- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока математики на тему: Деление окружности на равные части
Конспект урока математики на тему: Деление окружности на равные части
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Устьянчик К.А. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Деление окружности на равные части. Цель урока: расширить знания учащихся об окружности; научить учащихся делить окружность на части; закрепить знания о радиусе окружности; формировать представление о соотношении окружности и круга; продолжить работу над формированием вычислительных навыков; развивать творческое воображение, глазомер; воспитывать аккуратность, внимание, точность. Оборудование: числа к арифметическому диктанту (на доске); циркуль; окружность на бумаге (у каждого ученика); картинки к задаче;
Ход урока
-
Организационный момент
Учитель. Долгожданный дан звонок - Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас! Пожелаю всем удачи - За работу, в добрый час!
-
Сообщение темы урока
У. Сегодня повторим таблицу умножения, сложение и вычитание в пределах 100 и узнаем ещё один секрет науки геометрии.
-
Актуализация знаний
У.Откроем тетради, проверим, правильно ли записано число. Сначала мы выполним математический диктант.
1) На какое число надо умножить число 7, чтобы получилось 28?
2) Во сколько раз 8 меньше, чем 64?
3) Во сколько раз 40 больше, чем 8?
4) Увеличь 9 в 6 раз
5) Произведение 9 и 3
6) Сумму чисел 13 и 14 уменьшили в 9 раз
7) Уменьшите 24 на 6 единиц
8) Разность чисел 60 и 53 увеличили в 5 раз
9) Увеличьте 49 на 7
Ответы : 4, 8, 5, 54, 27, 3, 18, 35, 56
У доски ученик называет ответы, а дети светофором сигнализируют правильность ответа. Каждый выставляет себе оценку за математический диктант. Встаньте те, кто оценил себя отметкой «5», затем «4» У. На доске точки и цифры. Найдите и обозначьте цветными точками полученные числа На доске:
.81 .19 .4 .54 .8
.5 .56 .27 .12
.18 .56 .100 .3 .35 .9
.24 .10
Соединив точки по ответам получается:
. 81 .56 .12 .100 .19 .9 .10 .24
У. Как вы думаете, какая геометрическая фигура получится, если соединить выделенные точки? (круг) - Проверим. Какая геометрическая фигура называется кругом? (Круг - фигура, похожая на тарелку. Содержит все точки плоскости. А по границе проходит окружность). - С чем можно сравнить круг? (С монетой, блином, солнцем). - Что называется окружностью? (Линия ограничивает круг) У круга есть одна подруга, Знакома всем её наружность. Она идёт по краю круга И называется окружность. - С чем сравним окружность? (С обручем, баранкой, кольцом). - Чем круг отличается от окружности? (Круг -это, что внутри до ограничивающей линии. А окружность - это только линия). - Что обозначает точка внутри круга? (Это центр круга). - Давайте соединим центр круга с любой точкой окружности отрезком. Как называется этот отрезок? (Радиус). - Что же такое радиус? (Отрезок, соединяющий центр с любой точкой окружности). Надо начертить окружность с радиусом равным значению следующего выражения: (284 - 276) х (35 : 7) - 34 = (6) (Правильность ответа дети фиксируют на полях +) - С каким радиусом начертим окружность ? (6 см) - Чтобы начертить окружность, каким инструментом удобно пользоваться? Удобнее всего воспользоваться циркулем, но не измерителем, а циркулем с иголкой и грифелем). - А как называется линия, которую чертит циркуль? (Окружность) - Что оставляет иголка циркуля? (Точку) - Как называется эта точка? (Центр окружности) - Начертите окружность с радиусом 6 см. Вырежьте его. Как круг и окружность разделить на две равные части? ( При перегибании круга по оси симметрии круг и окружность делятся на две равные части). - Как разделить круг и окружность на 4 равные части? ( Надо ещё раз согнуть по полам) - Сколько прямых углов образовалось при перегибании круга? (4) - Как выполнить это задание в тетради? ( С помощью линейки и карандаша провести диаметр, который делит окружность и круг на две равные части, а с помощью угольника провести 2 диаметра под прямым углом друг к другу, которые делят его на 4 равные части) _- Что такое диаметр? (Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через её центр).
- Объяснение нового материала
Пришли гости - Циркуль и Карандаш. Линейка в затруднении - не знает, как пирог поровну на три части поделить. Циркуль говорит: «Не беда. Сейчас мы быстро с этим справимся». Ножку свою поставил в центр круга, а другую - на окружность. - Как вы думаете, зачем? (Чтобы измерить радиус) - Правильно. А дальше от любой точки окружности по всей длине стал откладывать длину радиуса. Получилось 6 точек (1, 2, 3, 4, 5, 6)
Учитель демонстрирует на доске. - Ребята, может, кто -то догадался, как теперь разделить пирог на три части?
Ответы детей - Линейка и Карандаш, а теперь вы беритесь за дело, - сказал Циркуль - Соедините все чётные или нечётные точки с центром круга. «Вот здорово», - обрадовалась Линейка. Но вдруг раздался стук в дверь. Неожиданно Линейку пришли поздравить ещё трое друзей. Но Линейка не огорчилась, она посмотрела на пирог и сразу догадалась, как его разделить поровну на 6 частей. - Ребята, а вы догадались?
Ответы детей - Карандаш и Линейка быстро справились с делом. Они соединили оставшиеся точки с центром круга. И довольная хозяйка и гости сели пить чай.
- Как вы, думаете можно ли круг и окружность разделить на большее количество равных частей? (Да)
Физкультминутка Глазами построить окружность, провести радиус головой и «написать» головой слово окружность и круг.
- Закрепление нового материала
Ответы детей. - А теперь разделите круг на 6 частей. Что для этого надо сделать?
Ответы детей.
- Закрепление пройденного
190 руб.
на 63 руб. дороже на 168 руб. дешевле
( Торт стоит 190 руб., конфеты на 63 рубля дороже, чем торт. А печенье на 168 рублей дешевле, чем конфеты.) - Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия? В три действия? ( Сколько стоит печенье? Сколько стоят все сладости?) - Каков вопрос задачи? - Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос задачи? (Нет) - Что для этого нам надо узнать? (Сколько стоят конфеты и печенье отдельно) - Можем ли мы узнать, сколько стоят конфеты? (Да) - Можем ли мы узнать, сколько стоит печенье? (Да) - Теперь можем ли мы узнать, сколько стоит вся покупка? (Да) Решение задачи на доске.
- Итог урока
- C каким секретом геометрии мы познакомились? (Мы научились делить окружность и круг на равные части 3, 6)
- А можем ли круг и окружность разделить на большее количество равных частей? (Да)
- Начертить заданную фигуру одним росчерком