Интегрированный урок культуры, литературы и истории родного края Земля, где я живу

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок культуры, литературы и истории родного края: "Земля, где я живу"

Ходоренко Елена Петровна
учитель начальных классов, МБОУ "Сонская сош"

Интегрированный урок культуры, литературы и истории родного края Земля, где я живу

Вид: " Урок открытых мыслей ".

Тип: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний.

Технология: игровая технология, технология групповой деятельности, развивающая технология, здоровьесберегающая.

Цели:

Обучающие (дидактические): создать условия для обогащения целостного представления о Боградском районе; прививать любовь к искусству, к поэзии, продолжить знакомство с культурой нашего народа; прививать стремление к познанию нового.

Развивающие: развивать познавательную активность детей; логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за прошлое нашей Родины, любовь к родному краю; доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование: карта республики, района, "Атлас республики Хакасия", плакаты, фотовыставка "Красота родной природы", таблицы, магнитофон, ИКТ, кассеты с записью музыкальных произведений, портрет поэта, выставка книг, клей, цветные карандаши, стенды, иллюстрации с изображением животных, растений, медали.

Подготовительная работа к уроку:

Учитель должен:

  • Умело спланировать и организовать познавательную деятельность детей в процессе урока;

  • Подобрать интересный, содержательный материал к уроку по изучаемой теме;

  • Продумать оформление доски;

  • Подготовить наглядный материал; подобрать и распечатать тексты для учащихся;

  • Подготовить записи музыки и песен;

Учащиеся должны:

  • Иметь первичное представление о Боградском районе, подобрать дополнительный материал (пословицы о Родине ), выполнять практические задания, уметь работать с картой, подготовить выставку рисунков "Моя малая Родина".

Оформление доски: на доске расположены базовые понятия урока (тема, памятные даты, плакаты и т.д).

Ход урока:

I. Организация класса

Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Я вас приветствую! Я желаю вам сегодня добра! Вы желаете мне сегодня добра! Если вам будет трудно, я помогу.

II. Мотивационное начало урока

Звучит песня "С чего начинается Родина". Знакома ли вам эта песня? Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

"Хакасия моя! Земля моя родная!
Судьба моя! Сердечный мой бальзам!
К тебе одной корнями прирастая,
Свою любовь как матери отдам!"

III. Проверка домашнего задания (дети должны нарисовать рисунки на тему "Моя малая родина", подобрать пословицы и поговорки о любви народа к своему родному краю).

Как замечательно вы показали красоту родного, милого вашему сердцу уголка. Но не только в рисунках можно рассказать о красоте, об отношении к родному краю. Как относится народ к своему Отечеству, видно из такого жанра, как устное народное творчество.

(Проверка пословиц и поговорок о Родине, читают дети).

IY. Актуализация базовых знаний

История нашей Родины богата событиями, которые повлияли на ее судьбу.

9 мая 2014 года - 69 лет Великой Победе. Не было в истории России такой войны, как Великая Отечественная. Не только потому, что она была самой разрушительной, унесшей жизни миллионов людей, но, прежде всего, потому, что не только взрослые люди, но и совсем молодые, даже дети становились в этой войне настоящими героями.

Великая Отечественная - это 1418 дней и ночей непрерывных сражений, беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

Целевая установка.

Дорогие ребята, все мы живем на боградской земле. Велика наша страна, каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. Вроде и немного занимает место наш Боградский район на карте республики Хакасия, да ведь и не так уж и мало. (Учитель показывает на карте республики район, называет его административный центр или вызывает кого-то из учеников). Территория Боградского района - 4524 кв.км. Нельзя считать себя жителем района, не зная о нем ничего.

Тема нашего урока "Земля, где я живу". Наша цель, узнать как можно больше о Боградском районе.

Y. Выход на тему урока. Сейчас мы с вами поиграем в игру "Кто больше?". Нужно назвать населенные пункты Боградского района. Какие поселки, села, деревни вы знаете? (Ответы детей).

Перед вами лежат карты Боградского района. Посмотрите на них внимательно, все села, поселки, даже самые маленькие деревеньки обозначены на ней. Может, мы с вами что-то не назвали?

А ВЫ ЗНАЕТЕ … Согласно документам архивного отдела администрации района, следующие населенные пункты образовались в …

1763 - Татарская Тесь ( Боград), Усть - Ерба

1770 - Большая Ерба

1810 - Бородино

1834 - Знаменка

1895 - станция Сон (с.Сонское)

1917 - Конезавод 42 ( Первомайское )

1920 - Карасуг, Красный Камень, Борозда

1945 - зверосовхоз ( Пушное )

Когда образовалось наше село? Сколько лет исполнится нашему селу в этом году?

Кто знает, чье имя носит наш район, районный центр? (Ответы детей).

ЯКОВ БОГРАД

Родился в городе Одессе в 1878 году. 10 мая 1919 года был расстрелян в тюрьме города Красноярска. Его именем названы наш район и его административный центр, улицы в городах Абакане, Красноярске, Минусинске, Черногорске. Он из числа тех людей, которые волею судьбы оказались в Сибири и всю свою энергию, знания и саму жизнь, отдали великому делу становления и упрочения Советской власти.

Текст, который вы сейчас прочтете, расскажет вам много интересного о нашем районе.

(Дети читают текст самостоятельно).

27 декабря 1925 года по распоряжению окружного исполнительного комитета был произведен раздел Чарковского района на два, с выделением Боградского района. Деревня Сухая Тесь была переименована в село Боград. Территория района составляет 4524 кв. км. В населенных пунктах проживает около 19 тыс. человек 30-ти национальностей. Рек в районе всего 21, общей протяженностью 594 км. Самая длинная река - Сухая Ерба - 89 км., Тесь - 63 км., Кокса - 59 км. Самая маленькая река Толчея - длиной 14 км.

Есть в районе и озера. Наибольшую лечебную ценность представляет озеро Дикое, на берегах которого открыто месторождение целебных радоновых подземных вод. По своей уникальности не уступает соленым озерам Хакасии озеро Горькое.

В Боградском районе есть детские музыкальные школы, картинные галереи, библиотеки, клубные учреждения. Созданы национальные центры и краеведческий музей.

В системе образования района находятся школы, дошкольные образовательные учреждения, детский дом творчества. Лесные богатства района охраняются и приумножаются Сонским спецсемлесхозом.

Кто прочитал самый первый?

Что нового вы узнали для себя? Когда был создан Боградский район? Назовите самую длинную реку района, озера, о которых говорилось в тексте. В районе проживают жители более 30 национальностей. Коренные жители нашей республики - хакасы. Мы с вами живем в Республике Хакасия. У хакасов есть свои обычаи и традиции. Есть у женщин самое дорогое украшение, которое называется пого. Лицевая поверхность его сплошь унизывалась в виде симметричного узора крупными и мелкими перламутровыми пуговицами, небольшими кораллами, раковинами, крупным бисером, разноцветными бусами и камнями. По внешней стороне края пого украшается бахромой из бисера, потом в самые счастливые дни надевается на грудь женщине. Если женщина надела пого, это значит радость, это значит счастье. Обратите внимание на рисунок (на доске), здесь женщина в своем национальном украшении.

(показ слайдов, под музыку)

На ваших столах лежат пого, вы обратили внимание, что ваше украшение готово не полностью. Вы должны оформить его. За активную работу на уроке вы будете получать часть изделия, к концу урока побеждает та команда, которая соберет мозаику полностью.

YI. Работа по теме урока

Район расположен в степном, лесостепном, подтаежном природных поясах. Богата растительность нашего района. Давайте с помощью загадок вспомним, какие растения можно встретить на территории нашего района. (Учитель читает загадки, после того, как дети отгадают загадку, учитель показывает рисунок этого дерева, цветка и т.д.)

Загадки:

  1. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)

  2. Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза) Белоствольная березка считается символом российского государства.

  3. Есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличии от елки, опадают те иголки. (Лиственница)

  4. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

  5. В сенокос - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка? (Рябина)

  6. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)

  7. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (Ромашка) Ромашка - лекарственное растение, а какие еще полезные для человека растения вы знаете? (Ответы детей - подорожник, медуница, адонис). (МОЗАИКА).

К нам в гости пришел веселый лесной житель, он приглашает нас с вами отдохнуть.

(Картинка Лесовичка). Все вышли из-за парт (учитель читает, дети выполняют движения).

Физминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем
.

Все сели на свои места, вспомнили правило о правильной посадке. (МОЗАИКА).

Поговорим о животном мире нашего района. Откройте атласы на с.17, найдите Боград. (На доске висят плакаты с контуром Боградского района, каждой группе ребят даются иллюстрации животных и птиц). Обратите внимание на условные обозначения зверей и птиц. Работаем с атласом самостоятельно, 1 вариант - знатоки зверей, 2 вариант - знатоки птиц. Как только вы нашли животное, которое есть на территории района, то наклеиваете эту картинку на контур района. (Дети работают с атласом, находят картинку с изображением животного, подбегают к доске и наклеивают картинку на контур района). На территории Боградского района есть такие дикие животные как лисица, лось, косуля, заяц-беляк, заяц-русак, суслик, белка. Птицы: глухарь, тетерев, журавль, куропатка, утка, рябчик, гусь, орел-могильник, беркут, балобан, сапсан. После выполнения задания по одному участнику выходят к доске и рассказывают о животных.

Многие из них занесены в Красные книги России и Хакасии (выставка книг). Почему Красную книгу назвали Красной?

(Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже.)

(На столах лежат карточки, дети их читают). Прочитайте занимательные факты из жизни животных. Читают по одному, по цепочке, 1 ряд.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

ВОЛК ВЫТАСКИВАЕТ ИЗ ЛАПЫ ЗАНОЗУ ЗУБАМИ, А ЕСЛИ ЗАБОЛЕЕТ, ЛЕЧИТСЯ ГОЛОДОМ И ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ТРАВАМИ?

ЗАЯЦ НЕ ПОТЕЕТ, А В ЖАРУ СБРАСЫВАЕТ ЛИШНЕЕ ТЕПЛО ЧЕРЕЗ ДЛИННЫЕ ТОНКИЕ УШИ, В КОТОРЫХ МНОЖЕСТВО КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ?

ЛИС ПРИНОСИТ ЛИСИЧКЕ, ОЖИДАЮЩЕЙ ПОТОМСТВО, КОРМ И ЗАБОТИТСЯ О ЕЕ ЧИСТОТЕ: ВЫТАСКИВАЕТ БЛОХ ИЗ ШКУРКИ?

ЧУТЬЕ ВОЛКА СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ОБОНЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ВО МНОГО РАЗ?

ВОЛК, КОГДА ГОЛОДЕН, МОЖЕТ СЪЕСТЬ ДО 10 КГ МЯСА? НО ОБЫЧНО ОН СЪЕДАЕТ 2 КГ, А ОСТАЛЬНОЕ ПРЯЧЕТ В РАЗНЫХ МЕСТАХ И НЕ ОХОТИТЬСЯ, ПОКА ВСЕ НЕ ДОЕСТ.

ИЗ ПТИЦ НА ЗЕМЛЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ДОМАШНИХ КУР? НА ВТОРОМ МЕСТЕ ВОРОБЬИ.

(МОЗАИКА)

Удаленность Боградского района от главных центров страны, необходимость преодоления больших расстояний обусловили развитие транспорта. Основные перевозки осуществляются по железнодорожным и автомобильным дорогам (с.23).

О железной дороге можно прочитать в книге (выставка) "Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек".

На территории района находится заказник Боградский, гора Большая (Долгий мыс), гора Сладкие Коренья - эти объекты охраняются.

В районе развито сельское хозяйство. Какие культуры выращивают в нашем районе, мы с вами узнаем после проведения игры "Угадай-ка". (На двух тарелках лежат зерна: пшеница, рожь, ячмень, овес, гречиха, горох, кукуруза. Вызываются по одному участнику от команды, с завязанными глазами определить культуру.) Одно из традиционных хакасских блюд, которое делают из пшеницы, ячменя - талкан (учитель угощает детей этим блюдом). Среди животноводческих отраслей преобладает мясомолочное направление и овцеводство (крупнорогатый скот, овцы, лошади).(МОЗАИКА).

Фотовыставка

Ребята, обратите внимание. Перед вами природа Боградского района во всей красе. Под каждой фотографией имеется надпись (учитель читает 2-3 надписи). Все эти строки взяты из стихов нашего Боградского поэта Валерия Михайловича Макаревича (портрет поэта). Валерий Михайлович живет в Бограде, пишет стихи. Когда читаешь стихи этого человека, перед нами раскрывается душа поэта, его сущность и восприятие мира, в котором мы все с вами живем (учитель читает первое стихотворение, второе - читает ученик.)

* * *


Хоровод березок белых
Вижу вновь за речкой я.
Земляникой алой, спелой
Зорька в небе! Вся земля
Теплым дождиком умыта.
Воздух чист, ядрен и свеж.
Тропка в лес травой увита,
Но мечты моей рубеж
Той тропой не ограничен.
Я могу тропу торить,
Где угодно. Я привычен
Сердцу праздники дарить.
В белоствольном хороводе,
Среди стройных дев - берез,
Мое сердце верховодит
Надо мной. И я до слез
Восторгаюсь всем, что вижу:
Певчей птичкой и цветком…
Звери, птицы, с кем знаком,
Знают - их я не обижу!

* * *


В дымке утренней укроюсь,
С листьев трав воды напьюсь
И душой не успокоюсь,
Воспевая в песнях Русь!
Край нехоженый, сибирский,
Травы в пояс, пенье птиц…
Стал ты мне родным и близким,
Милый край! Твоих границ
Необъятность поражает
Всех, кому доступен ты.
Мир твой нации сближает
И роднит! От красоты
Здешних мест душа поэта
Птицей в воздухе парит…
Жду свидания с рассветом,
С первым проблеском зари.

Ближе познакомиться с творчеством поэта помогут его книги (учитель читает названия сборников стихов, выставка книг). В них вы найдете много интересного.

YII. Этап обобщения и систематизации

Динамическая, самостоятельная работа (5мин). Тест на карточках.

Цель: проверить изучаемый вопрос учебного материала. Тест проводится в виде игры. Под каждым вопросом три ответа, ученики хлопают в ладоши столько раз, под каким номером стоит правильный ответ.

  • Выбери дату образования Боградского района.

    1. 2005 год

    2. 1770 год

    3. 1925 год

  • Чье имя носит административный центр, район?

    1. Алексей Лебедь

    2. Яков Боград

    3. Иван Иванов

  • Когда было образовано твое село?

    1. 1770 год

    2. 2005 год

    3. 1895 год

(МОЗАИКА)

YIII. Подведение итогов

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему мы можем научить младших друзей?

IX. Домашнее задание

Теоретическая часть: дома продолжите беседы с родителями, соседями об истории Боградского района. Творческая часть: на дом учащимся дается иллюстрация, где изображена хакаска в национальном костюме, раскрасьте костюм нашей героини, оформите в классе выставку.

X. Завершение урока

Сегодня вы очень хорошо работали. Мы прощаемся с вами, надеюсь, что наш урок получился увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового о своем районе.

Подводят итог выполненной работы по составлению мозаики.

В начале урока мы говорили, что нельзя называться жителем района, не зная о нем ничего. Вы теперь настоящие жители района. (детям вручаются медали "Я - ЖИТЕЛЬ БОГРАДСКОГО РАЙОНА"). Урок хочу закончить словами:

И как бы далеко я не был
Вдали от Родины, везде
Я помню только одну фразу,
Ее запомнить смог я сразу:
"Район мой - лучший на земле!"

Давайте улыбнемся друг другу. Урок окончен, большое всем спасибо!


© 2010-2022