Осмеяние лени в басне И. А. Крылова Стрекоза и Муравей

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».

Тип урока: урок знакомство с литературным произведением.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей";

  • учить устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;

  • развивать правильную выразительную речь, навыки выразительного чтения, инсценировки, творческие способности; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;

  • воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».









Ход урока

. I. Организационный момент.

Все расселись по местам

Никому не тесно

По секрету вам скажу

Будет интересно

Ребята! На уроке будем продолжать делать наши маленькие открытия.

II .Актуализации знаний:

  1. Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.

На доске появляется запись: Нави Волырк (слайд)

- Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?

- Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?

И.А. Крылов - великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Более двухсот басен было создано баснописцем.

2. Повторение знаний об особенностях басен.

- Давайте вспомним, что такое басня?

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее - то, что не относится к

жанру басен:

  • Веселое, смешное произведение.
  • Небольшой рассказ.
  • Подразумеваются люди, их поступки и поведение.
  • Заставляет задуматься.
  • .Содержит вывод - мораль .
  • Героями являются люди.
  • Героями обычно являются животные.
  • Высмеиваются недостатки людей.
  • Волшебные герои и события.

Вывод с доски: (на слайде)

- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с

какой , вы узнаете отгадав загадки.

  1. Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.

- Отгадай загадки:

Самолётик лёгкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо … (Стрекоза.)На доску вывешивается иллюстрация стрекозы.

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ...(Муравей.) На доску вывешивается иллюстрация муравья.

Выясняется образ жизни стрекоза и муравья в природе.

- Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?

Летает. Порхает, садится.
Ловит мошек, комаров.

Речевая разминка:

Над лугом, где пасутся козы,

На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой

интонацией, с ускорением, с замедлением).

Устанавливается характер стрекозы. (Веселая, резвая.)

Речевая разминка:

Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

- А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)

- Догадались, какую басню будем изучать? ( «Стрекоза и муравей»)

III. Сообщение темы и задач урока

- Кто сформулирует тему урока чтения?

IV. Постановка учебной задачи.

- Какие задачи мы поставим перед собой? (научиться выразительно читать басню, определить её мораль, сделать выводы)

Создание «Дерева предсказаний»

-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?

- Кто будет положительным героем, а кто - отрицательным?

- Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.

Появляются на дереве слова о стрекозе: красавица, беззаботная, веселая и т.д.,о муравье: труженик.

-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский

V. Первичное восприятие текста .

1. Слушание басни в аудиозаписи.

2. Беседа

- Понравилась вам басня?

- О чём она? Кто понравился?

- Совпали наши предположения? (Не все)

Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),
Раз - росой она умылась (имитируют умывание),
Два - изящно покружилась (кружатся),
Три - нагнулась и присела, на четыре - полетела,
У реки остановилась, над водою закружилась.

3. Чтение басни учащимися.

Сейчас вы будете читать басню, давайте подготовимся к чтению.

По-пры-гу-нья про-кор-ми

О-гля-нуть-ся о-бо-грей

Вскру- жи-ло со-брать-ся

По-мерт-ве-ло нуж-да

У-дру-че-на

- Какое слово лишнее в первом столбике?

-Какое слово лишнее во втором столбике?

- Какое слово отвечает на вопрос Кто?, Что?

- Первый столбик читает …, снизу вверх читает … .

VI. Анализ литературного произведения

1. Хоровое чтение «Земля-небо».

  1. Работа над лексическим значением слов .( Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений.)

  2. Работа с иллюстрациями.

Поставьте иллюстрации в правильном порядке. Озвучьте каждую из них .

Выберите, как хотите поработать индивидуально, в паре, в группе.

  1. Чтение цепочкой, парами.

  2. Выборочное чтение.

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

- Прочитайте , как хорошо жилось Стрекозе летом.

- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

- Почему она не поет ?

- Сравните внешний вид Стрекозы летом и осенью по иллюстрациям.

  • К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? Как звучали её слова?

  • Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: "Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!"

6. Чтение басни по ролям. (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья - уверенно, поучительно).

- Сколько действующих лиц в басне?



  1. Вопросы по содержанию басни, ее иносказательному, поучительному характеру.

- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

- Настали ли нужда и голод для Муравья? Почему?

Физминутка

Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)
На полянке под кустом муравьишка строит дом(наклоны влево - вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (повороты влево - вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись. (приседания)

8. Характеристика персонажей (Работа в парах).

- Давайте дадим характеристику персонажам басни
- Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.

- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

- Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)

- В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.как вы их понимаете?

- На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне. Стрекоза - любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)

- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

- Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

- Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

IХ. Закрепление изученного материала.

Подбор пословиц к басне. Работа в группах .

- Соберите пословицы.

- Какие пословицы выражают главную мысль басни?

Поспешишь- людей насмешишь.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Делу время - потехе час.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Кто веселится летом, тот плачет зимой.

Итог урока:

- Смогли мы ответить на главный вопрос урока?

- Какие же пороки осуждает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень,

легкомыслие)

- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

-Нужно ли изучать басни?

- Чему научила вас басня?



© 2010-2022