- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока «Органы чувст человека»
Конспект урока «Органы чувст человека»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пивоварова Н.В. |
Дата | 15.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ВИКТОРОПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ »
Урок окружающего мира во 2 классе по системе Л.В.Занкова
с использованием здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного
Тема: Органы чувств человека
Подготовила :
учитель начальных
классов
Пивоварова Н.В.
Викторополь 2014
Технологическая карта урока
Тема
"Органы чувств человека"
Предмет
Окружающий мир
Класс
2
Вид урока
Изучение нового материала
Тип урока
Урок - исследование
Цель
Задачи
УУД
формирование понятия «органы чувств» -положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира; - показать роль и специфику разных органов чувств; - способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; - развивать устную речь; - обогащать словарный запас; - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе Личностные УУД: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Планируемый результат Знать: - названия органов чувств; - признаки органов чувств Уметь: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - различать группы органов чувств; - ставить опыты с помощью учителя; - формулировать результат опыта; - устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока
Основные понятия
Органы чувств
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение, математика
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
- воздушные шары
- фотография мальчика без лица и с лицом
- заранее оформленная выставка детских рисунков на тему «Портрет моего самого близкого и любимого человека»
- карточки с изображениями и названиями органов чувств;
- для опытов: геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, стаканчики с жидкостью разного вкуса для каждого ученика, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами;
- 4 карточки с надписью «лаборант» для руководителя каждой группы;
- карты знаний
- план работы группы
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь, Москва, ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003
- буклеты
- ЭОР
- электронный микроскоп
- модульная система экспериментов
Условные обозначения
+
-
Формы работы
Фронтальная, групповая
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
1.Организация класса
2. Актуализация
знаний
-Здравствуйте, ребята! У нас сейчас урок окружающего мира и мы начнём наш урок с дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика ( дети надувают воздушные шары)
- На что похожи ваши шары? Какие чувства они у вас вызывают? Какое настроение? Улыбнитесь друг другу и пусть у вас всегда будет хорошее настроение.
- Ребята, а когда вы вошли в класс, что почувствовали? Что ощутили?( запах хвойного растения)
- А это чувство появилось только что, или вы с ним уже знакомы?
В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего самого близкого и любимого человека»
-Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже люблю рисовать ,а ещё больше я люблю фотографировать . Я принесла вам фотографию своего младшего сына. Вот он. (Фотография - портрет мальчика, у которого нет лица)
-Что-то не так? (У мальчика нет лица)
-Что это значит? (У него нет глаз, носа, рта, ушей)
На доске учитель вывешивает картинки - изображения газ, носа, ушей, рта, ладони.
-Что общего у этих частей?
-Можем ли мы их назвать одним словом?
Просмотр фильма" Органы чувств"2 минуты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
II. Формулирование темы и целей урока
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
- Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.
Какая тема нашего урока?
III. Открытие детьми нового знания
IV. Первичное закрепление
-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.
-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)
Работа со словарём.
Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.
-Мы тоже можем назвать себя исследователями.
-Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)
-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос - это всё части организма, его органы.
-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы - четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник - лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
Повторим правила работы в группе.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен - объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
-Итак, приступим.
1. Исследование органа зрения. -Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.) -Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.) Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы. Работа в группах. -Каждая группа получит своё задание: 1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе - коробка, 4 группе - папка. Задание: 1 и 2 группы выполните группировку, 3 и 4 группы определите назначение и дайте название предметам. - Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения. Правила обсуждения ответов. - Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете). (Карточки-опоры с изображением правил обсуждения ответов размещены на доске).
+
-
- Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать) -После проведённого исследования дадим научное определение. Глаза - это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения) Запишите в своих картах- знаний Опыт с микроскопом (рассматривание нервной ткани) На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой - изображением глаз. -Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?
(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)
Физминутка для глаз
Упражнение 1
- Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.
- Открыть глаза на 3-5 сек (делать 6-8 раз).
Быстрое моргание 1-2 мин. 2. Исследование органа слуха.
-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.
(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)
-Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)
-Поиграем в игру «Веришь - не веришь»: я скажу на ухо лаборантам фразу. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.
(Фразы: 1 группа - у человека 6 ушей, 2 группа - у слона самые большие уши, 3 группа - у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа - у кузнечика уши на коленках.)
-Повторите фразу. Слушаем ваше мнение.
- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.
Уши - это орган чего? (Орган слуха)
Запишите в своих картах-знаний
Давайте послушаем с вами звуки природы ( экологическое панно) На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой - изображением ушей.
Физминутка
(массаж ушных раковин - активизация деятельности мозга,
«качающееся дерево» - расслабление позвоночника)
3. Исследование органа обоняния.
- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику.
(Стаканчики стоят на отдельном столике.)
-Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)
-Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)
Опыт №1.
Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука.
Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.
-Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)
Вывод. В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.
Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение. На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа. Запишите в своих картах знаний что узнали нового.
Физминутка
(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)
4. Исследование органа вкуса.
-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.
(Стаканчики стоят на отдельном столике.)
-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)
-Нужно провести ещё один опыт.
Опыт №2
Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая,
3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.
Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.
-Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)
-Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса) На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с высунутым язычком.
Физминутка
(вращение языком внутри рта - для повышения тонуса,
«медвежьи покачивания» - снятие напряжения)
5. Исследование органа осязания
Погладьте друг друга вам приятно.
А какой орган чувств мы ещё не исследовали.
А что вы о нём знаете
ОПЫТ Исследование кожи
Давайте рассмотрим нашу кожу через электронную лупу как она выглядит из чего состоит
А теперь рассмотрим пальчики рук что знаете о кончиках
Что видете
Наука изучающая рисунок на пальчиках называется дактилоскопия
Кончики пальцев очень чувствительны
Давайте убедимся в этом и проведём ещё один эксперимент и попробуем определить температуру воды в стакане
А мы можем точно определить.
Нам поможет наша система экспериментов пролог
Дайте научное название нашему органу . (Орган осязания)
ЭКСПЕРИМЕНТ С МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Можем ли мы точно определить температуру воды в наших стаканах лишь попробовав её рукой. Сейчас мы это сделаем при помощи специальной системы экспериментов.
Общий вывод.
-Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?
(Используя таблицу, дети называют органы чувств по порядку.)
-Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)
-Проверим, верный ли вывод мы сделали.
Выполним тест на ноутбуках и проверим себя Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД:
- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;
- строить монологическую речь в устной форме. Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
V. Итог урока
А сейчас всё внимание на экран Мультфильм про шестое чувство ( 2 мин)
-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
(Органы чувств)
-Назовите их. (Хоровой ответ)
- А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик - запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
они всегда тебе помогут.
-Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?
-А теперь, если мы правильно выполнили все задания, то мальчик на фотографии нам улыбнётся. (Открывается такая же фотография с портретом мальчика, но уже с нарисованным улыбающимся лицом)
-Мы - молодцы. Всем спасибо. Наш урок окончен. Я хочу подарить вам буклеты на память о правилах гигиены органов чувств .