- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме: «Закрепление знаний о частях речи. Продолжение»
Конспект урока русского языка по теме: «Закрепление знаний о частях речи. Продолжение»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевченко Н.Н. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ход урока.
1. Организационный момент (настрой учащихся на хорошую атмосферу труда).
Сегодня у нас, ребята, урок - игра под названием «Умники и умницы» (Слайд 1). Я думаю, что вы все заслуживаете такой похвалы, но чтобы выявить лучших, вам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, умение слушать ответы товарищей и высказывать своё мнение.
Вашу работу на уроке я буду оценивать с помощью жетона. Набрав пять жетонов, получаете орден. А кто наберёт самое большое количество жетонов, тот получит звание "Знаток русского языка". У каждого на столе лист самооценки. В конце урока вам нужно будет его заполнить, отметив свою работу и работу своего товарища. В добрый путь!
Пожелайте успехов в работе каждый своему товарищу по плечу.
2. Повторение ранее изученного материала. Рефлексия.
2.1. Минутка чистописания.
Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Выделите самую красивую букву (Слайд 2).
2.2. Орфографическая минутка.
Вы прошли большой раздел во 2 классе «Орфограммы» (Слайд 3).
- Что такое орфограмма? 1 (обратимся к словарю)
2.2.1. Найдите в записи все известные вам орфограммы.
Двадцать первое января. Классная работа.
(Большая буква в предложении, безударная гласная, удвоенная согласная, безударная гласная в корне слова и т.п.)
Оцениваю с помощью жетона.
А сейчас я попрошу открыть орфографическую тетрадь на с.34. Задание32. Обратимся к истокам слова «Работа» 1 (толкование слова).
Рассматриваем следующую известную нам орфограмму (Слайд 4).
2.2.2. Раскройте скобки в предложениях. Какие известные орфограммы в словах со скобками вы можете назвать? (предлог) Что вы знаете о предлоге? Для чего нужны предлоги в предложении?
Взяли сыновья (по) стреле.
Упала стрела Ивана-царевича (в) болото.
Велел царь (под) утро хлеб испечь.
Василиса оборотилась птицей и улетела (в) окно.
(задание предлагается сделать письменно в паре с партнёром по плечу по заданному времени, изображение появляется на экране)
таймер-30 секунд
Проверка задания. Предлагаю побыть в роли учителя. Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу на отметку. Верните тетрадь товарищу. Проверьте себя (Слайд 5), на экране появляется правильная запись). Поднимите руки те, кто сделал так же? Оцениваю с помощью жетона.
- Вы работаете парами. У каждого из вас есть партнёр. Кто такой партнёр?
Партнер - это участник совместной деятельности, то есть тот, кто разделяет успех и неудачи, кому доверена ответственность. Партнерские отношения основаны на особом доверии и особой требовательности . (Слайд 6)
(предлагаю работать в паре дружно, с доверием и оказанием помощи друг другу)
3. Постановка темы и цели урока.
3.1. Введение нового понятия «Морфология».
«Великое количество слов в языке - сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир - морфология.
(вывешиваю слово, и изображение появляется на экране) (Слайд 7)
Что такое морфология? (Раздел языкознания, изучающий части речи в русском языке).
Впервые понятие «морфология» употребил немецкий поэт Гёте (Слайд 8).
Слово морфология состоит из двух слов. Запись этого слова на доске: морфология Что они означают? Морфо - форма, логос - учение. Толкование значений слов вы можете найти в словарях. Мы отправляемся в страну Морфологию, где в замках живут и правят части речи. Подаст, к примеру, командир, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся в четкие колонны. ( на доске постепенно появляется алгоритм работы на уроке)
морфология
1.имя существительное (предмет)
2. имя прилагательное (признак предмета)
3. глагол (действие предмета)
Какая часть речи будет стоять1-ой? (имя существительное)
4. Закрепление, расширение знаний о частях речи.
4.1.- На какие вопросы отвечает имя существительное (слова - предметы)? (кто? что?)
- Что ещё мы знаем о словах-предметах? ( Могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными)
- Какие предметы являются одушевлёнными, на какой вопрос отвечают?
(Люди, животные - кто?) Приведите пример.
- Какие предметы являются неодушевлёнными, на какой вопрос отвечают?
(Все остальные предметы - что?) Приведите пример.
Задание на экране. (Слайд 9)
Распределите имена существительные в два столбика (одушевлённые предметы и неодушевлённые): стол, ваза, мышонок, лампа, пассажир, дочка, корм, художник. таймер-1минута30секунд Проверьте себя:1) взаимопроверка; 2) появляется на экране правильная запись ( Слайд 10) Ответы: Одушевленные существительные: мышонок, пассажир, дочка, художник. Неодушевленные существительные: стол, ваза, лампа, корм. - Поднимите руки, кто выполнил работу правильно! Оцениваю с помощью жетона. Старший командир подал команду: «Части речи, становись!» Первым встало имя существительное, слово - предмет. 4.2. Какая часть речи будет стоять второй? (имя прилагательное, слово-признак предмета). Прилагательные уточняют, украшают речь. Помогают нарисовать картину словами.
-На какие вопросы отвечают слова-признаки? (какой? какая? какое? какие?)
Запомним:
Существительное с прилагательным
Всегда дружит обязательно.
4.3. Игра «Отгадай, что это?»
Холодное, вкусное, шоколадное, ванильное, ягодное, молочное, сливочное? (мороженое)
Оцениваю с помощью жетона. Физкультминутка.
4.4. Игра на внимательность.
Если слово отвечает на вопрос кто? - показываем ладошкой на себя.
Если слово отвечает на вопрос что? - отводим ладошки от себя на предмет
Если слово - признак предмета и отвечает на один из вопросов: какой? какая? какое? какие?- поднять руки вверх. Люстра, мальчик, красивая, девочка, окно, белое, рама, деревянная.
Молодцы, ребята! Оцениваю с помощью жетона. 4.5. У каждого на столе новое задание. Прочитайте слова. Найдите пары. Работа выполняется совместно с товарищем по плечу
душистый вода
синее день
ясный реки
прохладная небо
широкие укроп
таймер -30секунд
затем по очереди зачитывают свой ответ с листочка.
Оцениваю с помощью жетона. 4.6. Наблюдение над словами - действиями. - Какой же части речи не хватает в нашем списке? глагола (слов, которые обозначают действия предмета). Глагол вам помогает, Действовать вас заставляет. - На какие вопросы отвечают слова - действия (глагол)? (что делает? что делал? что сделал?) Найдите в стихотворении глаголы. (Слайд 11) На полянку, на лужок, Тихо падает снежок. И летят снежинки. Белые пушинки. Вдруг подул тут ветерок. Разлетелся наш снежок. И летят снежинки Белые пушинки.
таймер-30секунд
Проверьте себя! (Слайд 12)
Оцениваю с помощью жетона. 5. Итог урока. Рефлексия. 5.1. Дети встают по кругу лицом друг к другу, на закрепление материала по теме урока задаются вопросы, где учащиеся отвечают на них друг другу. Уделяется внимание развитию речи, памяти, вниманию, умению слушать, слышать товарища и дополнять не полный ответ. Охватываются все учащиеся. - Как называется раздел, который изучает части речи? (Морфология) - Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол) - Что обозначает каждая часть речи? (Предмет, признак предмета, действие предмета) - На какие вопросы отвечает: имя существительное, имя прилагательное, глагол?
Оцениваю с помощью жетона. 5.2. Оценка деятельности учащихся. А сейчас выразите благодарность друг другу за работу на уроке. Оцените свою работу с партнёром. Возьмите лист самооценки, заполните его. 6. Домашнее задание (Слайд 13). Распредели слова в три столбика и проверь себя (каждому из детей раздаётся конверт с заданием) 7. Награждение (Слайд 14).
Тема: «Закрепление знаний о частях речи»
Лист самооценки
Фамилия и имя ______________________________________________
Оцени работу с партнёром по плечу. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
-
Вместе ли вы с партнёром по плечу принимали участие в работе?
А. Да, работали вместе.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
-
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
-
Тебе нравится результат работы с партнёром?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.Оцени свой вклад в работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.
Почти все сделали без меня.