Доклад Внеурочная деятельность в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность учителя начальных классов МБОУ «СОШ с.Б.Дмитриевка» Шашаевой Ю.К.




Девиз выступления: Школа после уроков. Это интересно!

Организация внеурочной деятельности в начальной школе.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования - ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники…

Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Праздники. (слайды)

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа». Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.

Цель воспитательной системы - создание условий для развития свободной, талантливой, нравственной и физически здоровой личности ребенка, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной деятельности.

Задачи:

Организовывать деятельность обучающихся в следующих сферах:

  • познавательной

  • игровой

  • спортивной

  • творческой

  • коммуникативной

  • досуговой

Основные направления воспитательной деятельности :

1. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.

3. Развитие досуговой деятельности - особой сферы жизни учащихся.

4. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.

5. Развитие классного самоуправления с целью формирования активной жизненной позиции обучающихся, их организаторских способностей, навыков самоанализа и самоконтроля.

6. Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций, формирование и укрепление школьных традиций.

Игра-путешествие «Солнечная республика»

Игра дает установку на формирование целостного взгляда ребенка младшего возраста на окружающий мир, ориентирована на усиление внутригрупповой (внутриклассной) сплоченности, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, максимальное раскрытие каждого ученика.

Главные идеи:

1. Научить детей любить, понимать, прощать, помогать другим людям.

2. Помочь детям понять, что они не просто школьники, у них еще свои заповеди и правила, которые они должны научиться выполнять каждый сам и вместе со своими товарищами, помогая друг другу в классе.

Цель игры: Помочь ребятам в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, накопление опыта самодеятельности и самоорганизации.

Задачи:

Воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, неприятия зависти, лживости и хвастовства.

Формирование потребности активно работать на благо всего «города» и для собственного развития.

Формы организации работы:

Классный коллектив - «Город», который имеет свое название:

1 класс - Цветочный, Земляничный, Радужный, Светлячок.

2 класс - Фруктовый, Изумрудный, Почемучек, Мастеров.

3 класс - Звездный, Робинзонов, Лесная сказка.

4 класс - Фантазеров, Музыкальный, Дружный, Сказочный.

Во главе классного коллектива стоит командир (староста). Командиры и их помощники входят в «Совет малышей», который вместе с классным руководителем координирует и подводит итоги участия классных коллективов во всех классных и общешкольных делах, мероприятиях.

В каждом «Городе» есть свои:

  • «пончики» - питание в столовой;

  • «знайки» - учебный сектор;

  • «пилюлькины и медуницы» - сантройки;

  • «торопыжки» - спортивный сектор;

  • «винтики и шпунтики» - трудовой;

  • «гусли» - культмассовой сектор;

  • «тюбики» - художественно-оформительский;

  • «кнопочки» - книголюбы;

  • «цветики» - цветоводы.

Жители «Солнечного города» работают по 4-м направлениям:

  • I четверть - Я и Мир знаний;

  • II четверть - Я и Человек

  • III четверть - Я и Отечество

  • IV четверть - Я и Природа

Для игры в каждом классе-городе оформляется красочный уголок, ведется дневник путешествия.

Девиз «Солнечной республики»: «Дружною семьею мы в городе живем. Отдыхаем, трудимся, песенки поем».

Игра-путешествие «Солнечная республика» заканчивается на выходе в среднюю школу. Дела классного коллектива - «города» соответствуют плану воспитательной работы класса.

В каждом классе-городе периодически проходит чередование творческих поручений (Ч.Т.П.)

«Пилюлькины и медуницы» - заботятся о внешнем виде товарищей, о сменной обуви, заботятся о выполнении санитарно-гигиенического режима.

«Кнопочки» - заботятся о сохранности учебников, поддерживают связь с библиотекой, знакомят товарищей с интересными книгами, устраивают книжные выставки, собирают библиотеку для класса, ведут «книжную больничку».

«Знайки» - проводят викторины, помогают учителю готовить классные часы, устные журналы, конкурсы. Помогают отстающим, ведут рубрику в классном уголке «Это интересно», или «Клуб любознательных».

«Торопыжки» - подготавливают серии упражнений и проводят физкультминутки, заботятся о том, чтобы ребята делали утреннюю зарядку, помогают учителю проводить спортивные игры, праздники.

«Винтики и Шпунтики» - дежурят по классу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах, ремонтируют мебель, помогают организовать учителю трудовые субботники.

«Гусли» - находят, придумывают и проводят познавательные и подвижные игры, вместе с учителем придумывают интересные, увлекательные классные мероприятия, в том числе с участием родителей, обучающихся старших классов.

«Тюбики» - совместно с «Гуслями» готовят творческие поздравления с днем рождения, рисуют открытки, пишут стихи, проводят конкурсы рисунков на разные темы, занимаются украшением класса к праздникам.

«Цветики» - заботятся о цветах, растениях в классе, ведут календарь погоды, участвуют сами и привлекают товарищей в операциях по защите природы.

«Пончики» - дежурят по столовой во время питания класса, помогают учителю вести учет питающихся, заказывают обеды в столовой.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.



© 2010-2022