- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности «Юные знатоки»
Программа внеурочной деятельности «Юные знатоки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чикурова Н.В. |
Дата | 04.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Куединская средняя общеобразовательная школа №1 - Базовая школа»
Программа внеурочной деятельности
«Юные знатоки»
Направление: общеинтеллектуальное
Автор-составитель:
Чикурова Н.В..,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
п. Куеда, 2013
Структура программы
-
Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 - 4 стр.
-
Тематический план …………………………………………………………5 стр.
-
Содержание деятельности … ………………………………………………6 - 7 стр.
-
Планируемые результаты освоения программы…………………………...8 стр.
-
Список литературы ……………………………………….............................8 стр.
Пояснительная записка
Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявлять особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.
Одной из наиболее эффективных форм урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные игры.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных ими знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо учить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта. Интеллектуальные игры представляют для этого прекрасную возможность и способствуют развитию творческой активности учащихся, активизируют мыслительную деятельность, формируют интеллектуальные умения, развивают все виды памяти, внимания, воображение, речь. Расширяют словарный запас. Интеллектуальные игры позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе.
Для развития интеллектуальных умений, как и любых других умений, необходимо выполнять следующие условия:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию интеллектуальных умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования логического и творческого мышления. Поэтому при реализации данной программы происходит интеграция с предметами обучения.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их интеллектуальной деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способов саморазвития и самосовершенствования. Важную роль в мотивации ребенка играет элемент соревновательности.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремления к знаниям. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику дать возможность осуществить свои силы, поверить в себя.
Учет возрастных особенностей. Развитие интеллектуальных способностей должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, должно быть интересным и полезным.
Соблюдая эти условия, разработана программа, направленная на развитие интеллектуальных способностей младших школьников через игру.
Цель программы: создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.
Задачи:
-
Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся.
-
Повышать уровень внимания, памяти детей.
-
Развивать жизненно-важные компетентности (коммуникативную, информационную, самообразовательную).
Занятия, предусмотренные данной программой, проходят во внеурочной форме на объединении дополнительного образования «Юные знатоки». Объём курса 68 ч из расчета 2 ч в неделю (1ч. - 3 класс, 1ч. - 4 класс) Программа кружка предполагает обучение учащихся с 3 по 4 класс. Программа каждого последующего класса опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности. Видом деятельности детей является групповая работа в команде. Игры проходят в виде соревнований между командами классов в параллели. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является учет всех соревнований за год. Лучшие команды принимают участие в районных и зональных интеллектуальных играх.
Тематический план
3 класс
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
1
Знакомство с типами вопросов
4
1
3
2
Знакомство с видами игр
5
1
4
3
Игры на разные темы
5
1
4
4
Игры по литературным произведениям
5
1
4
5
Игры на разные темы
5
1
4
6
Игры разных видов
5
1
4
7
Составление игр и проигрывание
5
1
4
34
Тематический план
4 класс
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
1
Игры «Что, Где, Когда»
5
1
4
2
Игры разных видов
10
1
9
3
Игры по литературным произведениям с подготовкой
5
1
4
4
Игры на разные темы
7
1
6
5
Составление игр и проведение
7
1
6
34
Содержание программы
3 класс
№
темы
Название занятия
Количество
часов
Срок
проведения
1.
Типы вопросов в игре «Что, Где, Когда».
2 (1ч -теория)
сентябрь
Типы вопросов (ребусы, анаграммы, кроссворды и др.)
1
сентябрь
Типы вопросов: блиц-вопросы, «черный ящик», перевертыши и др.
1
сентябрь
2.
Правила всех игр. Игра «Что, Где, Когда», правила игры.
1 (теория)
октябрь
Игра «Пентагон», правила игры
1
октябрь
Игра «Алфавит», правила игры
1
октябрь
Игра «Битва эрудитов», правила игры
1
октябрь
Игра «звездный час», правила игры.
1
ноябрь
3.
Путешествие в мир сказок.
1 (теория)
ноябрь
Мудрости фольклора
1
ноябрь
Логические игры и задачи.
1
декабрь
Игра «Детективная история»
1
декабрь
Игра «Все о животных»
1
декабрь
4.
Викторина «В мире сказок»
1 (теория)
декабрь
Викторина «Приключения Буратино»
1
январь
Викторина «Незнайка»
1
январь
Викторина «Сказочные человечки»
1
февраль
Викторина «Стихи о временах года»
1
февраль
5.
Игра «Семь чудес света»
1 (теория)
февраль
Игра «Книга рекордов Гиннеса»
1
февраль
Игра «Наша планета»
1
март
Игра «Наша вселенная»
1
март
Игра «Наши меньшие друзья»
1
март
6.
Игра «Угадай мелодию»
1
март
Игра «Пеле чудес»
1 (теория)
апрель
Игра «Кто хочет стать миллионером»
1
апрель
Игра «Что, Где, Когда»
1
апрель
Игра «Своя игра»
1
апрель
7.
Составление игр детьми и проведение.
5 (1ч.- теория)
май
4 класс
№
темы
Название
Количество
часов
Срок
проведения
1.
Игры «Что, Где, Когда». Правила игры.
5
(1ч - теория)
сентябрь
2.
Игра «Пентагон». Правила игр.
1 (теория)
октябрь
Игра «Своя игра»
1
октябрь
Игра «Умники и умницы»
1
октябрь
Игра «Алфавит»
1
ноябрь
Игра «Битва эрудитов»
1
ноябрь
Игра «Звездный час»
1
ноябрь
Игра «Брейн-ринг»
1
декабрь
Игра «Поле чудес»
1
декабрь
Игра «Кто хочет стать миллионером»
1
декабрь
Игра «Счастливый случай»
1
декабрь
3.
Повторение произведений.
Викторина «Великий сказочник Андерсен».
1 (теория)
январь
Викторина «Знаем ли мы сказки Пушкина»
1
январь
Викторина «В гостях у зарубежных писателей»
1
январь
Викторина «Писатели о природе»
1
февраль
Викторина «Маленький принц»
1
февраль
4.
Просмотр телепередач.
1 (теория)
февраль
Игра «Занимательная экономика»
1
февраль
Игра «Олимпийские игры» (2 части)
2
март
Игра «В мире музыки», Игра «Страны Европы»
2
март
Игра «Все на свете интересно»
1
апрель
5.
Составление игр детьми и проведение.
7
апрель
май
Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты
Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Воспитание интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его интеллектуальных способностей в процессе саморазвития.
-первоначальные знания, умения и навыки, необходимые в интеллектуальном поиске;
- первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в коллективных исследованиях, проектах (умения выражать себя в различных доступных для ребёнка видах творческой деятельности)
- мотивация к самореализации в самостоятельном интеллектуальном поиске;
- личный опыт участия в интеллектуальных
проектах
школьников
в окружающем школу социуме.
Список литературы
- Авторский сборник дидактических и лекционных материалов.
- Маркова А.К., Матист Т.А., Орлова А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение. 1990.
- Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по чтению, математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО,-2008.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М., 2007.
- Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.
- "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.
- Интернет-ресурсы.
8