- Преподавателю
- Начальные классы
- УРОК по ОРКСЭ на тему Семья
УРОК по ОРКСЭ на тему Семья
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Верещагина М.В. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок ОРКСЭ в 4 классе
Модуль: Основы мировых религиозных культур
УМК «Школа России»
Верещагина М.В. учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2048
Тема: Семья
Цель : Дать представление об отношении к семье традиционных религий России.
Задачи:
1.Формирование представлений об исторической роли семьи в традиционных религиях.
2.Воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям.
3.Развитие коммуникативных способностей учащихся.
4.Развитие творческих способностей учащихся.
5.Формирование УУД.
6.Расширение кругозора учащихся.
Учебно - методическое обеспечение:
Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур.- М, «Просвещение» 2012.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. «Азбуковник» 2001.
Толстой Л.Н. Старый дед и внучек, Старик и сыновья.
Используемые образовательные технологии: обучение в диалоге, игровая технология, технологией использования типовой схемы учебного занятия.
Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся
Стимулирующие вопросы и задания учителя
Деятельность и предполагаемые ответы учащихся
Организация класса
Вводная беседа
-Как вы понимаете, что такое семья?
- Для чего люди создают семью?
Я хочу прочитать вам одно стихотворение:
Как появилось слово «семья»?
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
-Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
-Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».
- Как вы думаете почему?
Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Ребята, значит у семьи давние корни.
Семья является основой общества почти во всех мировых религиях.
Члены семьи должны помогать и поддерживать друг друга на протяжении всей жизни.
Актуализация знаний о семье
- Что такое семья?
Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство - любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.
Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших.
- Давайте посмотрим, как толкуется слово «семья» в толковом словаре.
- Вспомните, какие художественные произведения, связанные с семейными неурядицами вы читали на уроках литературного чтения, дома.
-Что осуждается в этих произведениях?
Работа детей с толковым словарём, затем озвучить ответ.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
- В.Осеева «Бабка», «Волшебное слово», Н.Артюхова «Саша - дразнилка». Л. Толстой «Старый дед и внучек» и т. д.
Работа с художественными произведениями
-Давайте вспомним сюжет басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
(Останавливаться на анализе этого произведения не следует, т. к. оно подробно изучалось на уроке литературного чтения)
- Что осуждается в этом произведении?
-Какую библейскую заповедь нарушили родители мальчика?
- Можно ли эту заповедь считать моралью этой басни?
- Как же должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы радостнее было жить?
- Давайте попробуем вырастить с вами дерево счастливой семьи. (Предлагается макет дерева на магнитах). Давайте попробуем украсить его листочками, которые символизируют человеческие качества. Листочки для этого волшебного счастливого семейного дерева мы с вами изготовим вместе. (Дети разбиваются на группы по 5 человек, им выдаются заготовки листьев, по 5 на каждую группу. Дети записывают те качества, которые они хотели бы видеть у членов своей семьи)
- О взаимоотношениях в семье писали и пишут не только прозаики, но и поэты. Если вас заинтересовала тема семьи в литературе, то попробуйте дома найти стихотворения о семье. (Вынести на доску как вариант домашнего задания)
Читает заранее подготовленный ученик.
-Чёрствость, неуважение и т.д.
- Почитай отца своего и мать свою, (чтобы продлить дни твои на Земле, которую Господь Бог даёт тебе.)
Ответы детей.
- Все члены семьи должны быть дружными, помогать друг другу и т.д.
Дерево украшается и зачитываются ответы детей.
Формируется модель счастливой семьи в представлении детей.
Сообщения групп учащихся по заранее выданным темам сообщений.
Сейчас мы с вами послушаем выступления ваших одноклассников о том, как относятся к семье традиционные религии России?
-Но вы будете не только слушать, но и попробуете выделить главные ценности, присущие каждой религии и то, чего не учли мы в заполнении нашего дерева, попробуем добавить, продолжа
я работать в группах. Раскрашивать листочки будем согласно таблице
Основные ценности семейной жизни
Иудаизм
желтый
Буддизм
зеленый
Православие
красный
Ислам
синий
Сообщение о семье в христианстве.
Самой распространенной религией в мире является христианство. Брак и семья рассматриваются как священное созидание каждого христианина длящееся всю жизнь. Брак считается таинством, подарком от Бога.
Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они - «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец - это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам - людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).
Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья - все равно они должны оставаться вместе.
Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.
У детей в христианстве есть две основные обязанности по отношению к семье: подчиняться родителям до совершеннолетия и почитать их всю жизнь. Родители в свою очередь должны хорошо заботиться о детях, любить их и своим поведением подавать им пример достойного поведения.
Сообщение о семье в иудаизме.
Сообщение о семье в исламе
Сообщение о ценностях буддийской семьи.
Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не надобен клад, коли в семье лад. Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Попробуйте найти дома пословицы о семье. (Вынести на доску как вариант домашнего задания.)
1.Одна из важнейших ценностей в иудаизме это семейное согласие - шлом-баит.
2.Первая заповедь в ней " чти отца твоего и мать твою". У молодого человека хотели купить драгоценный камень за 100 динаров. Он пошел принести этот камень, но обнаружил, что его отец уснул и ключ от шкатулки в руке отца. Вышел к ним и сказал: "Не могу я вам принести его". Они подумали: " Наверное, он хочет еще денег!" Повысили цену до200, до 1000. Проснулся отец, молодой человек пошел и принес им камень. Давали ему 1000, но он взял лишь100 динаров, и сказал: "Разве я продам почитание своего отца за деньги?!"
3.При заключении еврейского брака заключается брачный контракт, называемый ктуба.
Ктуба определяет ответственность мужа и жены друг к другу и детям. Муж обязуется чтить жену, содержать детей. Муж не должен бить жену, уезжать из дома надолго, даже по работе, уезжать сразу после ссоры.
Жена должна уважать и любить мужа, хорошо заботиться о детях, быть с ними нежной и ласковой.
4.Чадолюбие - характерная черта еврейского общества. Отец обязан научить ребенка Торе, дать ему профессию и найти невесту. Родителям строго запрещается оказывать предпочтение одному из своих детей.
5.А человека, нежелающего вступать в брак и воспитывать детей сравнивают с убийцей
Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, «нельзя назвать человеком». По еврейским понятиям, мужчина без жены - это лишь половина человеческой сущности. Важная черта еврейской семьи - её сплоченность. Есть еврейское высказывание: «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
1.Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Для создания прочного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь.
2.Вот каковы ценности исламской семьи:
Основа семьи - это муж и жена.
3.. Обязанности мужа перед женой
Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить её; Сказано в Священном Коране: "Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой".
4. Муж должен зарабатывать средства-халяль для того, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и всем необходимым.
5. Муж не должен быть грубым и жестоким со своей женой, с ней следует обращаться мягко.
6. Муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней, имея хорошее намерение, но так, чтобы не уронить своего достоинства. Посланник Аллаха сказал: "Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах смотрит на них с милостью. И когда муж возьмет жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы".
7. Надо расходовать деньги на неё равномерно, так, чтобы не скупиться и в то же время не расточать чрезмерно.
1. Обязанности жены перед мужем:
Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.
2. Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту; ей следует быть хорошей хозяйкой.
3. Жена не должна просить у мужа то, чего он не может сделать, нужно довольствоваться тем, что дано от Бога и не жаловаться.
4. Жене не следует просить у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено.
5. Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него.
1. Обязанности родителей перед детьми
Дети -это дар Всевышнего Аллаха; они являются украшением семьи и приносят в дом счастье. Родители, должны одинаково радоваться рождению как мальчика, так и девочки. Они ответственны перед Аллахом и обществом за воспитание своего ребенка. Вырастить ребенка здоровым, как физически, так и духовно; дать ребенку образование, обучить какой-нибудь профессии, чтобы он смог зарабатывать, когда вырастет; любить детей, уделять им время, потому что они нуждаются в этом так же, как и в пище.
1.Для буддистов семья - это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Дети чувствуют себя учениками своих родителей, а родители стремятся указать детям правильный путь.
2.Вот 5 способов проявления родителями любви к своим детям:
-Уводить их от зла
-побуждать их делать добро
- дать им хорошее образование
-устроить им подходящий брак
-передать им наследство
- почитать отца и мать
3.Буддийская мудрость советует родителям: не воспитывай детей забитыми, учиняя наказания. Если подавлены смелость и гордость, то разум не получит развития. Если воспитаешь в них гордость и жизнерадостность, они будут полезны в будущем.
4.Вот 5 способов, при помощи которых дети выражают свою любовь и уважение к родителям:
Исполнять обязанности, возложенные на них родителями
-сохранять семейный уклад и традиции
-прислушиваться к советам родителей
-чтить их старость и быть им опорой
Вести себя так, чтобы быть достойными наследства.
5.Считается неприличным размахивать руками при разговоре, сидеть нога на ногу в присутствии старших и вмешиваться в их разговор, громко разговаривать.
Обсуждение дополнительных фактов
-О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом нам расскажет календарь праздничных дат. Какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?
- Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.
- Символом семьи в России с 2008 года считается ромашка. Как вы думаете, почему именно этот цветок?
- Что символизируют лепестки цветка?
-На чём держатся лепестки?
- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку?
- Что же символизирует сердцевинка?
- Какие, по вашему, ценности должны укреплять семью?
Ответы детей.
8 июля- День семьи, любви и верности в России, 1 июня - День защиты детей, первое воскресенье ноября - День матери, 8 марта - Международный женский день.
Сообщение ученика класса.
Эта супружеская чета княжила в Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви. Согласно историческому источнику, Петр и Феврония умерли в один день. Тела княжеской пары, лежавшие в разных местах, по преданию, были впоследствии найдены в одном гробу. Это было настоящим чудом. Мощи святой пары хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме, и к ним не прекращается паломничество православных христиан, просящих у святых помощи и покровительства в любви и семейной жизни.
- Членов семьи.
- На сердцевинке.
- Он погибнет.
- Ценности, на которых основывается семья.
- Ответы детей.
Подведение итогов. Рефлексия.
-Сегодня на уроке мы с вами узнали очень много о ценностях семьи, об отношении людей в семьях друг к другу, о том, зачем нужно вообще создавать семью. Вы сами постарались вырастить дерево счастливой семьи. Давайте еще разочек польем, обобщив все, что удалось создать.
Ученики выполняют задание, озвучивают свои работы.
Индивидуальное домашнее задание
- Подобрать пословицы народов России, желательно разного вероисповедания, характеризующие ценность семьи.
-Найти и прочитать стихотворения о семье.
-Есть ли в изобразительном искусстве сюжеты на тему «Семья»?(2-3 примера)