- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок изобразительного искусства по темеГорода в пустыне
Урок изобразительного искусства по темеГорода в пустыне
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кравченко Ю.И. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утвержден Утвержден
Методистом учителем
Коневой А. В.__________ Колесниковой Л. П._______
Конспект урока по изобразительному искусству
На тему: «Города в пустыне»
Выполнила:
Студентка Ш-41 группы
Кравченко Юлия
2016 г. Тема: Города в пустыне Класс: 4 «А» Цель: дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии. Образовательные:
- Познакомить с декором старинных мечетей, минаретов.
- Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей.
- Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
- Продолжить работы над развитием образного, эмоционального восприятия.
- Продолжить развитие творческих способностей, композиционного мышления.
- Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.
- Воспитывать интерес к культуре народов Азии.
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
-
Орг. момент
Здравствуйте!
Садитесь
Проверьте готовность к уроку
Здравствуйте
Садятся
-
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы познакомимся образом художественной культуры Средней Азии. С этой целью отправимся в пустыню. Слайд 1
Солнечный, жарки поток
Льется в пустыне на желтый песок.
В воздухе желтом и плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
Вот так выглядит природа Средней Азии.
Какой вы увидели пустыню?
Действительно, пустыня это сугробы золотого песка. В ней все непривычно и непонятно. Озера без воды. Реки никуда не впадают. Дожди высыхают, не долетев до земли. Хорошей погодой тут называют сырую и пасмурную. Это страна солнечного огня.
Представьте, что мы с вами путешествуем по Средней Азии много лет назад.
Слайд 2. Какие страны относятся к Средней Азии?
Отправляемся в путешествие. Жарко. Нет воды. Среди раскаленных песков с трудом передвигается караван. И вот маленькое селение манит усталого путника. Слайд 3 Это Ашхабад - город любви. Дома его очень скромны. Они каменные, одноэтажные, с плоскими крышами. Но возле каждого дома сад с фонтаном. В 10 вечера город засыпает, и нарушают тишину только протяжные призывы служителей мечети
Следующая остановка в Самарканде. На площади Регистан. Слайд 4 Почти 600 лет назад Самарканд был столицей могущественной империи, которой правил Тимур. Он мечтал превратить Самарканд в прекраснейший город мира. Поэтому постройки воздвигали не только местные мастера, но и строители из других стран.
Сейчас на площади Регистан стоят 3 дворца - 3 медресе, в которых жили и учились муллы. Там размещалась библиотека, мечеть и кельи для учащихся.
Город строят из глины, улочки узкие. Такой город быстро растет, потому что есть вода. Сюда сходятся пути многих караванов. Развивается торговля. Здесь можно купить серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, кожаные пояса, шкатулки, ковры и ткани. У всех предметов простые формы, но поверхность покрывают сложные орнаменты. Листья, цветы и лепестки, ромбы, звезды, надписи. Узоры переплетаются и образуют запутанные узлы. Такие узоры сплошь покрывают все купала минаретов и поверхности стен, выходящих на площадь. Стены толстые, потому что из глины. Но тяжесть их совсем не видна, они облицованы изразцами, мозаикой и резьбой.
Мы все еще на площади Регистан. Осмотримся вокруг. Перед нами три медресе.
Что такое медресе?
Что же такое мечеть?
Создатели вложили в архитектуру зданий свое понимание красоты мира вглядитесь, какие строгие геометрические формы. Центральная часть напоминает какую-то букву?
Это вход с огромной стрельчатой аркой. Внутри прямоугольный двор.
Перед вами медресе Шир-Дор. Слайд 5 Над аркой центрального портала изображение львов, которые бросаются на белых антилоп. Это изображение выполнено в технике мозаики. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни- минареты, с которых служители храмов созывают верующих. Ствол минарета заканчивается расширяющимся карнизом, все поверхность минарета украшена орнаментом. В декоре преобладают белые, голубые, желтые и синие цвета. Они созвучны цвету песков и синеве неба.
Слайд 6 Самое древнее медресе на площади это медресе Улукбека - внука Тимура, который был мудрым правителем и большим ученым. Особенно он увлекался астрономией, возможно поэтому фасад украшен россыпью звезд.
Слайд 7 Третье медресе Тиля Кари сияет золотом, поражает богатством и роскошью декора. Все три медресе образуют прекрасны архитектурный ансамбль.
Слайд 8 Стремясь утвердить свое могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи. Тяжелая шапка купола, поставленная близко к земле на массивное основание, подавляла бы, если б не была украшена нарядными голубыми изразцами. Перед вами еще один памятник Самарканда - мавзолей Гур-Эмир. Мавзолей - это гробница, усыпальница. В которой и был похоронен Тимур. В этой постройке мы видим те же архитектурные формы, что и на площади Регистан.
Слайд 9. Около мечети возносятся башни - минареты. С них служители храма призывают к молитве.
Слайд 10 Мозаика - одно из самых древних искусств - это картины составленные из маленьких цветных квадратиков особого стекла. В Средней Азии старинные мечети и дворцы украшались мозаикой из кирпичей, покрытых глазурью белого, синего, желтого и голубого цвета.
Медресе, минареты, мавзолеи, мечети - живая память о мастерах, о народном таланте, духовном богатстве народа Средней Азии.
А какую религию они проповедовали?
А где еще его проповедуют? Слайд 11
Пустыня - это песок, голубое небо и жара
Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан
Читают с экрана. Медресе - религиозный университет с мечетью, библиотекой и комнатами для занятий учеников
мусульманский храм, где они совершают молитву
буква П
ислам
-
Практическая работа
Сделать карандашный набросок мечети или мавзолея. Можно опираться на фотографии или рисовать по памяти.
Далее предлагается раскрасить набросок гуашью.
-
Итог урока
Просмотр работ. Анализ ошибок. Оформление выставки «Города в пустыне»