Программа внеурочной деятельности «Юные знатоки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Куединская средняя общеобразовательная школа №1 - Базовая школа»




Программа внеурочной деятельности

«Юные знатоки»


Направление: общеинтеллектуальное







Автор-составитель:

Чикурова Н.В..,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории








п. Куеда, 2013

Структура программы


  1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 - 4 стр.

  2. Тематический план …………………………………………………………5 стр.

  3. Содержание деятельности … ………………………………………………6 - 7 стр.

  4. Планируемые результаты освоения программы…………………………...8 стр.

  5. Список литературы ……………………………………….............................8 стр.





Пояснительная записка


Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявлять особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.

Одной из наиболее эффективных форм урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные игры.

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных ими знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо учить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта. Интеллектуальные игры представляют для этого прекрасную возможность и способствуют развитию творческой активности учащихся, активизируют мыслительную деятельность, формируют интеллектуальные умения, развивают все виды памяти, внимания, воображение, речь. Расширяют словарный запас. Интеллектуальные игры позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе.

Для развития интеллектуальных умений, как и любых других умений, необходимо выполнять следующие условия:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию интеллектуальных умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования логического и творческого мышления. Поэтому при реализации данной программы происходит интеграция с предметами обучения.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их интеллектуальной деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способов саморазвития и самосовершенствования. Важную роль в мотивации ребенка играет элемент соревновательности.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремления к знаниям. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику дать возможность осуществить свои силы, поверить в себя.

Учет возрастных особенностей. Развитие интеллектуальных способностей должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, должно быть интересным и полезным.

Соблюдая эти условия, разработана программа, направленная на развитие интеллектуальных способностей младших школьников через игру.

Цель программы: создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся.

  2. Повышать уровень внимания, памяти детей.

  3. Развивать жизненно-важные компетентности (коммуникативную, информационную, самообразовательную).


Занятия, предусмотренные данной программой, проходят во внеурочной форме на объединении дополнительного образования «Юные знатоки». Объём курса 68 ч из расчета 2 ч в неделю (1ч. - 3 класс, 1ч. - 4 класс) Программа кружка предполагает обучение учащихся с 3 по 4 класс. Программа каждого последующего класса опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности. Видом деятельности детей является групповая работа в команде. Игры проходят в виде соревнований между командами классов в параллели. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является учет всех соревнований за год. Лучшие команды принимают участие в районных и зональных интеллектуальных играх.





Тематический план

3 класс


Наименование разделов и тем

Количество часов



всего

теория

практика

1

Знакомство с типами вопросов

4

1

3

2

Знакомство с видами игр

5

1

4

3

Игры на разные темы

5

1

4

4

Игры по литературным произведениям

5

1

4

5

Игры на разные темы

5

1

4

6

Игры разных видов

5

1

4

7

Составление игр и проигрывание

5

1

4



34




Тематический план

4 класс


Наименование разделов и тем

Количество часов



всего

теория

практика

1

Игры «Что, Где, Когда»

5

1

4

2

Игры разных видов

10

1

9

3

Игры по литературным произведениям с подготовкой

5

1

4

4

Игры на разные темы

7

1

6

5

Составление игр и проведение

7

1

6



34









Содержание программы

3 класс


темы

Название занятия

Количество

часов

Срок

проведения

1.

Типы вопросов в игре «Что, Где, Когда».

2 (1ч -теория)

сентябрь


Типы вопросов (ребусы, анаграммы, кроссворды и др.)

1

сентябрь


Типы вопросов: блиц-вопросы, «черный ящик», перевертыши и др.

1

сентябрь

2.

Правила всех игр. Игра «Что, Где, Когда», правила игры.

1 (теория)

октябрь


Игра «Пентагон», правила игры

1

октябрь


Игра «Алфавит», правила игры

1

октябрь


Игра «Битва эрудитов», правила игры

1

октябрь


Игра «звездный час», правила игры.

1

ноябрь

3.

Путешествие в мир сказок.

1 (теория)

ноябрь


Мудрости фольклора

1

ноябрь


Логические игры и задачи.

1

декабрь


Игра «Детективная история»

1

декабрь


Игра «Все о животных»

1

декабрь

4.

Викторина «В мире сказок»

1 (теория)

декабрь


Викторина «Приключения Буратино»

1

январь


Викторина «Незнайка»

1

январь


Викторина «Сказочные человечки»

1

февраль


Викторина «Стихи о временах года»

1

февраль

5.

Игра «Семь чудес света»

1 (теория)

февраль


Игра «Книга рекордов Гиннеса»

1

февраль


Игра «Наша планета»

1

март


Игра «Наша вселенная»

1

март


Игра «Наши меньшие друзья»

1

март

6.

Игра «Угадай мелодию»

1

март


Игра «Пеле чудес»

1 (теория)

апрель


Игра «Кто хочет стать миллионером»

1

апрель


Игра «Что, Где, Когда»

1

апрель


Игра «Своя игра»

1

апрель

7.

Составление игр детьми и проведение.

5 (1ч.- теория)

май







4 класс


темы

Название

Количество

часов

Срок

проведения

1.

Игры «Что, Где, Когда». Правила игры.

5

(1ч - теория)

сентябрь

2.

Игра «Пентагон». Правила игр.

1 (теория)

октябрь


Игра «Своя игра»

1

октябрь


Игра «Умники и умницы»

1

октябрь


Игра «Алфавит»

1

ноябрь


Игра «Битва эрудитов»

1

ноябрь


Игра «Звездный час»

1

ноябрь


Игра «Брейн-ринг»

1

декабрь


Игра «Поле чудес»

1

декабрь


Игра «Кто хочет стать миллионером»

1

декабрь


Игра «Счастливый случай»

1

декабрь

3.

Повторение произведений.

Викторина «Великий сказочник Андерсен».

1 (теория)

январь


Викторина «Знаем ли мы сказки Пушкина»

1

январь


Викторина «В гостях у зарубежных писателей»

1

январь


Викторина «Писатели о природе»

1

февраль


Викторина «Маленький принц»

1

февраль

4.

Просмотр телепередач.

1 (теория)

февраль


Игра «Занимательная экономика»

1

февраль


Игра «Олимпийские игры» (2 части)

2

март


Игра «В мире музыки», Игра «Страны Европы»

2

март


Игра «Все на свете интересно»

1

апрель

5.

Составление игр детьми и проведение.

7

апрель

май









Планируемые результаты освоения программы




Воспитательные результаты

Приобретение школьником социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Воспитание интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его интеллектуальных способностей в процессе саморазвития.

-первоначальные знания, умения и навыки, необходимые в интеллектуальном поиске;

- первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- первоначальный опыт участия в коллективных исследованиях, проектах (умения выражать себя в различных доступных для ребёнка видах творческой деятельности)

- мотивация к самореализации в самостоятельном интеллектуальном поиске;

- личный опыт участия в интеллектуальных

проектах

школьников

в окружающем школу социуме.






Список литературы

  1. Авторский сборник дидактических и лекционных материалов.
  2. Маркова А.К., Матист Т.А., Орлова А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение. 1990.
  3. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по чтению, математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО,-2008.
  4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М., 2007.
  5. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.
  6. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.
  7. Интернет-ресурсы.


8

© 2010-2022