• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению на тему Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок

Конспект урока по литературному чтению на тему Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Цель: рассмотреть понятие «быль»; учить выполнять структурно-содержательное деление текста; совершенствовать умения определять кульминацию, ориентироваться в тексте, осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения. Задачи: - организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания и его применению; - вызвать интерес к занятию, придать ему проблемный характер, что отвечает личностным интересам и потребностям обучающихся; - способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения; - совершенствовать навык чтения; - развивать речь; - создать ситуации успеха для каждого ребенка; - вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания; - содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему; - развивать у обучающихся потребность в творческой деятельности, самовыражении; - содействовать развитию умения общаться. Личностные результаты обучения: - формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания; - формирование интереса к чтению, потребности в чтении; - формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей. Метапредметные результаты обучения: Регулятивные УУД: - формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; - формировать умение оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: - формирование критического мышления; - формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - овладение диалогической и монологической речью; - формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению. Применяемые технологии: - технология продуктивного чтения; - технология развития критического мышления через чтение; - технология деятельностного подхода; -инфографика. Оборудование: учебник; портрет писателя, произведения Л.Н.Толстого. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя. Его жизнь можно связать с такими словами. ( слайд 1)

-Это Лев Николаевич Толстой. (доклады детей по биографии Толстого)

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ Тулы, в дворянской семье. Был родственником А.С.Пушкина, их прабабушки были сёстрами. Это дом, в котором он родился. Мать Толстого - княжна Мария Николаевна Волконская. Мама умерла очень рано, когда маленькому Льву было полтора года. Это единственное изображение , которое осталось. Отец Толстого - граф Николай Ильич Толстой. Лев всегда с любовью вспоминал о своих родителях. С 1841 года дети Толстые (их было 4 сына и дочка) жили в Казани у тётушки. Там Лев Толстой поступил в Казанский университет. Он отличался от всех пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ на военную службу. После службы он возвращается на родину в Ясную Поляну и открывает школу для крестьянских детей, где сам обучает их грамоте. Создаёт первую «Азбуку», пишет сказки, басни, рассказы. Супруга Толстого - Софья Андреевна Берс. Толстой в окружении семьи. 20 ноября 1910 года Толстой умирает. Похоронен в Ясной Поляне. Ясная Поляна - уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, живописные парки, сады и леса. Здесь по - прежнему живут традиции семьи Толстых.

Выставка книг Толстого.

- А какие произведения Толстого читали вы, ребята? (ответы детей)

- Один из рассказов авторы учебника поместили в нашем литературном чтении. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами. ( слайд 11,12)

Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15 - 25 метров, т.е.высота 3 - 5 этажного дома. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко добывала себе обезьянку, которая потешала их в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным - давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.

( слайд с темой урока)

-Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

( Быль - то, что было; рассказ о действительном происшествии)

Словарная работа.( слайды 15,16)

- Объясните мне лексическое значение слова «прыжок». (слайд 14)

- Наша задача сегодня на уроке разобраться - «прыжок» в рассказе это просто действие или Толстой вложил какой - то другой смысл в это слово.



  1. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

1.Первичное чтение текста. (Прослушивание записи мр3)

-Внимательно слушайте текст и наблюдайте, как меняется настроение на протяжении всего рассказа.

-Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

-Из - за чего мальчик совершил прыжок?

- Разные у нас получились мнения, поэтому нам с вами необходимо углубленно проанализировать этот текст.

2.Комментированное чтение рассказа по смысловым частям.

-Давайте разделим текст на смысловые части.

ВСТУПЛЕНИЕ

- Как обезьяна развлекала матросов на палубе? Какое настроение было на палубе?

-Озаглавьте эту часть. НА КОРАБЛЕ. (на доске появляются названия частей)

ЗАВЯЗКА

-Как подшутила обезьяна над сыном капитана? Что она сделала со шляпой? Какое настроение у мальчика? Найдите подтверждение в тексте.

-Как озаглавим? ПРОКАЗЫ ОБЕЗЬЯНЫ.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

-Как повёл себя мальчик?

-Что руководило его поведением?

-Как озаглавим? ПОГОНЯ ЗА ОБЕЗЬЯНОЙ.

КУЛЬМИНАЦИЯ

-Что раззадорило мальчика?

- Какие чувства испытывали вы, слушая эту часть?

-Как назовём эту часть? НА ПЕРЕКЛАДИНЕ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ

-Какой перед нами капитан?

Почему недостаточно было крикнуть просто «прыгай»?

-Придумайте название этой части. РЕШЕНИЕ ОТЦА.

РАЗВЯЗКА

-Какие чувства пережил капитан?

-Какое настроение наблюдаем в этой части?

- Как назовём? ПРЫЖОК.



  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление изученного.

1 ряд - найдите и прочитайте отрывки из рассказа, которые подходят к этим рисункам.(рисунки на слайде)

2 ряд -найдите в тексте слова, которые описывают действия обезьянки.

3 ряд - найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.

Выслушиваются дети 1 ряда, 2 ряда.3 ряда.

-Связано ли поведение мальчика с поведением матросов? (Поведение мальчика напрямую связано с поведением матросов: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются подчинёнными его отца)

-Почему во второй половине рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли её назвать главным героем рассказа? (Обезьянка - не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, который развернулся между мальчиком и людьми на палубе, поэтому в конце рассказа о ней ничего не говорится)

-Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

-Каким представляется мальчик в рассказе? Какие слова подходят для его характеристики? Выберите. Объясните свой выбор. (слайд21,22)

-Давайте перечислим, какими качествами обладал капитан. ( слайд 23)

-Чем мальчик похож на своего отца? А чем непохож? (Мальчик в отличие от отца совершил необдуманный поступок, забравшись на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия.)

-Почему мальчик совершил прыжок? (Это было единственно правильное решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то разбился бы об палубу)

-Кто ещё вместе с ним совершает «прыжок»? (слайд24) ( Отец.

Прыжок связан с душевным состоянием человека. «Прыжок» - это как бы мгновенное состояние души человека в страшные минуты жизни. Это проявление качеств человека в особых, экстремальных условиях. )

  1. Итог урока.

Составление детьми синквейна со словами «мальчик» «отец»

(слайд25)

1 строка - тема ( существительное)

2 строка - описание темы ( прилагательное)

3 строка - описание действия (глагол)

4 строка - отношение к теме

5 строка - синоним к названию темы

(По желанию дети зачитывают свои сочинения)

-Какие чувства и мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со слов….(слайд26)



  1. Домашнее задание.

Пересказ основных событий рассказа от лица:

  • главного героя

  • кого-нибудь из матросов

  • капитана



© 2010-2022