- Преподавателю
- Начальные классы
- Осмеяние лени в басне И. А. Крылова Стрекоза и Муравей
Осмеяние лени в басне И. А. Крылова Стрекоза и Муравей
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малышева Е.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
Тип урока: урок знакомство с литературным произведением.
Цели урока:
-
познакомить учащихся с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей";
-
учить устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;
-
развивать правильную выразительную речь, навыки выразительного чтения, инсценировки, творческие способности; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
-
воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».
Ход урока
. I. Организационный момент.
Все расселись по местам
Никому не тесно
По секрету вам скажу
Будет интересно
Ребята! На уроке будем продолжать делать наши маленькие открытия.
II .Актуализации знаний:
-
Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
На доске появляется запись: Нави Волырк (слайд)
- Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?
- Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?
И.А. Крылов - великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Более двухсот басен было создано баснописцем.
2. Повторение знаний об особенностях басен.
- Давайте вспомним, что такое басня?
На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее - то, что не относится к
жанру басен:
- Веселое, смешное произведение.
- Небольшой рассказ.
- Подразумеваются люди, их поступки и поведение.
- Заставляет задуматься.
- .Содержит вывод - мораль .
- Героями являются люди.
- Героями обычно являются животные.
- Высмеиваются недостатки людей.
- Волшебные герои и события.
Вывод с доски: (на слайде)
- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с
какой , вы узнаете отгадав загадки.
-
Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.
- Отгадай загадки:
Самолётик лёгкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо … (Стрекоза.)На доску вывешивается иллюстрация стрекозы.
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ...(Муравей.) На доску вывешивается иллюстрация муравья.
Выясняется образ жизни стрекоза и муравья в природе.
- Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?
Летает. Порхает, садится.
Ловит мошек, комаров.
Речевая разминка:
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой
интонацией, с ускорением, с замедлением).
Устанавливается характер стрекозы. (Веселая, резвая.)
Речевая разминка:
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
- А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)
- Догадались, какую басню будем изучать? ( «Стрекоза и муравей»)
III. Сообщение темы и задач урока
- Кто сформулирует тему урока чтения?
IV. Постановка учебной задачи.
- Какие задачи мы поставим перед собой? (научиться выразительно читать басню, определить её мораль, сделать выводы)
Создание «Дерева предсказаний»
-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
- Кто будет положительным героем, а кто - отрицательным?
- Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.
Появляются на дереве слова о стрекозе: красавица, беззаботная, веселая и т.д.,о муравье: труженик.
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский
V. Первичное восприятие текста .
1. Слушание басни в аудиозаписи.
2. Беседа
- Понравилась вам басня?
- О чём она? Кто понравился?
- Совпали наши предположения? (Не все)
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),
Раз - росой она умылась (имитируют умывание),
Два - изящно покружилась (кружатся),
Три - нагнулась и присела, на четыре - полетела,
У реки остановилась, над водою закружилась.
3. Чтение басни учащимися.
Сейчас вы будете читать басню, давайте подготовимся к чтению.
По-пры-гу-нья про-кор-ми
О-гля-нуть-ся о-бо-грей
Вскру- жи-ло со-брать-ся
По-мерт-ве-ло нуж-да
У-дру-че-на
- Какое слово лишнее в первом столбике?
-Какое слово лишнее во втором столбике?
- Какое слово отвечает на вопрос Кто?, Что?
- Первый столбик читает …, снизу вверх читает … .
VI. Анализ литературного произведения
1. Хоровое чтение «Земля-небо».
-
Работа над лексическим значением слов .( Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений.)
-
Работа с иллюстрациями.
Поставьте иллюстрации в правильном порядке. Озвучьте каждую из них .
Выберите, как хотите поработать индивидуально, в паре, в группе.
-
Чтение цепочкой, парами.
-
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
- Прочитайте , как хорошо жилось Стрекозе летом.
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
- Почему она не поет ?
- Сравните внешний вид Стрекозы летом и осенью по иллюстрациям.
-
К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? Как звучали её слова?
-
Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: "Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!"
6. Чтение басни по ролям. (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья - уверенно, поучительно).
- Сколько действующих лиц в басне?
-
Вопросы по содержанию басни, ее иносказательному, поучительному характеру.
- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
- Настали ли нужда и голод для Муравья? Почему?
Физминутка
Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)
На полянке под кустом муравьишка строит дом(наклоны влево - вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (повороты влево - вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись. (приседания)
8. Характеристика персонажей (Работа в парах).
- Давайте дадим характеристику персонажам басни
- Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
- В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.как вы их понимаете?
- На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне. Стрекоза - любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)
- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
- Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
- Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
IХ. Закрепление изученного материала.
Подбор пословиц к басне. Работа в группах .
- Соберите пословицы.
- Какие пословицы выражают главную мысль басни?
Поспешишь- людей насмешишь.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Делу время - потехе час.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Кто веселится летом, тот плачет зимой.
Итог урока:
- Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
- Какие же пороки осуждает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень,
легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
-Нужно ли изучать басни?
- Чему научила вас басня?