Классный час Чудо земли - хлеб

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый классный час «Чудо земли - хлеб»

Проведению этого классного часа предшествовала большая подготовительная работа: просмотр видеосюжетов о работе хлеборобо;, выращивании и уборке хлеба; конкурс рисунков на тему «Хлеб - всему голова»; состоялась беседа по тематической репродукций картин А.А. Пластова «Ужин трактористов», Т.Н. Яблонский»Хлеб», Е.Гордиец «Хлеб пекут», М.В. Данциг «Золото земли». Сами дети участвовали в сборе пословиц, поговорок, народных примет по теме.

Оформление зала: выставка репродукций картин художников, а также детских рисунков, плакаты на доске «Чудо земли - хлеб», «Хлеб - Его Величество! Ему низко до земли кланяются в самые знойные дни лета».

Ход праздника

Начинается праздник с просмотра слайдов о выращивании хлеба, о работе сельских тружеников, хлебных изделиях. Звучит песня «Русское поле».

Учитель. Наш классный час мне хочется начать стихотворением Александра Балина:

Вот хлеб - высок ,румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много - всяческих преград -

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит

И если ты не глух, ни слеп, цени народный, трудный хлеб.

Учитель. И первая страница нашего устного журнала - осенняя.

1ребенок. Земля остыла, улетели птицы,

Закончился осенний листопад.

Колючим холодом и первым снегом

Ноябрь уж укрывает голый сад.

Пруды замерзли, и слегка

Ледком подернулась река.

Дети исполняют песню «Осень пришла»

Учитель. Декломация - перекличка «Хвала тебе, хлеб!»

1реб. Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

2реб. Золотой простор бескрайний -

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».(хором)

3реб. Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб»(хором)

4реб. Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим «Хлеб»(хором)

5реб. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Дети исполняют песню «О хлебе»

1реб. Хлебное поле большое, как море -

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

2реб. Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

3реб.Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда -

Это живая награда за труд.

4реб.Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный

Как первоклашка в школе.

5реб.Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит как художник

6реб.Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

7реб.Зерна наших дней святитесь

Позолотою резной

Говорим мы «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

8реб.Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Учитель. А как хлеб к нам пришел?

1реб. Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека.

Учитель. Издавна кормит людей матушка - земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома - глядь на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва - ячменя, потом пшеницы и ржи. В одном из музеев словно бесценное сокровище храниться ломтик хлеба, которому 6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда - то очень давно он попал в густой ил., со временем - окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!

1реб. Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода мать - земля

На целый год.

2реб. В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришел.

3реб.Внем здоровье наша, сила,

В нем -чудесное тепло.

4реб. Много рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Учитель. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням , всем капризам погоды открыто зеленое поле. Святое дело вырастить хлеб. Разве можно нпйти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба.

Хором: Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

1реб. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

2реб. То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

3реб. С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

-Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб - соль из рук

Учитель. Следующая страница нашего журнала «Хлеб и война»

1реб. В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба 125 грамм.

Учитель. Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб». Это слово - жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В музее истории Ленинграда храниться кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города .А людям нужно было выжить назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе.

Рассказ сопровождается слайдами.

Сказочная страница.

Сказка - ложь, да в ней намек.

1реб. Корочка хлеба, хлебная крошка,

Что это - много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью.

Когда он лежит в придорожной пыли.

Дети хором: «Бросил хлеб - обидел свет»

Учитель. А вот и сказка. (инсценировка)

Учитель. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала:

1реб.(мать) Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке.

Учитель. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко Инге стало своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зеленом подземелье у ядовитой старухи - Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной. Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать.

2реб.(Инге) Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.

Как - то раз эту историю услышала маленькая девочка.

3реб.(мал. девочка) Бедная, бедная Инге! - заплакала она. - Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенье и ей позволили вернуться на землю.

Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаянья.

В этот же миг луч света проник в зловонное подземелье и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом к маме. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

Песенная страница.

Есть хлеб - будет и песня.

Учитель. После работы в поле девушки водили хороводы, пели песни и частушки.

Хоровод «На горе - то калина»( поют и танцуют)

Частушки.

Мальчики. Эй, девчушки - хохотушки.

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

1дев. Мы в поселке живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споем.

2дев. Прянички печатные,

До того нарядные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

3дев. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем ,что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4дев. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5мальчик. Дождик, дождик поливай-

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

Хором. Взором радостным объемлем

Даль бескрайнюю полей

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

Инсценировка «Хлеб» ( по Г.Виеру)

Мальчик.-Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе «спасибо»!

Хлеб ---Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.

Мальчик.--- Кланяюсь тебе я, пашня

За горячий хлеб домашний!

Пашня----Лучше б ты не поленился-

Солнцу в небе поклонился.

Мальчик.---Солнце, солнце, в небе синем

За горячий хлеб спасибо.

Солнце .----Ты б сынок не поленился,

Дождику бы поклонился!

Мальчик.---Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе!

Дождик.-Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!

Мальчик.-Вам спасибо папа с мамой,

Хлеб даете вкусный самый!

М+П.----И тебе спасибо тоже.

Ты у нас такой хороший.

Страничка фольклорная.

Учитель. А сколько пословиц придумал народ о хлебе.

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Хлеб всему….

Плох обед, коли…..

Хлеб на стол, так и стол…..

Пирог к миру и дружбе…..

Слово пирог образовалось от слова пир. Победила страна в бою против врага заклятого, царь -батюшка пир горой закатывал: кончились беды, ждет сытость и мир- покой, вот и пирог для всех. Это символ общности и дружбы.

Загадки о хлебе.


  1. И клокова-то, и ноздрева-то,

И мягко и ломко, а всех милей.

2. Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет.

3.Не море, а волнуется.

4.На соломине дом, сто ребяток в нем.

5.Вырос в поле колоском, на столе лежу куском.

6.Ходит дом ходуном на столбе золотом, окна позолочены, ставни заколочены.

Учитель. А кто для нас хлеб создает?

1реб. Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна:»За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора»

2реб. «Дадим!» - отвечают в цехах металлисты-

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Нам только руду подавайте сюда!»

3реб.Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог.

Для хлеба идет на гора уголек.

4реб.Для хлеба плотины на реках встают,

И краны и вышки до самого неба.

Хором. Для хлеба! Для хлеба!

Для хлеба! Для хлеба!

,Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите

То помните, кто для вас хлеб создает:

Дети. Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. Народ.

Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был честным. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

Мама, хлеб, Родина - это одни из самых святых слов для человека.

Вот и заканчивается наш праздник. Пожелаем всем любви и добра.

Дети исполняют песню «Закончился праздник»

А сейчас угостим всех вкусным пирогом, который испекла для вас бабушка Полины.

Используемая литература:

Журналы «Начальная школа», «Дошкольное воспитание»


© 2010-2022