Урок литературного чтения 3 класс М. Пришвин Моя Родина УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок № ________ Дата ______________________ Класс 3 Предмет: Литературное чтение, УМК «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) .
Цели урока:
1) Образовательные:
Ознакомить детей с творчеством М. М. Пришвина, прививать любовь к природе, к животным;
Формирование представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих понятиях;
2) Воспитательные:
Показать Землю как общий дом всех людей и всех животных существ, живущих рядом с человеком; вызывать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома;
3) Развивающие:
Создать условия для развития познавательного интереса к окружающему миру путём привлечения занимательного материала;
Развивать умение оценки и самооценки;
Создать условия для развития творческих способностей обучающихся;
Создать условия для развития логического мышления, воображения, восприятия, речи.
Развивать внимание, память, мышление, выразительность речи.
Учебные материалы:
• Учебник чтения 3 кл. Л. Ф, Климанова, В. Г. Горецкий, , компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветные карандаши, фломастеры, листы
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Сегодня урок чтения мы начнем с проверки домашнего задания, но не совсем обычным образом.
Ответив на вопросы по пройденному материалу, в центре вы увидите фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся сегодня на уроке. Итак, приступим (слайд 1) .
1) Как звали воробья из рассказа К. Паустовского «Растрепанный воробей»? (ПАШКА)
2) Из какого стихотворения эти строки С. А. Есенина:
«С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила » (ЧЕРЕМУХА)
3) На что были похожи глазки воробья из стихотворения С. Черного «Воробей»? (БИСЕР)
4) Как звали девочку, которая принесла растрепанного воробья домой из рассказа

К. Паустовского? (МАША)
5) О какой птице А. А. Блок написал: «На крыше покатой,
Так, с зимы и осталась лохматой»? (ВОРОНА)
6) Кто автор произведения «Слон»? (КУПРИН)
7) С помощью кого вылечилась маленькая девочка Надя из рассказа А. Куприна?
III. Сообщение темы, цели урока.
Назовите фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся сегодня на уроке. (Пришвин) (слайд 2) .


Вспомните, какие произведения этого автора мы читали с вами на уроках? («Журка», «Луговка», «Изобретатель», «Ребята и утята», «Филин», «Лимон», «Кот», «Ёж», «Золотой луч», «Разговор деревьев») .
рассказ о писателе М. М. Пришвине (Пришвин М. М. 1873-1954 гг.) .
(Михаил Михайлович Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. О своем детстве он рассказывает в романе Кащеева цепь. Жилось семье трудно, мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал из первого класса гимназии в золотую страну Азию - его вернули обратно. Но затем из гимназии все-таки исключили. За революционную работу он отсидел год в тюрьме. Потом вынужден был уехать за границу.
В Лейпциге (Германия) Пришвин окончил Университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к тридцати годам твердо решил стать писателем.
Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.
«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался. Перепелку самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами. Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные». СЛАЙД 3
Очень часто в произведениях Пришвина (он называл их очерками) читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору - принадлежали ему самому или его друзьям.
Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их нюхательному аппарату:
«Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи! ».
Особенно нравилась Михаилу Михайловичу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы, - в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, - стал давно музеем. А книги его с удовольствием читают и сегодня.) .
IV. Знакомство с новым материалом.
1) Чтение текста М. М. Пришвина «Моя Родина» (из воспоминаний) - читают хорошо читающие ученики.
2) Работа над текстом
О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Он вспоминает о том, как мама вставала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было кипяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным.) .


Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. (После чаю он уходил на охоту. Моя охота была и тогда и теперь в находках. Нужно было найти в природе такое, что я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.) .
Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, безродный). (Слайд 4) .
Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? (ответы детей) .
Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? (ответы детей) .
Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. А для вас Родиной является ваше село . (слайд 5) .
Казалось бы, очень красивое село. А почему его надо беречь и от кого его надо охранять? (Загрязнение атмосферного воздуха котельными, печками и автотранспортом, горят лесопосадки, бытовые отходы, формируются стихийные свалки, стройки захламлены, выкидывают мусор). (Слайд 6 - 15) .
V. Физкультминутка.
А сейчас мы с вами ненадолго отвлекёмся и немного отдохнем, сходим на прогулку в лес. (Слайд 16)
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно глубоко (ходьба с подниманием рук) .
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда,
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем. (Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх) .
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим (бег на носочках) .
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим. (Слайд 17)
И брусника так душиста,
Что не лень нам наклониться (наклоны вперед) .
Как много мы увидели
И речку и цветы,
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
VI. Первичное осмысление и закрепление материала.
Прочитайте обращение писателя к вам. Как он вас называет? («Мои молодые друзья!» дети читают два последних абзаца). Выразительное чтение «цепочкой».
(Кладовая - помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Кладовая лесная - место, где сосредоточены какие - нибудь природные ценности (места произрастания грибов, орехов, ягод). Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова) .
Почему автор призывает нас охранять природу? (ответы детей) .


Какая наука занимается отношениями растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде? (Экология)
Из каких частей состоит термин «экология» (эйкос-дом, логос-наука). Экология - сумма знаний, относящихся к природе. (Слайд 18)
Наш общий дом - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера, Марс, Юпитер и т. д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды. Земля это общий чудесный дом для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений.
Почему М. М. Пришвин называет нас с вами хозяевами нашей природы?
(Только мы, люди, можем сами сохранять и призывать других охранять нашу природу). (Слайд 19)
Прочитайте последний абзац рассказа.
(Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину) .
VII. Выполнение и защита информационных мини- проектов.
Мы с вами сейчас создадим манифест в защиту природы (памяти Пришвина) .
(Манифест - письменное обращение, воззвание, изложение каких - либо положений программного характера) .
Последний абзац рассказа я разбила на несколько частей.
Будем работать по группам:
1) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы (рисуют плакат в защиту водоемов) .
2) В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы (плакат в защиту животных) .
3) Рыбе - вода,
4) Птице - воздух,
5) Зверю - лес, степь, горы.
6) А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
Время на выполнение работы ограничено. Поэтому рекомендую:
А) Распределить функции координатора, оформителей и выступающих с защитой проекта.
Б) По обоюдному согласию можно переходить из одной группы в другую.
(Учащиеся выполняют задания) .
- Переходим к защите проектов. (Слайд 20)
Группы поочередно выступают с защитой своих мини - проектов.
-Все вы большие умницы!
Вы замечательно потрудились и раскрыли свои таланты и способности. Думаю, что все присутствующие согласятся со мной.
VIII. Домашнее задание.
-К сожалению, наш урок подошел к концу. Продолжая начатую работу, дома вы можете:
• Продумать свои предложения о том какой вклад мы с вами можем внести (или уже внесли) в дело охраны окружающей среды нашего района. Свои предложения вы занесете в свою рабочую тетрадь по чтению. А мы поделимся этими предложениями с другими учениками на следующем уроке.


IX. Подведение итогов.
Подводя итог нашего урока, я прошу каждого из вас продолжить фразу:
«Сегодня на уроке я узнал… »
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель выдает каждой группе жетоны с надписями (за внимательность, за правильный ответ) .
Большое спасибо за работу!

© 2010-2022