• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая разработка урока письма по теме: «Через жизненные уроки Сергия Радонежского к нравственным смыслам современности»

Методическая разработка урока письма по теме: «Через жизненные уроки Сергия Радонежского к нравственным смыслам современности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»















Методическая разработка урока письма по теме:

"Через жизненные уроки Сергия Радонежского к нравственным смыслам современности ".













Составила:

учитель начальных классов

Мохвиченко Людмила Андреевна







г. Биробиджан

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка Я, Мохвиченко Людмила Андреевна, родилась в 1955 году в К.Н.Р. городе Дальнем, теперь Далянь. Мой отец был военным летчиком, мама - домохозяйка. После службы вся семья уехала в поселок Чегдомын, Хабаровского края. Наша семья была многодетной: мамочка, папа, 3 сестры и три брата. С самого раннего детства нас приучали к труду. У каждого были обязанности. Старшая сестра Надюша помогала маме готовить обеды, стирать на металлической доске белье, ведь машин - автоматов тогда не было, брат Юра ухаживал за животными в сарае, колол дрова, заготавливал уголь, топил печь. Я была средним ребенком в семье, мне приходилось нянчить младших, ухаживать за ними, вот поэтому в дальнейшем я и стала учительницей младших классов. Мама работала вместе с отцом в шахте, тогда еще разрешалось женщинам там работать, все домашнее хозяйство, его ведение было в общих руках. Всей семьей косили сено для коров, разводили домашнюю птицу, работали на огороде. Мы не знали, что такое голод, нищета, никогда не просили спонсорскую помощь, учились зарабатывать деньги сами. У мамы была «Медаль материнства», которую мы сейчас храним как семейную реликвию. Наша мама была доброй, красивой женщиной, у нее был очень стойкий характер, мы никогда не видели ее слез и не слышали жалоб, людей она очень любила и могла отдать иногда последнее. У жителей поселка до сих пор на дачах растут мамочкины розы…. Мою маму помнят еще и потому, что в то далекое время она терялась в тайге, о ней писали в газетах. 12 суток она провела там, блуждая и отыскивая дорогу к своим детям, людям. Мама рассказывала, что когда она уже теряла сознание, то видела деревья, на которых сидели мы, ее дети …..Надя, Юра, Люда, Женя, Коля, Боря. Дорогу к людям ей указывал святой монах, Сергий Радонежский. Прошли годы. Я сама стала матерью троих, теперь уже взрослых детей, но своим детям, внукам, детям в школе обязательно рассказываю этот случай, с внучками учу святую молитву преподобного Сергия Радонежского, знакомлю со статьей из газеты «Молодой дальневосточник» за 2 ноября 1973 год.







Разработку своего урока я посвящаю горячо любимой маме,

Фроловой Валентине Григорьевне.

«И черная полоса может быть взлетной»

Народная мудрость. Планируемые образовательные результаты: Предметные: научатся: писать личные письма, соблюдая все правила эпистолярного жанра; правильно излагать публицистический стиль газетного материала, грамотно писать письма и СМС сообщения, формулировать свои впечатления, осмысливать проблемы, связанные с конкретными событиями в повседневной жизни; получат возможность научиться: находить информацию в журналах и газетах, работать с публицистическими журналами и газетами старых времен, искать информацию в библиотеках, в том числе и научной. Метапредметные: познавательные - оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят прочитанные события со своими поступками, с поступками людей из газет, поступками своих ближних. коммуникативные - умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; умеют работать в группе. регулятивные - умеют позитивно и грамотно передавать свои эмоциональные чувства (радость, сопереживание, участие, интерес) при помощи письма, СМС сообщений другим людям; проявляют интерес к истории, событиям прошлого, природе и людям родного края. Личностные. Бережно сохраняют российские истории, укрепляют духовное единство российского народа к памяти земли Русской преподобного Сергия Радонежского - масштабной личности, сыгравшей выдающуюся роль в судьбе России; развивают личные качества: трудолюбие, старание, толерантность, чувство собственного достоинства, желание учиться в школе; Формируют активную жизненную позицию, через жизненные уроки старшего поколения идут к нравственному смыслу своей жизни: сопереживания и сопричастности ко всему, что происходит рядом; уважают, почитают старших и пожилых людей, свой дом, семью. Оборудование: карта Хабаровского края, презентация «Мой поселок на карте Родины», газета «Молодой дальневосточник» от 2 ноября 1973 года, фотоальбом Приложение. Молитва Сергию Радонежскому.

Ход урока. 1. Организационный момент. Сегодня, друзья, необычный урок. На доске записаны пословицы. Как их понимать? Смелость - города берет. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один в поле не воин. 2. Актуализация знаний. - Каким способом сейчас общаются люди друг с другом? - Что такое компьютер? Планшет? Ноутбук? - Как можно общаться с родственниками, которые живут на западе, в Москве? - Что такое СМС сообщения? - Как общаются при помощи Скайпа? - В чем преимущества такого общения? 3. Целеполагание. Как общались люди друг с другом раньше? Подводящий диалог. На доске записан текст стихотворения. Закрыты слова (письмо, ящик). (Письмо) само никуда не пойдет, но в(ящик) его опусти Оно пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Нетрудно письму увидеть свет: ему не нужен билет. На медные деньги объедет мир, заклеенный пассажир. - Кого можно назвать пассажиром? - Требуется ли пассажиру билет? - Как понимать выражение « нетрудно увидеть свет»? - Почему пассажир заклеенный - О каком пассажире идет речь? - Какие слова можно написать и вставить в текст? - Из какого стихотворения С. Я. Маршака взят этот отрывок? «Почта» Учитель открывает слова, и ученики читают стихотворение выразительно - Как общались люди друг с другом раньше? - Устарели ли старые формы общения? Почему? - Какие по содержанию бывают письма? (Письма бывают разные: поздравительные, дружеские, деловые, информационные, благодарственные). - Нужно ли писать письма друг другу в 21 веке? - Как вы думаете, для чего люди до сих пор пишут друг другу письма, когда есть телефон, телеграф, компьютер? - Какую цель можно поставить на сегодняшний урок? - Дополните предложение своими мыслями. Сегодня на уроке мы будем вместе с вами должны научиться грамотно…… ( писать письма), последовательно излагать……( свои мысли, впечатления), использовать при письме……. средства выразительности. - Чтобы достичь этой цели, какие задачи должны решить? -Дополните мысли: - Исследовать….? Что…? ( Статьи из журналов, газет) - Понаблюдать за…….? ( изложением текста авторами, средствами выразительности) - Сделать……? ( Вывод) 4. Изучение нового материала. Существует еще один очень древний способ отправлять письма?……. Может кто - то догадается, зачем понадобится обыкновенная бутылка? Конечно! Класть письма в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям - океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Вот такую бутылку бросила в воду одна из жительниц нашего поселка Чегдомын, которая заблудилась в глухой тайге в 1973 году. 3. Памятка написания писем. Обсудим правила написания писем. Прежде чем писать, Вы должны подумать каким у вас будет текст письма: описание, рассуждение или повествование. - Какие правила существуют для написания делового, официального и личного письма. - Какие приветственные слова Вы знаете? (привет, до свидания, здравствуйте). Найдите ошибки. Жили у меня старый добрый пес Полкан и кошка жила. ( В письме не должны неоправданно повторяться слов) - Чем являются слова Миша, Саша? Здравствуй, Миша! Как у тебя дела, Саша? (Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься является обращением , всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком). - Как нужно писать новую мысль? (Каждую новую мысль нужно писать с нового абзаца и новой строки). - Как называется человек , которому вы пишите письмо? (Тот, кому Вы пишете письмо, кому его адресуете, называется - адресат.) Если Вы пишете письмо взрослому человеку, то слово Вы надо писать с ……..? (большой буквы). Этим вы подчеркиваете свое…….? (уважение к старшему). - В написании письма Вы должны использовать……? ( средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворение). - Когда Вы пишете письма, помните, что у всех людей увлечения разные, поэтому не используйте в письме слова, значения которых твой адресат может не знать. Исправьте ошибки из личного письма ученика. У меня сейчас хлопот полон рот. Я сломя уши бегу в школу. На уроке я считаю синиц и отвечаю невпопад. Когда я прихожу из школы. У меня ежовый аппетит. Ребята целый день бьют баклуши, гоняют лодыря и ловят мух. - В чем заключаются ошибки? - Сделайте вывод. ( Правильно использовать фразеологизмы). О чем нужно помнить при подписи конверта? (На любом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: индекс, название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также должно быть написано кому адресовано письмо). - Можно ли читать чужие письма?( Чужие письма без разрешения читать категорически запрещается). Ребята, отгадайте ребус. РО 1. Правильно, Родина. Это слово очень короткое, а какое дорогое каждому. А как еще можно назвать это слово, только в 1 слог? Русь. Это слово пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У этого слова много значений. Подберите родственные слова! Русь, русские, Россия, россияне. Почему слова являются словами - родственниками? Правильно! У них один корень. Эти слова можно представить одним большим дубом. Дуб могучий, большой, у него огромный корень, а это значит, его тяжело сломить, вырубить. - Кто такие русские? Что такое Россия? Кто такие россияне? Наша Большая Родина - это Россия, а сердце России - город Москва. Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Наше Отечество - наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы ее зовем потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все для нас родное. Зовут матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку. Как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов». - Кто знает, что такое малая Родина? Есть на карте нашей Родины незаметная точка. Точка - поселок городского поселения - Чегдомын. Это наша малая Родина. Чегдомын в переводе с якутского языка «черный камень», «сосновая вода». Мороз зимой 40 градусов, в крещенские морозы 50 градусов. Среди сопок, как в чаще, прилег Чегдомын Он в районе всех краше и нами любим Чегдомын был построен для наших людей: лесников и шахтеров, рабочих, врачей. Чегдомын, Чегдомын, - тихо шепчет река, БАМ ты строил, работа твоя не легка Чегдомын, Чегдомын, шелестят нам леса Ты и дом наш, и гордость, и наша краса. Окружает тебя зелень наших лесов. Здесь кустарников много и разных цветов Там адонис желтеет, саранка видна Тут былиночка сердцу близка и родна. Так писала уважаемая в поселке учительница русского языка Т. М. Кузнецова. Чегдомын - это наша малая Родина, наш общий дом. Дом - это семья, родные, это очаг. Дом - это то место, куда тянет каждого человека, где бы он ни находился, потому что в доме тепло и уютно, потому что в нем есть родные. (Чтение стихов « Родные места» и просмотр презентации слайдов «Мой поселок на карте нашей Родины»). 1. В родных местах ромашкой пахнет ветер И до травинки вся земля своя В родных местах и солнце ярче светит И серебристей голос у ручья. 2. Пусть мне твердят, что есть края иные Что в мире есть иная красота А я люблю свои места родные Свои родные, милые места. 3. В родных местах у неба цвет синее, В родных местах просторнее луга. Стволы берез - прямее и стройнее И разноцветней радуги дуга. 4. В родных местах на капельках росинок Горят зари веселой огоньки В родных местах все лучше и красивей От звезд ночных до утренней росы. А самая главная ценность нашей малой родины - это ее люди: шахтеры, строители, ваши папы и мамы, дедушки, бабушки и вы. Сурова и прекрасна природа нашего края. На севере Хабаровского края есть красивейший уголок, где горы покрыты таежными лесами и увенчаны снеговыми шапками, где бурлящие реки пробивают себе путь через каменные преграды. А животный и растительный мир настолько необычный, что с непривычки трудно поверить в их реальность. Первозданность дикой природы и ее неповторимость побудили создать здесь заповедник, получивший название Буреинского. Произошло это в 1987 году. Разнообразен животный мир заповедника: 40 видов млекопитающих, наиболее заметны копытные (лоси, северные олени, кабарга, изюбр, косули, северные бараны),130 видов птиц. Местная флора насчитывает 509 видов сосудистых растений, 29 из них редкие исчезающие виды, 293 вида мхов. Богата тайга грибами да ягодами. Местные жители знают много ягодных мест брусники, лимонника. Они часто занимаются заготовками ягод и грибов. Тайга хранит еще до сих пор много тайн, непроходимых болот и топей. 2 ноября 1973 года в газете «Молодой дальневосточник» вышла статья в которой говорилось о том, как простая русская женщина потерялась в глухой тайге и почти 12 суток боролась за свою жизнь. Она стала знаменитостью поселка, выжила в схватке с двенадцатидневным одиночеством в тайге. 5. Работа с новым текстом. Чтение статьи «Я шла к людям». 6. Беседа по содержанию: Способность чувствовать и говорить дана только человеку. Мир чувств - это очень яркий, интересный, загадочный мир. И он у каждого из нас свой - неповторимый, удивительный, индивидуальный. Мы всегда, в любой жизненной ситуации, испытываем разные чувства. А если сказать точнее, когда мы чувствуем, мы переживаем, сопереживаем. - Что вас поразило? - Почему женщина осталась жива? - Как ей удалось вынести такое испытание? - Что нужно было знать, чтоб выжить ? - Какие опасности поджидали героиню на каждом шагу? - Могла ли помочь ей бутылочная почта? - Верила ли Валентина Григорьевна в людей? - Какие качества характера помогли ей преодолеть трудности? - Как победила женщина свое одиночество в таежной глухомани? - Была ли героиня одинока в душе? - Чью молитву читала Валентина Григорьевна? - Была ли она верующим человеком? - Помогала ли ей молитва Сергия Радонежского? Как? - Что заставляло идти ее вперед, не отчаиваться? О ком она думала? На кого надеялась? - Можно ли назвать Валентину Григорьевну героиней? Почему? - Переживали ли близкие, родные за Валентину Григорьевну? - Какие чувства они испытывали? Кто им помогал? - Смогли бы вы одержать такую победу? - Чем поразила ли Вас статья? - Почему статья называется «Я шла к людям»? - Хочется ли вам написать о ней своему другу? - Ребята, а что нужно сделать, чтоб было легче описывать, рассуждать, повествовать? - Конечно, составить краткий план. - Удобно ли составить его по дням? 7. Составление плана. Встреча корреспондента газеты с Фроловой Валентиной Григорьевной. Первый трудовой день. «Я поняла что заблудилась». Звериные тропы. Встреча с медведем. Избушка на реке Илиме. «Костры - мои помощники в тайге». Молитвы Сергию Радонежскому. Вертолет - спасатель. «Скажите спасибо всем хорошим людям». При написании письма можно воспользоваться и памяткой, которая отражает структуру письма. (Памятка выдается детям, испытывающим трудности в обучении). Памятка. Зачин: место и дата написания, приветствие, обращение. Информационная часть: основная информация, которую нужно передать). Концовка: итоговые фразы (До свидания! Всего хорошего! С благодарностью к Вам, приветы знакомым и близким, просьбы.) 6. Закрепление. - Друзья, подходят ли пословицы, написанные на доске к теме нашего урока? Почему? - Подойдут ли такие пословицы: «Жизнь прожить - не поле перейти», « Жизнь дана на добрые дела», «В жизни можно все исправить - не исправишь только смерть». - Можно ли статью назвать текстом? Почему? - Как можно было еще озаглавить текст? - Какие чувства испытали вы, читая статью? - Можно ли сказать, что Сергий Радонежский помощник людям в трудную минуту? - Кто знает молитву Сергию Радонежскому. - Можно ли сказать, что женщина выжила благодаря молитве, вере в людей, любви к своим детям, дому? 5. Заключение. Ребята, почти в каждом письме могут стоять две буквы Р. С. Это означает, что автор письма хотел бы поделиться еще одной важной мыслью. Мне сегодня очень хочется сказать вам, что эта бесстрашная женщина была моей мамой. Для нас, шестерых детей, те далекие дни были тоже большим испытанием. Бабушка раздувала огни в печке и просила нас молиться «О преподобие и богоносне отче наш Сергее! Воззри на нас (имена) милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем коемуждо благопотребен и вся ны спосшествующими молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь. И мы, прижавшись друг к другу, молились и кричали. «Мамочка, иди домой!» Мы не плакали, мы верили! Преподобный Сергий Радонежский поможет нам! С тех лет я стала оцерковленным человеком. Знакомые, незнакомые люди приносили нам еду, поэтому мы были сыты! В чегдомынской деревянной школе №1 нас поддерживали учителя, товарищи, друзья! Мы в своем горе были не одиноки! Администрация поселка все 10 дней неустанно вела поиски нашей мамочки, было затрачено много средств на горючее вертолета! Весь поселок сопереживал нам, мы были не одни! Нам помогли люди! А теперь просмотрите фотоальбом тех лет. Обратите внимание, как жили люди в то время, на их быт. Внимательно вглядитесь в лица, глаза, ведь они зеркало души. Пройдут, ребята годы. И вы, оглянувшись назад, наверняка, спросите себя: «Что полезного я успел сделать? Какие жизненные уроки стали нравственным смыслом жизни…. Кто помог? » И я уверена, что большинство из вас сможет достойно найти ответ на этот вопрос и счастливо улыбнется. А что такое счастье? Я хочу ответить на этот вопрос любимым стихотворением моей мамы: Что такое счастье? Это очень просто: Это, когда люди зажигают звезды, Это, когда в мире от тебя теплее. Это знать, что все мы - внуки Прометея. Что такое счастье? С правдой быть в ладу, Малого и старого не давать в беду. Первым в каждом деле подавать пример, Брать при штурме цели точный глазомер. Что такое счастье? Строить день-деньской, Чтоб остаться долго в памяти людской. Мирно жить с соседом, презирать скандал, Накормить обедом, кто в пути устал. Что такое счастье? Молодым умом Постигать науки на пути земном. Верить в человечность, коль придет беда. Чуткость и сердечность проявлять всегда. Я думаю, что статья специального корреспондента газеты «Молодой дальневосточник» и мой рассказ, затронул тонкие струны души и вам захочется рассказать, написать о ней другим людям. Поделиться…







Приложение Житие Сергия Радонежского не было отмечено гонениями и пытками, как апостолов и святых, живших во время упадка Римской империи.Однако, жизнь этого Преподобного человека тоже было полно испытаний и чудес. Биография Сергия Радонежского (произносить «Сергей Радонежский» - неправильно) показательна тем, что с Божью помощью можно преодолеть практически любые трудности. С рождения Сергия звали иначе - Варфоломеем, а свое имя Сергий он уже получил во взрослом возрасте, когда принял постриг в монахи. Считается, что православные молитвы Радонежскому помогают практически в любой ситуации, но больше всего - во время учебы в школе, институте или университете, на любых курсах. Дело в том, что, несмотря на то, что Сергий от рождения начал соблюдать строгий пост (не кушал скоромную пищу по средам и пятницам, в посты), он сильно отставал в учебе - наука давалась малышу с большим трудом. Но однажды мальчик встретил удивительного старца, который чудесным образом вселил в будущего известного чудотворца силу знания. С тех пор Сергий начал без запинок читать книги и понимать их смысл. Именно поэтому, если Вы сами или Ваш ребенок испытывают затруднения с изучением каких-либо наук - регулярная, искренняя молитва Преподобному Сергию Радонежскому обязательно поможет. Но сила этого Святого может помогать не только в учебе, а вообще в жизни в любых сложных ситуациях. Ведь и сам монах, инок Сергий жил в трудные времена татаро-монгольского ига, именно благословил князя Дмитрия на победу в Куликовской битве 8 сентября 1380 года. В кратце житие Чудотворца можно описать так: после смерти его родителей и переезда из Ростова в Радонеж, Святой Сергий начал вести отшельнический, уединенный образ жизни. И если Вы думаете, что жить одному или даже с небольшим отрядом других монахов в дремучем лесу, строить своими руками кельи и выращивать хлеб насущный, бороться с искушениями и не обращать внимания на периодически возникающие склоки среди других собратьев по постригу легко, то Вы, мягко говоря, заблуждаетесь. И тем не менее, несмотря на многие соблазны, несмотря даже на предложение занять такой великий и ответственный пост, как Русскую митрополию, от которого Преподобный Сергий отказался, он сумел прожить свою жизнь достойно. Причем настолько достойно, что во время его жития ему являлась сама Богородица со Святым Петром и Иоанном Богословом. Если говорить о чудесах, которые творил Сергий Радонежский, то он воскресил единственного у отца сына, он исцелил многих, очень многих духовно и физически больных людей, после его молитв чудесным образом появлялась пища, а также он предчувствовал будущее и умел общаться с другими святыми людьми на расстоянии. Поэтому молитву Сергию можно читать во имя исцеления больных наряду с молитвой Святому Пантелеймону-Целителю.».

Преподобному Сергию Радонежскому «О преподобие и богоносне отче наш Сергее! Воззри на нас (имена) милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем коемуждо благопотребен и вся ны спосшествующими молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

Тропарь, глас 4 «Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобие отче наш».









© 2010-2022