Урок литературного чтения в 3 классе на тему ««В. М. Гаршин» Лягушка-путешественница»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ржавский филиал № 1

МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области.







Открытый урок по литературному чтению

в 3 классе на тему:

«В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»




Урок подготовлен

учителем начальных классов

Кравченко Еленой Михайловной







Цели: познакомить обучающихся с новой литературной сказкой, с жизнью и творчеством Гаршина В.М, совершенствовать навыки работы с текстом: учить выделять главную мысль текста , отвечать на вопросы по тексту;

активизировать и пополнять словарный запас обучающихся;

развивать связанную и монологическую речь, развивать умение вести диалог, участвовать в беседе; расширять кругозор;

способствовать нравственному воспитанию обучающихся: (вежливость, доброта, забота о других), воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, прилежание.

Оборудование: портрет писателя, карточки со словами и выражениями из сказки, чертами характера лягушки, индивидуальные карточки для теста.

Ход урока

I.Организационный момент

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

II. Проверка домашнего задания

Пересказ «Сказки про храброго зайца...» Д.Н. Мамина-Сибиряка от лица зайца.

III. Вступительная беседа.

- Отгадайте загадку:

Выпуча глаза сидит,

По-французски говорит,

По блошьи прыгает,

По человечьи плавает. (Лягушка.)

IV. Введение в тему

Не зря мы отгадывали загадку про лягушку, ведь сегодня мы будем читать с вами сказку «Лягушка-путешественница», которую написал Всеволод Михайлович Гаршин. ( на доске портрет писателя)

Рассказ о писателе

Всеволод Гаршин. Это имя писателя, создавшего всего лишь один том рассказов и умершего в возрасте 33 лет. А последним его произведением стала сказка «Лягушка-путешественница».

- В.М.Гаршин родился 2 февраля 1855 года. Всеволод Гаршин был третьим ребенком в семье военного. В детстве ему пришлось много путешествовать. « Вместе с полком мы часто переезжали с места на место".

С пяти до восьми лет Всеволод жил только с отцом (мать со старшими сыновьями уехала в Петербург). В это время мальчик увлекся чтением книг из отцовской библиотеки. В семь лет он уже прочёл "Собор Парижской Богоматери" В. Гюго. "Перечитав его потом, в 25 лет,- говорит он в автобиографии,- я не нашёл ничего нового". В 1863 году мать взяла его тоже в Петербург, где он поступил в 7 петербургскую гимназию. Умственные склонности мальчика определились рано. Хорошие отметки он получал за сочинения. Математику ненавидел, хотя она давалась ему легко, и очень любил естествознание, ботанику, химию, физику. Это отразилось впоследствии на его литературной манере: точность наблюдения и определенность выражения мысли являются характерной чертой Гаршина-писателя. В гимназической журналистике, которая тогда процветала, уже обращали на себя внимание заметки Гаршина за подписью Агасфер.

После окончания гимназии он учился в Горном институте. В годы учёбы в институте началась война с Турцией, он сразу решил стать добровольцем. О своём решении он написал матери: « Я не могу прятаться за стенами института, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня» И получил короткую телеграмму: «С Богом милый». Там он был ранен в ногу. После войны он полностью посвятил себя литературному творчеству. Печататься он стал ещё в студенческие годы, в историю литературы он вошёл как мастер рассказа.

V.Подготовка к восприятию

- Итак, «Лягушка-путешественница». А кто такие путешественники?

Кого мы называем путешественником? (Человека, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место.)

- Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.)

- Любите ли вы путешествовать?

- А что вы знаете про лягушку?

- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам: у травянистых лягушек грубеет горлышко, а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

-А какие этапы развития проходят лягушки?

-Составим цепи питания с лягушками.

-Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду

Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.

Физкультминутка

Мы весёлые лягушки, мы зелёные подружки.

Рано утром умывались, полотенцем растирались.

Ручками хлопали, ножками топали.

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкульт-привет!

VII. Словарная работа.

- Действительно, путешествовать любят все, ведь от перемены мест сумма впечатлений увеличивается! А на чём можно путешествовать?

-А теперь слушаем сказку. По ходу чтения вам встретятся слова, постарайтесь понять их значение.

паяц

благополучно

коряга

наслаждалась

достоинство

восторг

стиснула

восхитительный.

- Первое слово, которое встретиться нам - это слово «благополучно». - Поставим в слове ударение

- Прочитаем слово по слогам: (бла - го - по - луч - но)

- Как вы думаете, что обозначает это слово? (удачно)

Слово «благополучно» означает удачный, успешный, вполне удовлетворяющий.

В.И. Даль

- Второе слово, на которое следует обратить ваше внимание - коряга Поставим в слове ударение

- Прочитаем по слогам: (ко - ря - га)

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

(это кусок дерева)

«Коряга - суховатый (погруженный в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева.»

В.И. Даль

- Посмотрите, наша лягушка сидит на той самой коряге.

- Следующее слово - это «тина

- Поставим в слове ударение

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

(зелёные нити, морская трава)

«Тина - это длинная клеточная цепочка, высохшая тина на ощупь напоминает грубую бумагу.»

В.И. Даль

- Следующее слово - это «цеп»

- В этом слове одна ударная гласная «Е»

- Прочтём это слово вместе, хором… Как вы думаете, что обозначает это слово? (орудие труда)

« Цеп - примитивное орудие для обмолота зерновых культур. Состоит из длинной (до 2 м) деревянной ручки и короткого (до 0,8м) била, соединенных сыромятным ремнём»

Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

- Подвигайте пальчиками ног…

Поиграйте пальчиками рук…

Пошевелите ушками…

А теперь носиком, глазками…

-Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.

Чтение сказки учителем и учениками

VIII. Анализ прочитанного.

-А теперь расскажите о своих чувствах, которые возникли во время чтения сказки.

- Понравилась вам сказка? Назовите моменты, которые показались вам смешными.

-Что в этом произведении напоминает сказку?

-А что действительность?

-Вернёмся к словам в сказке и подберём синонимы.

паяц- шут, клоун

благополучно - удачно, успешно

коряга-пень

наслаждалась-блаженствовала

достоинство-совершенство

восторг- восхищение, упоение

стиснула - сжала, сдавила

восхитительный - замечательный, очаровательный

Тест В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

1.Где жила лягушка до путешествия?

А) в лесу

Б) на болоте

В) в парке

2.Какое прозвище было у лягушки?

А) старушка

Б) квакушка

3.Чем она питалась?

А) комарами и мошками

Б) утками

4.Как она познакомилась с утками?

А) утки спустились на болото, где жила лягушка

Б) лягушка сама подошла к ним

5.Что хотела узнать у уток лягушка?

А) какой формы Земля

Б) какая Земля сверху

В) что такое юг

IX. Итог

- Ребята, для вас я приготовила интересное задание . У вас на парте лежат карточки с буквами: «А», «Б», «В» - это и будет являться вариантом ответа на вопрос.

1. Назовите главного персонажа сказки:

А) утка

Б) человек

В) лягушка

2. Как вы можете описать характер Лягушки - путешественницы?

А) вредная

Б) хвастливая

В) скромная

3. О чём произведение Гаршина «Лягушка - путешественница»?

А) о дружбе

Б) о волшебстве

В) о приключении животных

4. Почему не состоялось путешествие лягушки?

А) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным

Б) лягушки не умеют летать

В) из-за хвастовства и зазнайства лягушки.

- Молодцы! Вы отлично справились!

-К каким из басен Крылова близка наша сказка.

1. Мартышка и очки

2. Ворона и лисица

3. Зеркало и обезьяна.

(обсуждение, покажите под какой цифрой записана басня)

На кого похожа лягушка? (на ворону)

Прочитаем фразу их четырех частей, которые характеризуют лягушку как ворону (дети зачитывают)

- Какое качество подвело лягушку и ворону? (хвастовство)

- Какая лягушка? (хвастливая)

Сказка «Лягушка-путешественница» была известна писателю по сборнику старинных индийских сказок и по басне знаменитого французского баснописца Лафонтена.

Но в этих произведениях вместо лягушки в путешествие отправляется черепаха, вместо уток её несут лебеди и, выпустив прутик, она падает и разбивается насмерть. Как видите, путешествие лягушки закончилось куда благополучнее.

X. Домашнее задание

Подготовить выразительное, безошибочное чтение сказки.



© 2010-2022