- Преподавателю
- Начальные классы
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аплоченко Е.М. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Занятия русским языком не всегда вызывает интерес у учащихся. Некоторые дети считают его скучным предметом. Можно воспитать детей познавательный интерес к изучению русского языка, если, хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. В начальных классах дети любят играть . При обучении грамоте в 1 классе рекомендуется в основном использовать игры, активизирующие учащихся. Причём учитываться должны методически оправданные цели, задачи и средства обучения. Каждый урок начинался с чистоговорок зачитывания стихов. Например, при изучении звуков с , с и буквы с предложить задание - прочитать и повторить за учителем : Са-са-са, Са-са-са, Ой-ой-ой! Летит оса! Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Не боимся мы осы. Су-су-су, су-су-су, Видел кто из вас осу? Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Мы не видели осы. Са-са-са, Са-са-са, Отгадайте, где оса? Существую различные виды дидактического материала, воспитывающего интерес к языку. Например, задание на составление слов из рассыпанных букв и слогов.
Вкусные слова. Буратино шёл в гости к детям. Он нёс «вкусные слова» и по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал. Дети помогают ему. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги : Я С Б Н ЛО РУ КО ША Г ЛИ ВА МО Он нёс фрукты (яблоко, слива, груша, лимон). При изучении звука у игра проводится так : расставляются на столе игрушки. На урок в гости к детям приходит нарядная кукла Алёна. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у неё сегодня день рождения. - Давайте подарим ей игрушки, в названиях которых слышится звуку . (Гусь, кубики, уточка, кукла.) Ещё одна игра - составление слов со слогом ча . Стрелки указывают, как надо соединять, чтобы получилось слово.
СЫ
-
СВЕ
ЛО
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
ЧА
НА
Й
КУ
СОВОЙ
КРУ
Или игра «Я тучка, тучка, тучка…»
Руки
составьте и запишите Нос
слова из данных букв Тур
Урок
Куст
Сук
Рот
Рост
утки
Игра «Какой звук заблудился?» Куклу выронив из рук. Маша мчится к маме : « Там ползёт зелёный лук С длинными усами!» - Какой звук заблудился? Какой буквой обозначается звук ж ? Составьте слово жук из букв разрезной азбуки. На следующем этапе обучения задания усложняются. В них большее место занимает творчество детей. Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь. Один раз к Мише и Тане пришла в гости бабушка и сказала: «А ну-ка, внучата, напоите меня чаем». Расскажи, как Миша и Таня поили бабушку чаем и угощали её. Придумать этот рассказ тебе помогут слова: скатерть, горячий чай, чашки, чайник, конфеты, печенье, ложки, варенье. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, как по языку, так и по развитию памяти, орфографической зоркости. В данном случае часто приходится обращаться к этимологическому происхождению слов, пользоваться этимологическим словарём. Знакомя детей с лексическим значением слова, можно рассказать о том, что в словарный состав современного русского языка входят не только исконно русские слова, но и заимствованные. Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Влияние этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского урока и чтения. Работа со словарём сложна и многообразна. В школьной практике используются различные приёмы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путём показа картинки, уточнения значения по толковому словарю, подбор синонимов и антонимов, словообразовательный анализ, включение нового слова в словосочетание или предложение. И здесь тоже можно использовать различные занимательные материалы.
Вставь букву
К . тята
Т . чить
Р . ды
Н . жи
В . сло
Проверь Иногда в процессе работы при проверке знаний учащихся, экономя время на уроке, можно использовать перфокарты, которые активизируют самостоятельную работу детей. Эти перфокарты можно применять на уроке, как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ. Перфокарты, можно предлагать в виде изображения какого-либо предмета ( ягодка, цыплёнок, рыбка и т.д.).
Вставь букву
Шу . ка
Отря .
Дру .
Гла . кий
Зага . ка Проверь
М РОЗ П ЛЬТО Р БЯТА Д КАБРЬ К НЬКИ ВЕТ Р ВАЛ НКИ
Для проверки навыка написания изученных орфограмм можно провести «Диктант - ассорти». На доске рисуется банка или ваза. Внутри банки с помощью клейкой ленты прикрепить изображение фруктов и ягод, в названиях которых имеются пройденные орфограммы. - В банке у нас компот с очень вкусными фруктами и ягодами. Давайте попробуем. Ученик подходит к доске и «достаёт» из банки любой фрукт или ягоду. Показывает классу. Учащиеся называют слова, записывают их в тетради, указывают орфограмму, подбирают проверочные слова. Для изучения слов с орфограммой непроверяемая гласная в слове, можно использовать карточки, сделанные в форме предмета, соответствующего теме: яблоко, помидор, трамвай, тарелка, сердце, месяц. С каждой группой слов работать по следующей методике: Понедельник - списывание с доски в тетради; Вторник - чтение слов по слогам; Среда - письмо слов под диктовку, но зрительный ориентир остаётся; Четверг - проговаривание слов без зрительного ориентира; Пятница - словарный диктант; Суббота - работа по карточкам.
Г РОХ З МЛЯНИКА ЧУ СТВО П ИДОР ЯБЛ КО ЗДРА СТВУЙ К РТОФЕЛЬ М ЛИНА СП СИБО М РКОВЬ УР ЖАЙ ПШ НИЦА
Д РОГА БЕД В КРУГ УЛ ЦА ЗАВТР К МЕС Ц ЛЕС НИЦА УЖ Н П ГОДА М ТРО Т РЕЛКА СЕВ Р ТР МВАЙ МАГ ЗИН В СТОК
Все перечисленные дидактические игры широко используются учителем на уроках русского языка.