- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему Л. Н. Толстой Акула
Конспект урока по литературному чтению на тему Л. Н. Толстой Акула
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Щедрова А.К. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
по литературному чтению в 3 классе
Тема урока: рассказ Л.Н. Толстого «Акула»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Образовательная система (УМК): Школа России.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по осознанию смысла рассказа Л.Н. Толстого «Акула».
Планируемые результаты:
Личностные:
• пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке;
• применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой произведения.
Метапредметные:
Регулятивные:
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал. Фиксировать причины неудач в устной форме. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные:
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
• определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные:
• строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).
Предметные:
• проявлять интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Средства обучения: учебник Климановой Л.Ф. , Горецкого В.Г.,
Головановой М.В. «Литературное чтение» 3 кл., 1ч., слова из пословицы, карточки с заданием, круги 3-х цветов.
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование).
1. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. Общие основы психологии
2. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 576(747) с.
3. ФГОС НОО, М.; 2013
Этапы урока
(с указанием времени)
Дидактические задачи этапа
Содержание материала урока
Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся
Средства обучения
Анализ этапа
- Организационный момент
Здравствуйте, дети. Меня зовут Анастасия Константиновна. Сегодня я проведу урок литературного чтения.
- Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Эмоциональный настрой на работу
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга - верный друг детей,
С ней живётся веселей!
Словесный
___
- Подготовка к восприятию
____
- Словарная работа до чтения
Формирование умения объяснять значение слов , расширение активного словаря Ребята прочитайте слова, записанные у меня на доске, как вы понимаете их значение? Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара. Артиллерист - военнослужащий артиллерии - огнестрельного орудия (пушки, миномёты). Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. Ропот - недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. Сахара - крупнейшая пустыня на Земле, расположенная на континенте Африка. Словесный (беседа) Слова из толкового словаря
- Чтение первой части + обсуждение
Вербальный (учебник)
- Чтение второй части + обсуждение
Вербальный (учебник)
- Чтение третьей части + обсуждение
Вербальный (учебник)
- Итоговая беседа
___
- Собирание пословицы
рассыпанные слова из пословицы
- Самостоятельная работа в паре
Практический
____
Карточки с заданием, ручки
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Формирование навыков оценивания своей работы на уроке, способов достижения лучших результатов
У вас на столе лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Кто сегодня хорошо рассуждал, понял рассказ, ему понравилось произведение - поднимает зелёный кружок. Кто немного не понял смысл рассказа, мало рассуждал - жёлтый кружок, кто не понял смысл рассказа, не хотел рассуждать, не понравился рассказ - красный кружок.
Кто поднял красный и жёлтый кружок, давайте вместе подумаем, над чем вам нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы вы добились больших успехов? Словесный, практический Круги 3-х цветов
Приложение 1.
1 часть
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»- и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и, что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
2 часть
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
- Назад! назад! вернитесь! акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
3 часть
Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.
По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.
Приложение 2
Плавание наперегонки в открытом море
Пронзительный визг
Корабль у берегов Африки
Мальчики на корабле
Появление морского чудовища
Купание в парусе
Выстрел