Теперь пальчиками вытянем носик. (Дети под руководством учителя лепят «жаворонков» и «сажают» на зеленую травку (картон) для просушки).
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия. - Ребята, что нового мы узнали сегодня? - Продолжите мои слова « Я сегодня научился….»
- Давайте ещё раз позовем весну, пусть она нас услышит и обязательно придёт.
- Спасибо, будем ждать весну вместе.
Список используемой литературы:
-
Гуси-лебеди: сборник рус.нар.сказок, песенок, загадок и скороговорок. М.:Дет. лит., 1986.
-
Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым, С-Пб, 1995.
bibliotekar.ru/rusSaharov
-
Считалки, потешки, загадки, заклички, Изд «ДРОФА ПЛЮС», 2006
-
Сайт «Домовёнок» domavenok.ru/detail/chto_takoe_zaklichki/
-
Сайт «Белый город» Радуга-дуга Календарные песни, заклички, игры составитель Н.В. Астахова belygorod.ru/preface/N00104032016.php
-
Перзеке М.Ю. Мифологические образы закличек восточнославянского фольклора. Луганск, 2004.
-
Малые жанры детского фольклора [электронный ресурс] // kadet-line.clan.su
-
Интернет-сборник русских народных песен [электронный ресурс] // pesni.kakras.ru
-
Проектная деятельность в начальной школе [электронный ресурс] // openclass.ru