Методическая разработка Анализ индивидуальных особенностей детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ изучения индивидуальных особенностей детей. (Из личного опыта работы) 1.Введение: В целях изучения индивидуальных особенностей (интересов, возможностей) обучающихся чаще всего проводится диагностика в виде анкетирования или наблюдения. Преимущество наблюдения в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, во время занятия организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Для этого надо постараться создать на занятии благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству и самостоятельной активности во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Кроме наблюдения можно использовать и такой метод, как анкетирование.
1.1. Анкета для выявления и изучения индивидуальных особенностей (интересов, возможностей, потребностей) обучающихся.

Анкета выдается каждому ребенку.

Анкета №1.

Твои увлечения (Чем в свободное время любишь заниматься дома?) Посещение кружка (Если «да», указать какой). Любимый урок (Какой урок тебе нравится, почему?)



1.2 Анализ результатов первичной диагностики.
Использование ознакомительной беседы с детьми в качестве диагностической методики позволило выяснить, чем любит заниматься каждый ребенок, какие у него склонности и интересы. Результаты позволили сделать вывод о том, что у детей существуют интересы к различным видам деятельности, они широки и многогранны.
В ходе беседы выяснилось, что дети с удовольствием занимаются дома следующими видами деятельности:
- изобразительной деятельностью (рисованием); - музыкальной деятельностью (пением и прослушиванием музыки); - просмотром мультипликационных фильмов.
Следует отметить, что практически все дети на вопрос о любимом занятии сначала отметили, что любят «просто играть». Только с помощью дополнительных вопросов удалось определить виды деятельности, которые указаны выше. Большинство детей (60%) предпочитают смотреть мультфильмы. 20% обследуемых детей связывают свое свободное время с занятиями музыкальной деятельностью. В ходе беседы выяснилось, что они любят слушать музыку, петь, танцевать и в детском саду им больше всего нравится посещать музыкальные занятия. Также 20% детей отдают предпочтение изобразительной деятельности. Таким образом, дети реализуют себя в различных видах детской деятельности, которые доставляют им радость, удовольствие и вызывают положительные эмоции. 20% детей посещают творческие кружки. Спортивные секции - 30% обследуемых детей. И совсем не посещают никакие секции и кружки 50% детей. Интересы и предпочтение любимых предметов разнообразны. Развитие внеурочной деятельности, как правило, идет в стенах школьного учреждения, конкретно на внеклассных занятиях, но нельзя недооценивать и роль родителей в данном процессе. В связи с этим, целесообразно проведение опроса членов семьи для выявления уровня их участия в развитии творческих способностей детей. Итоги опроса показали: 30% родителей детей посещают вместе со своим детьми концерты, выставки, мастер-классы. Остальные 70% не считают это обязательным. По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника и видеотехника(в 80% случаев). Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в творческом воспитании своих детей.

1.3. Анализ результатов повторной диагностики.
С целью проверки индивидуальных особенностей обучающихся была проведена повторная диагностика музыкальных и художественных способностей у детей. В процессе обследования использовались те методики, которые применялись и в первичной диагностике. Результаты повторной диагностики целесообразно представить в виде диаграмм, т.к. они позволяют достаточно четко проследить динамику в процессе развития способностей у детей, а также сравнить результаты обследования с первичной диагностикой.
Обследование началось с беседы, в ходе которой были получили данные о любимых занятиях детей, об их склонностях и интересах. Результаты оказались следующими: 30% детей отдали предпочтение просмотру мультфильмов (1), 20% - рисованию (2), остальные 50% - музыкальной деятельности (3). Таким образом, количество детей, которые с удовольствием слушают музыку, поют, танцуют и играют в музыкальные игры, увеличилось на 30%. Большинство детей отдали предпочтение музыкальной деятельности, что в свою очередь свидетельствует о том, что детей заинтересовала музыка в целом, и они выделяют ее в виде приоритетной деятельности. Методическая разработка Анализ индивидуальных особенностей детей
Конечно же, на мнение и интересы детей влияет не только педагогическое окружение, но и близкие взрослые, от которых также зависит уровень музыкальных и художественных способностей у детей и которые также принимают непосредственное участие в их развитии. Итоги опроса родителей следующие: в целом родители настроены на углубленное музыкальное развитие своих детей, это видно по результатам опроса. 70% родителей стали посвящать больше свободного времени для прослушивания музыки с детьми (1), в то время как ранее этим занимались 50% родителей. Также на 20% увеличилось количество родителей, которые вместе со своим ребенком посещают концерты или выставки(2). По остальным параметрам результаты практически не изменились: наличие музыкального образования родителей (3), наличие музыкальных инструментов в семье (4), аудиотехники (5) и музыкальных игрушек у детей (6).
Таким образом, родители заинтересовались музыкальным и художественным воспитанием своих детей, показали более высокий уровень участия в их творческом развитии по сравнению с результатами опроса, который был проведен с ними во время первичной диагностики. Родители отметили, что дети стали более эмоционально отзываться на музыку и живопись, стали чаще делиться с ними своими впечатлениями.

Методическая разработка Анализ индивидуальных особенностей детей
2. Результативность исследования: 1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. 4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей. Так, например, ребята, которые ходили на секции, в кружки и просто увлеченные ребята предметами смогли показать свои достижения, таланты на общешкольных мероприятиях, в различных конкурсах и фестивалях, а также принять в общешкольной проектной деятельности.






Список литературы:

1.Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Педагогика. 2010. №7. - С.15-18.

2.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой М., 2005.

3.Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. 2006.- №11.

4. Шевченко С.Д. «Индивидуальные особенности» - Москва, ВЛАДОС, 2003.



© 2010-2022