Статья Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников на уроках ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное развитие, воспитание школьников

как средство реализации ФГОС через урочную деятельность

Еремчук Ольга Николаевна, учитель ОРКСЭ МБОУ «Гимназия № 8» города Ангарска Иркутской области На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность. Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. Учитель берет на себя право и ответственность войти в душу другого человека и решать за него или вместе с ним, что ему нужнее, что выбрать, как жить, к чему стремиться. В сегодняшнем дне наши дети существуют в исключительно сложной обстановке, им необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а дополняют друг друга. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, а реализовать данную задачу возможно именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. Я преподаю этот курс четвёртый год. Причём преподаю два модуля «Основы светской этики» и «Основы православной культуры». Для меня эти два курса неразрывно связаны друг с другом. Такие нравственные понятия как совесть, добро и зло, такие ценности как семья, Отечество проходят основным лейтмотивом по этим курсам. Хочется сразу поделиться личными впечатлениями. Меньше душевных и физических затрат для меня является подготовка к проведению урока этики. Почему, спросите вы. Да потому что, проработав в школе более20 лет, я не раз готовила классные часы, нравственные беседы по темам, которые содержаться в данном модуле. Естественно жизнь не стоит на месте, поэтому на смену урока прошлого пришли новые формы и методы. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы: 1. Метод моральных дилемм и дискуссий - создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. 2. Эвристические методы - методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. 3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Кроме этого на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Большую поддержку в создании таких творческих задач, в постановке проблем оказывает интернет, благодаря которому можно найти такие ролики, которые находят живой отклик в детских сердцах, а как раз это я считаю главной задачей данного курса - достучаться до детского сердечка. Но в первую очередь я обращаюсь к тем знаниям, которые дети получили на других уроках. Прежде всего - это урок литературы. Такие произведения как повести и рассказы Юрия Яковлева «Рыцарь Вася», «Полосатая палка», Железникова «Рыцарь», Виктора Астафьева «Белогрудка», «Бабушка с малиной» заставляют каждого задуматься о добре и зле, о чести и достоинстве, о справедливости, о совести, понять, какой поступок является нравственным. Первый год своего преподавания данного курса я работала в своём классе, т.е. в классе, где я являлась классным руководителем. Какое же удовлетворение я получала от своей работы, когда курс литературы и ОРКСЭ взаимно обогатились и проникли друг в друга. На уроках литературы дети стали оперировать такими понятиями как альтруизм и эгоизм, добродетель и порок, нравственность и др. А на уроках этики с увлечением приводили примеры нравственных поступков из литературных произведений. К сожалению, учителю, который преподаёт в определённом классе только этику трудно пронаблюдать данную интеграцию в полной мере. Курс ОПК я буду вести третий год. Для меня это очень сложный курс. Как большинство из нас я человек верующий, но не воцерквлёный. Это создаёт некую двоякость. С одной стороны курс носит культурологический характер, что снимает необходимость быть верующим человеком. С другой стороны трудно иногда объяснить понятно и доступно ребятам такие темы, которые требуют специальных глубоких знаний. Например, «Заповеди блаженств», «Православие о Божием суде». Стыдно признаться, но некоторые тексты учебника «ОПК» А.В.Кураева для меня трудны в восприятии. Поэтому на своих уроках я стремлюсь не упростить данный курс, а сделать его ближе детям. С этой целью я включаю в работу литературу, приобретённую в Храме. А самое главное стремлюсь идти от самих детей. Поэтому мы начинаем с того, что Россия - это каждый из нас. Я - часть своей необъятной Родины. Очень маленькая часть. Но очень значимая. А кто Я? Почему меня так зовут. И здесь мы сталкиваемся с тем, что у каждого из нас есть имя. Раньше имя ребёнку давали при крещении. Имя какого-либо святого. Это было частью нашей культуры. И тут мы подходим к понятиям «культура», «религия», «крест», «крещение». Узнаём, кто такие святые, но самое главное, в честь кого назвали именно МЕНЯ. А я - это часть моей семьи, в которой есть традиции. И вот тут есть возможность дать детям раскрыться, показать и рассказать о своих близких, которые непременно отмечают Рождество, Пасху и многие другие такие близкие каждому праздники. И далее не порвать цепочку, а перейти к следующим темам, которые уже будут носить не сухой назидательный характер, а понятный и близкий каждому «Христос и Его крест», «Таинство причастия», «Чудо в жизни христианина». И всегда на всех уроках незримо присутствует семья. Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Мне кажется, что очень большую роль в более глубоком усвоении материала в данном возрасте является наличие материального продукта, полученного ребёнком по завершении урока или серии уроков. Я заметила, какое удовольствие получают дети, когда уносят с урока «Пасха» расписанное яйцо или сложенную в технике оригами подставку для него, а с урока, на котором говорили о рождестве Христа рождественского ангела и т.п. В заключении хочу сказать, что ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей ОРКСЭ в развитии личности ребенка.

© 2010-2022