- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сибгатуллина А.Т. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательной учреждение - Аланская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ТЕХНОЛОГИИ
Уровень образования: начальное общее образование,1-4 классы Период освоения рабочей программы: 2015-2019 годы Разработчик: Сибгатуллина А.Т. -учитель начальных классов филиала МБОУ -Аланская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района РТ-«Балыклинская начальная общеобразовательная школа»
Рабочая программа принята на педагогическом совете МБОУ - Аланская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района РТ (протокол №1 от 26.08.2015г.) в составе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ - Аланская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района РТ (утвержден приказом № 106 от 28.08.2015г.)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по технологии составлено на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г)
2. Примерной программы по учебным предметам начальной школы (Академкнига/Учебник, 2013 г.)
3..Авторской программы Т.М. Рогозиной, А.А.Гринёвой, И.Б Мыловой. «Технология» 1-4 классы (Академкнига/Учебник, 2012 г.)
.4.УМК «Перспективная начальная школа» Учебный предмет «Технология» исключительно важен для развития младшего школьника. Главной специфической чертой уроков по технологии является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности - интеллектуального (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения), эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения. Духовно-нравственное развитие на уроках технологии предполагает воспитание ценностного отношения к материальной культуре как продукту творческой предметно-преобразующей деятельности человека, к природе как источнику сырьевых ресурсов, трудолюбия, организованности, добросовестного и ответственного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважение к труду людей и результатам труда. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач обеспечивает развитие конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения. Физическое развитие на уроках обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение технологических операций связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними - рост клеток и развитие мускулов. Эмоционально-эстетическое развитие на уроках технологии осуществляется самыми разными средствами. Это зависит от состояния рабочего помещения, культуры и организации работы обучающих, качества закупленных и заготовленных материалов, инструментов и приспособлений, изготовляемых поделок, которые должны удовлетворять основным требованиям и правилам, по которым создается гармоничная рукотворная среда обитания человека. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Математика - моделирование ,преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссозданиевыполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций. Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач: - стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; - формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекции и оценку; - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. ΙΙ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа». В соответствии с концептуальными положениями системы учебный курс учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удаленностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ. Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании УУД. В нем все элементы учебной деятельности - целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. - предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Основные виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, приемов их обработки; анализ конструкций, условий и способов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере. В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. С 3 класса в программу включен раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных технологий. Содержательная часть программы представлена следующими разделами. В первом разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел (включая ремесла родного края), даются первоначальные представления о мире профессий, об эстетической культуре ручного, механизированного и автоматизированного труда; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников, включая самообслуживание, дается общее представление о проектной деятельности. Освоение обучающими проектной деятельности начинается со 2 класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. Они объединяют знакомые, легко повторяющиеся действия, ставят близкие и важные для ребенка цели: изготовление движущихся воздушных и плавающих игрушек и моделей, макетов архитектурных построек. Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции, отбор материалов и их экономное расходование, продумывание плана и последовательности проведения работ. Содержание данного раздела изучается в контексте с другими содержательными линиями. Во втором разделе «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» дается информация о материалах, которые будут обрабатывать школьники, перечислены инструменты и приспособления для их обработки, технологические операции, подлежащие освоению, указаны виды практических работ. Информация о видах и применении материалов сопровождается заданиями, цель которых - наблюдение и опытное исследование свойств этих материалов. Программой предусмотрено не только знакомство со свойствами одного материала, но и сравнение одних и тех же свойств разных материалов, например бумаги и картона, бумаги и ткани, пластилина и глины, что содействует обоснованному выбору обработочных операций. Раздел содержит сведения и о подготовке материалов к работе. Предлагаемый программой перечень практических работ и объектов труда может быть изменен с учетом региональных особенностей, национальных традиций, наличия природных (искусственных, синтетических) материалов. На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до трех уроков. Третий раздел «Конструирование и моделирование» содержит информацию о современном транспорте, в нем делается акцент на чтении схем и простейших чертежей, обеспечивающих конструирование и моделирование несложных технических объектов, естественным результатом изготовления которых является проверка их в действии на уроках технологии и других предметах. Четвертый раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, с которыми обучающиеся целенаправленно работают (включая Интернет). Учебные материалы для 4 класса позволяют организовать практическую работу детей с электронными справочниками (для формирования первоначальных умений по поиску информации с использованием электронных справочников и энциклопедий). Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами. Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям. Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных классов сельской школы. Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов. Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой - формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки. Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рационных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции
ΙΙΙ. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. В учебном плане школы в 1-ом классе на изучение предмета «Технология» выделяется 1 час в неделю - 33 часа в год; во 2-4 классах - 1 часа в неделю - по 34 часа в год. Общее представление о технологическом процессе, самообслуживании в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваивается детьми в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
-
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя: - развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); - развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважать результаты труда других людей; - развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой; - формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. Метапредметными результатами изучения технологии в начальной школе являются отражать освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 1-го года обучения Обучающиеся научатся: • рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека; • различать предметы рукотворного мира; • выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями); • использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий; • анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение; • организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя); • понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком; • экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; • анализировать устройство изделия, определять его назначение; • выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя; • конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы. Обучающиеся получат возможность научиться: • бережно относиться к природе как источнику сырья; • выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя); • анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
• работать в коллективе.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 2-го года обучения Обучающиеся научатся: • рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни; • рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой природных материалов; • рассказывать о профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с воздушным и водным транспортом; • использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий; • работать в малых группах; • выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбирать материалы и инструменты для работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями); • применять приемы безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы); • экономно размечать материалы на глаз, по клеткам и по линейки; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; • анализировать информацию из словаря; • выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж; • создавать простейшие конструкции по простейшему чертежу и по функциональным условиям. Обучающиеся получат возможность научиться: • понимать культурные традиции, отраженные в рукотворном мире, своего региона, и уважать их; • понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя; • работать в малых группах.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения Обучающиеся научатся: • рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни; • рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов; • рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности; • анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы; • осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы; • выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды); • отбирать картон с учетом его свойств; • применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило); • экономно размечать материалы по линейке и по угольнику; • работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; • изготавливать плоскостные изделия по эскизам; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции; • выполнять действия по моделированию и преобразованию модели; • создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям. По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся: • рассказывать об основных источниках информации; • рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером; • называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон); • называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки); • рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти; • соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере; • включать и выключать компьютер; • использовать приемы работы с дисководом и электронным иском; • использовать приемы работы с мышью; • работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки); • работать с текстом и изображением, представленными в компьютере; • соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой. Обучающиеся получат возможность научиться: • ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны); • осуществлять проектную деятельность; • создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале; • использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Технология» к концу 4-го года обучения Выпускник научится: • составлять сообщения о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с и автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей), и описывать их особенности; • организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время; • отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать ее в организации работы; • осуществлять контроль и корректировку хода работы; • выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т. д.); • выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг); • отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; • применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (циркуль), режущими (ножницы, макетный нож); • размечать бумагу и картон циркулем; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; • изготавливать объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам; • анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений; • рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами; • использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством; • работать с текстом и изображением, представленными в компьютере; • использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами; • использовать возможности поиска информации с помощью программных средств; • соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере; • включать и выключать дополнительные устройства (принтер, сканер), подключаемые к компьютеру; • использовать элементарные приемы клавиатурного письма; • использовать элементарные приемы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать); • осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач; • решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ; • подключать к компьютеру дополнительные устройства; • осуществлять поиск информации в электронных изданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях; • соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приемов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий. Выпускник получит возможность научиться: • понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; • осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД 1. Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий. 2. Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий. 3. Проектная деятельность. 4. Контроль и самоконтроль. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД 1. Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. 2. Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. 3. Самоконтроль и корректировка хода практической работы. 4. Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом). 5. Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД 1. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. 2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры. 3. Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). 4. Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями. 5. Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов. 6. С равнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями. 7. С равнение различных видов конструкций и способов их сборки. 8. Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий. 9. Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач. 10. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. 11. Поиск необходимой информации в Интернете. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД 1. Учет позиции собеседника (соседа по парте). 2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере. 3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте). 4. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
VΙ.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 ч) 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта, произведения художественного и декоративно-прикладного искусства, архитектура). Природа как источник сырья. Технология - знания о способах переработки сырья в готовое изделие. Технологический процесс - последовательное выполнение работы по изготовлению изделий. Организация рабочего места для работы с бумагой, пластическими, природными и текстильными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений). Анализ устройства и назначения изделия. Самообслуживание: сохранение порядка на рабочем месте во время работы и уборка рабочего места по окончанию работы, выполнение мелкого ремонта одежды - пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Природные материалы. Растительные природные материалы родного края, используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер. Правила поведения на природе во время сбора природных материалов. Способы заготовки, хранения и подготовки материалов к работе. Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, подкладная дощечка. Приемы рационального и безопасного использования ножниц. Приемы работы с природными материалами: разрезание ножницами, капельное склеивание, сушка. Практические работы: украшение открыток, изготовление аппликаций, орнаментальных композиций. Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стека, подкладная дощечка, чашка для воды, салфетка. Приемы работы с пластилином: отщипывание и отрезание от бруска кусочков, скатывание шариков, раскатывание шариков в форме конуса и жгутика, вытягивание, заглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание, сворачивание жгута в спираль. Практические работы: лепка овощей, фруктов, блюда, фигурок животных, фишек для уроков математики. Бумага. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, копирка, калька, писчая, газетная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость. Наблюдения и опыты по выявлению волокнистого строения бумаги и влияния на нее влаги. Экономное расходование бумаги. Виды условных графических изображений - рисунок, схема. Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаши простые (твердость ТМ, 2М), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист, салфетка для снятия лишнего клея. Приемы безопасного использования ножниц. Приемы работы с бумагой: разметка по шаблону, через копирку, кальку, вырывание, разрезание и вырезание ножницами по контуру, многослойное складывание, гофрирование, склеивание деталей за всю поверхность и фрагмент, капельное склеивание, переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка. Практические работы: изготовление аппликаций, пригласительных билетов, конвертов, новогодних подвесок и снежинок, закладок для книг, открыток по рисунку, схеме. Текстильные материалы. Виды тканей, используемых на уроках: хлопчатобумажные, льняные. Сравнение свойств тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки, используемые на уроках: швейные, мулине. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приемы безопасного использования игл и булавок. Приемы работы с текстильными материалами: отмеривание длины нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, разрезание и вырезание ножницами, продергивание бахромы, разметка через копирку, вышивание швом «вперед иголку», связывание ниток в пучок, наклеивание деталей из ткани и ниток на картонную основу, пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Практические работы: изготовление аппликаций, игольниц, подвесок из лоскутков, вышитых салфеток, цветочных композиций.
3. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции технических, бытовых, учебных предметов. Изделие, деталь изделия (общее представление). Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов по схеме и рисунку. Практические работы: создание моделей парусника, лодочки, городского транспорта (автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай), конструирование куклы Баги-Яги.
Тематическое распределение часов по предмету «Технология»
1 класс: 1 час - в неделю; 33 часа в год
№ Содержание (тема) Кол-во часов
1.Изготовление изделий из природных материалов (5часов)
1
Подготовка материала к работе: сбор, сушка, хранение.Заготовки для аппликаций и для объёмных изделий
1
2
Техника приклеивания засушенных растений.Аппликация из засушенных растений
1
3
Пейзажи.
1
4
Мозаика из семян.
1
5
Декоративная композиция из сухих листьев и семян.
1
2.Изготовление изделий из бумаги и картона (13 часов)
6
Виды бумаги и картона. Трудовая деятельность в жизни человека Беседа «Из истории бумаги»
1
7
Аппликация «Природа нашего края.»
1
8
Обрывные аппликации из бумаги.
1
9
Открытка.Подарок маме
1
10
Складывание бумаги. Оригами «Мой край»
1
11
Пригласительный билет
1
12
Конверт для пригласительного билета.
1
13
Гофрирование бумаги.
Гофрированные новогодние подвески
1
14
Новогодние снежинки.
1
15
Мозаика из бумаги
Беседа «Как появились ножницы
1
16
Модели из бумаги.
1
17
Плетение из полосок бумаги.
1
18
Модели городского транспорта
1
3. Изготовление изделий из пластичных материалов (6ч)
19
Приемы работы с пластилиным.
1
20
Изделия из пластилина для школьной выставки
1
21
Животные
1
22
Жгутики, отпечатки, шарики, мазки Беседа «Изготовление изделий из глины - древнейшее ремесло человека
1
23
Лепка конструктивным способом из разных форм. Мастерим сказку «Теремок»
1
24
Работа с иглой и ниткой. Правила безопасной
работы
Беседа «Как появился напёрсток»
1
4 .ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (9часов)
25
Аппликация из ткани
1
26
Плетение косичек из ниток. Закладки и игрушки
1
27
Игольница Домашний труд
1
28
Шов «вперёд иголку», «вперёд иголку с перевивом»
1
29
Подвески из лоскутов ткани.
1
30
Вышивание салфетки
1
31
Цветочная композиция из ниток
1
32
Домашний труд.Уход за одеждой.Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями
1
33
Медведь из массы для моделирования.
1
2 класс (34 ч) 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Разнообразие предметов рукотворного мира из бумаги, природных и текстильных материалов. Понятие «профессия». Мастера и их профессии, связанные с обработкой природных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с воздушным и водным транспортом (с учетом региональных особенностей). Анализ информации из словаря учебника при выполнении заданий, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах. Групповые проекты. Этапы проектирования: составление плана деятельности, определение особенностей конструкции и технологии изготовления, подбор инструментов и материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности - изделия «Бумажный змей», «Модель парусника». Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по рисункам, выполнение мелкого ремонта - пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Природные материалы. Растительные природные материалы родного края, используемые на уроках: цветущие растения, стебли. Минеральные материалы: яичная скорлупа. Способы заготовки, хранения и подготовки цветущих растений к работе. Подготовка к работе яичной скорлупы. Приемы работы с природными материалами: разметка деталей на глаз, разрезание ножницами, склеивание деталей, окрашивание, отделка аппликацией, сушка. Практические работы: изготовление аппликаций, декоративных панно, композиций, коллекции насекомых, сувениров. Пластические материалы. Применение пластилина и массы для моделирования для изготовления художественных изделий. Приемы работы с пластическими материалами: процарапывание бороздок стекой, сплющивание шара. Практические работы: лепка грибов, декоративных композиций. Бумага. Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: альбомная (белая, толстая, жесткая, непрозрачная). Виды условных графических изображений: простейший чертеж. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж. Приемы работы с бумагой: разметка на глаз, по клеткам, по линейки, складывание, вырезание внутренних углов, сборка деталей кнопкой, наклеивание бумажных кусочков. Практические работы: изготовление этикеток, рамки для уроков литературного чтения, конвертов, гофрированных подвесок, мозаичных аппликаций рисунку, простейшему чертежу, схеме. Текстильные материалы. Практическое применение текстильных материалов в жизни. Сравнение лицевой и изнаночной сторон тканей. Экономное расходование ткани при раскрое прямоугольных деталей от сгиба. Нитки и их назначение. Сравнение свойств разных видов ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Приемы работы с текстильными материалами: обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперед иголку с перевивом», наматывание ниток, связывание ниток в пучок. Практические работы: изготовление мешочка для хранения предметов, украшенного вышивкой, игрушек из помпонов.
3. Конструирование и моделирование Виды конструкций: однодетальные и многодетальные. Общее представление о конструкции флюгера, воздушного змея, самолета, парусника. Основные требования к изделию (соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу и по функциональным условиям.
Практические работы: создание вертушек, планеров, динамической модели.
Тематическое распределение часов по предмету «Технология»
2 класс: 1 час - в неделю; 34 часа в год Номер
Содержание (тема) Кол-во часов
Изготовление изделий из природного материала (15 часов)
1
Приметы осени. Осенние заботы. Правила сбора, хранения и обработки природного материала
1
2
Использование природных материалов человеком. Правила закладки и хранения природного материала
1
3
Инструменты и приспособления при работе с природным материалом. Панно из листьев «Осенний узор»
1
4
Работа с природным материалом. Панно «Животный мир»
1
5
Панно «Животный мир» (завершение работы)
1
6
Аппликация «Цветы» из осенних листьев
1
7
Панно «Цветочный хоровод»
1
8
Технологические свойства соломы. Масленичная кукла из соломы
1
9
Одежда для соломенной куклы
1
10
Техника работы с яичной скорлупой. Сувенир «Пасхальное яйцо»
1
11
Поделка из яичной скорлупы «Птенец в гнезде»
1
12
Коллекция семян и плодов. Композиция из семян «Коллекция насекомых»
1
13
Композиция из семян «Подводный мир»
1
14
Композиция из семян «Аквариумная рыбка»
1
15
Композиция из семян «Аквариумная рыбка» (завершение работы)
1
Искусственные материалы, пластичные материалы (2 часа)
16
Лепка грибов из пластилина
1
17
Композиция из пластилина «Грибная поляна»
1
Изготовление изделий из бумаги (8часов)
18
Рисунок для этикетки
1
19
Аппликация «Этикетка».
1
20
Модель «Конверт»
1
21
Открытка «Колоски»
1
22
Рамка для работы с картинами
1
23
Модель «Вертушка»
1
24
Гофрированные подвески «Куколка»
1
25
Подвески «Новогодние игрушки»
1
Изготовление изделий из текстильных материалов (5 часов)
26
Знакомство с текстильными материалом. Инструменты и приспособления
1
27
Изделия «Мешочки для всякой всячины»
1
28
Изделия «Мешочки для всякой всячины» (окончание работы)
1
29
Декоративное оформление игрушек. Моделирование «Весёлый зверинец»
1
30
Моделирование «Весёлый зверинец» (завершение работы)
1
Конструирование и моделирование ( 4 часа)
31
Соединение деталей кнопкой. Модель «Вертушка»
1
32
Воздушный транспорт «Самолёт».
1
33
Моделирование «Бумажный змей»
1
34
Конкурс проектов «Бумажный змей»
1
3 класс (34 ч)
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Пластические материалы. Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных предметов. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе. Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание. Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин. Бумага и картон. Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, толстый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона. Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз. Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаши простой (твердость ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила. Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка. Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме, эскизу. Текстильные материалы. Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств. Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами. Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок для новогодней елки). Металлы. Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке. Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение. Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок. Пластмассы. Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс. Инструменты и приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приемы работы с упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги. Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.
3. Конструирование и моделирование Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплового воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям. Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы.
Практика работы на компьютере (10 ч) Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2 ч) Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера. Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность. Основы работы за компьютером (5 ч) Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши. Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Технология работы с инструментальными программами (3 ч) Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.
Тематическое распределение часов по предмету «Технология»
3 класс: 1 час - в неделю; 34 часа в год Номер
Содержание (тема) Кол-во часов
Бумага и картон (9 часов)
1
Подставка для письменных принадлежностей
1
2
Коробка со съёмной крышкой
1
3
Прибор, демонстрирующий циркуляцию воздуха
1
4
Мера для измерения углов
1
5
Поздравительные открытки из гофрированного картона
1
6
Декоративное панно
1
7
Картонные фигурки с элементами движения для театра
1
8
Открытка-ландшафт
1
9
Новогодние игрушки
1
Текстильные материалы-(5 часов)
10
Аппликации из ниток
1
11
Декоративное оформление изделий вышивкой
1
12
Подвеска из ткани
1
13
Куклы для пальчикового театра
1
14
Нитяная графика на картонной основе
1
Металлы 1 час
15
Украшения из фольги
1
Утилизированные материалы(3 часа)
16
Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул
1
17
Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул
1
18
Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул
1
Констуктирование и моделирование(6 часов)
19
Приёмы работы с деталями конструктора
1
20
Изготовление моделей часов
1
21
Тележка-платформа
1
22
Проект «Парк машин»
1
23
Проект «Сельскохозяйственная техника»
1
24
Конкурс проектов
1
Работа на компьютере(10 часов)
25
Технические устройства
1
26
Компьютер
1
27
Правила безопасной работы на компьютере
1
28
Технические устройства к компьютеру
1
29
Носители информации
1
30
Работа с электронным диском
1
31
Компьютерные программы
1
32
Работа с мышью
1
33
Клавиатура компьютера
1
34
Контрольные задания
1
4 класс (34 ч) 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Разнообразие предметов рукотворного мира из пластмасс, металлов. Распространенные виды профессий, связанных с автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей). Распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, ее использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Коллективное проектирование изделий. Создание замысла, его детализация и воплощение. Результаты проектной деятельности - «Макет села Мирного». Самообслуживание: декоративное оформление культурно-бытовой среды, выполнение ремонта книг и одежды - пришивание заплатки.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Пластические материалы. Пластическая масса из соленого теста, способы ее изготовления и подготовка к работе. Приемы работы с пластическими материалами: раскатывание пластины скалкой, вырезание формы, создание фактурной поверхности стекой, выбирание пластической массы внутри заготовки, выравнивание края, продавливание пластической массы через чесночницу для получения тонких жгутиков. Практические работы: лепка декоративных рельефов, фигурок. Бумага и картон. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: крепированная (цветная, тонкая, мягкая, рыхлая, эластичная), бархатная (цветная, шероховатая, матовая, толстая, плотная, жесткая, двухслойная). Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Назначение линий чертежа: разрыва, осевой, центровой. Инструменты для обработки бумаги и картона: циркуль. Приемы безопасного использования циркуля. Приемы работы с бумагой и картоном: разметка циркулем, вырезание ножницами и макетным ножом по внутреннему контуру, соединение в щелевой замок, изгибание, скручивание. Практические работы: изготовление головоломок, игрушек, ремонт книг, новогодних украшений, масок, декоративных панно, подарочных открыток по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме. Текстильные материалы. Направление нитей тканей: долевое и поперечное. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Приемы работы с текстильными материалами: сметывание текстильных деталей швом «вперед иголку», сшивание деталей швом «ручная строчка», «потайным», обработка края ткани петельным швом, вышивка простым крестом, оформление лоскутками, аппликацией, пришивание заплатки. Практические работы: изготовление олимпийского символа из ниток, футляров, вышитых закладок, лент, мини-панно. Металлы. Практическое применение фольги и проволоки в жизни. Выбор проволоки для изделия с учетом ее свойств: упругости, гибкости, толщины. Металлы, используемые в виде вторичного сырья: жестяные баночки. Инструменты для обработки фольги: ножницы, пустой стержень от шариковой ручки, кисточка с тонкой ручкой. Приемы работы с металлами: разметка по шаблону, разрезание ножницами, тиснение фольги, скручивание проволоки спиралью, оклеивание жестяной баночки шпагатом. Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, спортивных значков из фольги, каркасных моделей из проволоки. Пластмассы. Практическое применение пластмасс в жизни. Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: пластиковые емкости, упаковочная тара из пенопласта. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пенопласта. Инструменты и приспособления для обработки пенопласта: ножницы, нож макетный, шило, кисть для клея и окрашивания, дощечка для выполнения работ с макетным ножом. Приемы безопасного использования макетного ножа. Приемы работы с пенопластом: разметка на глаз и по шаблону, резание ножницами и макетным ножом, склеивание деталей за всю поверхность, тиснение, шлифование наждачной бумагой, оформление аппликацией, окрашивание. Практические работы: изготовление подставок из пластиковых емкостей, новогодних подвесок и игрушек-сувениров из пенопласта.
3. Конструирование и моделирование Общее представление о конструкции транспортирующих устройств. Конструирование и моделирование несложных технических объектов из деталей металлического конструктора по техническим условиям. Практические работы: создание моделей транспортирующих устройств.
Практика работы на компьютере (10 ч) Компьютер. Основы работы на компьютере (4 ч) Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер). Технология работы с инструментальными программами (6 ч) Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы). Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером. Знакомство с правилами клавиатурного письма (ввод букв и цифр, заглавной буквы, точки, запятой, интервала между словами, переход на новую строку, отступ, удаление символов). Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры. Оформление текста. Рисунок в тексте. Таблица в тексте. Схема в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы учащихся. Приемы работы с документом. Сохранение документа на жестком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера. Первоначальное представление о поиске информации на основе использования программных средств. Примеры использования программных средств для поиска информации (по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими аналогами электронных справочников.
Тематическое распределение часов по предмету «Технология»
4 класс: 1 час - в неделю; 34 часа в год № Содержание (тема) Кол-во часов
Изделия из бумаги и картона-11 часов
1 Игрушка-перевёртыш
1
2 Игрушки-гармошки
1
3 Бусы из бумаги в технике оригами
1
4 Новогодние фонарики
1
5 Маски из бумаги
1
6 Игрушки из бумаги. Собачка
1
7 Игрушка-лошадка
1
8 Декоративное панно
1
9 Поздравительная открытка
1
10 Проект коллективного создания макета села Мирного
1
Текстильные материалы -5часов.
11 Футляр из ткани
1
12 Оформление изделий вышивкой простым крестом
1
13 Ремонт одежды.
1
14 Олимпийский символ из пяти цветных колец.
1
15 Аппликация из ткани.
1
Металлы- 3часа.
16 Брошь из фольги
1
17 Каркасные модели из проволоки
1
18 Ваза для осеннего букета
1
Пластмассы-3 часа.
19 Подставки из пластиковых ёмкостей
1
20 Подвески из пенопласта
1
21 Подвески из пенопласта (завершение работы
1
Пластические материалы-2часа.
22 Лепка декоративного рельефа.
1
23 Фигурки из глины и пластической массы.
1
Конструирование и моделирование-1 час.
24 Сборка моделей транспортирующих устройств.
1
Практика работы на компьютере-10 часов.
25 Электронный текст. Технические устройства для работы с текстом
1
26 Компьютерные программы для работы с текстом
1
27 Ввод текста с клавиатуры. Текстовый редактор
1
28 Редактирование и форматирование текста
1
29 Сохранение электронного текста
1
30 Иллюстрирование текста
1
31 Работа с текстовым редактором
1
32 Контрольные вопросы и задания
1
33 Электронные справочные издания
1
34 Работаем с электронной энциклопедией
1
VΙΙ. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа» Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).- М.: Академкнига/Учебник. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник. Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. Технология. 2 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник. Рагозина Т.М. Технология. 2 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник. Рагозина Т.М., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 4 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник. Рагозина Т.М., Мылова И.Б. Технология. 4 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.
Учебное оборудование Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25 - 30 см., линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не козья ножка), шило, игла швейная и для вышивания в удлиненным ушком и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки. Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, калька, копирка, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная), картон (цветной, гофрированный), лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, шерстяной (сукна, драпа), вельвет, нитки швейные, мулине, пряжа для вязания, узкая и широкая тесьма, тонкий шнур, фурнитура (пуговицы, бусинки, бисеринки), пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста, фольга, цветная проволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа), утилизированные материалы (пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта), наборы «Конструктор»; Материальные условия: специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки, обучающих к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. (все необходимые приспособления можно купить или изготовить из различных коробок и другого утилизированного материала).
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ-Аланская СОШ Тюлячинского муниципального района РТ
от 22.08.2015года №1
______________ Газизова Г.Ф.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______ Шайхутдинова Г.Х.
25.08.2015года
27