Рабочая программа Мульттерапия для 1 класса + КТП

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Программа «Мульттерапия» имеет развивающую направленность, предназначена для детей младшего школьного возраста. Программа включает в себя использование различных техник прикладного творчества, такие как лепка, рисование, оригами и другие, что позволяет обучать детей данным техникам и раскрывать их творческий потенциал. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мульттерапия» составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014г.с изменениями от 06.04.2015г.)
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО (от 06.10.2009 г. № 373);
  3. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707)
  4. Приказ МОиН РФ №2106 от 28.12.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья обучающихся, воспитанников».
  5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/72ЗЗ от 17сентября 2014 г «О направлении информации по вопросам разработки и утверждения образовательных программ в общеобразовательных организациях».
  6. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2010 г. № 189 (ред. От 28.05.2014 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») ( Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. №19993).
  8. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
  9. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 09.04.20l5 г, № 03-02/2789 «О проведении мониторинга в 2015 году оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области».
  10. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02.03.2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».
  11. Методические рекомендации ЧИППКРО «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в 2015-2016 учебном году» (приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2015 г. № 03-02/4938.
  12. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ НОШ №95.
  13. Школьный учебный план МБОУ НОШ №95 на 2015 - 2016 учебный год.
Положение о внеурочной деятельности учащихся МБОУ НОШ №95. Цель программы: развитие творческого потенциала учащихся, создание развивающей образовательной среды, позволяющей удовлетворить интересы, склонности и творческие запросы детей в области анимационного искусства. Задачи: • углубить и расширить знания о профессиях, связанных с созданием мультфильма (сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, актер, оператор) • знакомство учащихся с основами анимации (замысел и драматургия, владение различными техниками анимации, правила съемки и монтажа, звуковое оформление мультфильма, совместные просмотры). • научить самостоятельно, выбрать и планировать работу над мультфильмом. • способствовать развитию умения общаться в группе, развитию коммуникативных свойств личности. • создать условия для творческой самореализации личности ребенка; • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. • изучение истории искусств, в рамках изучения законов построения мультипликации • использование готовых мультфильмов в образовательном процессе. • выход на креативный уровень, с целью подготовки работ к участию в детских кинофестивалях, выставках. Важнейшая часть программы - ее идеология. Это создание отечественного мультипликационного продукта руками детей, пропаганда важнейших человеческих ценностей - доброты, любви к Родине, краю, природе и близким. В основу курса положено обучение в порядке постепенного усложнения - от выполнения отдельных тренировочных упражнений по «оживлению» на экране самых простых предметов до изобретения новых анимационных техник, от упражнений с наиболее простыми экранными движениями до сложных постановочных композиций, использующих всю глубину и объем экранного пространства. Таким образом, ребёнок постепенно поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.

Режим проведения работы: Развивающая программа состоит из 33 занятий, которые проходят 1 раз в неделю. Одно занятие равно 1 академическому часу. Академический час установлен нормативными документами, его продолжительность зависит от возраста ребенка, согласно СанПиН: дети младшего школьного возраста до 1 часа. При отборе содержания используются структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением. Виды занятий:

  • Азбука мультипликации. На таких занятиях знакомятся с основными понятиями и терминами мультипликации, просматриваются и обсуждаются мультипликационные фильмы различных жанров, видов, выполненные в различных техниках; знакомятся с основными выразительными приёмами мультфильма, планами (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь); узнают о том, кто изобрел мультипликацию, приобщаются к опыту известных мультипликаторов.
  • Литературно-творческие занятия. Здесь приобретается способность выразить желаемое языком кино - это прослушивание сказок, просмотр мультфильмов, сочинение историй, стихов, сценариев, знакомство с основными законами стихосложения, и правилами составления рассказа, составление раскадровки;
  • Занятия по изобразительной деятельности - это создание набросков, поиски образов героев, изготовление фонов и бутафории, необходимой по сценарию, в различных техниках декоративно-прикладного творчества - (бумагопластика, квиллинг, оригами, папье-маше, торцевание, живопись, витраж, аппликации из бумаги и пластилина, силуэтное вырезание, коллаж, лепка и др.;
  • Анимация. На анимационных занятиях дети знакомятся с основными приёмами анимации, осуществляют оживление персонажей, снимают этюды в различных техниках (рисованная техника, перекладка, пластилиновая анимация, песочная анимация, stopmotion и пр.), а так же просматривают и обсуждают проделанное.
  • Азбука актёрского мастерства и звука. Такие занятия предполагают не только непосредственно, само озвучивание созданного мультфильма, но и знакомство с природой и разновидностью звуков (музыка, речь, голоса животных, шумовые и звуковые эффекты, паузы), а также упражнения по сценической речи, правильной артикуляции, выразительному чтению, этюды на одушевление и перевоплощение, изучение эмоций, чувств, мимики, жестов, особенностей движения.
  • Диагностические занятия. Диагностические занятия необходимы для того, что бы отследить динамику развития и состояния детей в процессе прохождения данной программы. В качестве диагностики используется метод наблюдения, а также такие методики, как «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса и «Альбом с замаскированными картинками» С.В. Максимовой.

Основные принципы реализации программы:

  • Принцип сотрудничества или свобода участия. Создание мультфильмов - увлекательный и интересный процесс, однако дети не всегда идут на сотрудничество и со взрослыми и со сверстниками, поэтому, если ребенок не хочет участвовать, не стоит настаивать. Ему можно предложить просто присутствовать и присоединиться, когда он этого захочет.
  • Принципы доверия, поддержки и принятия позволяет ребенку повысить свою самооценку, активность, даёт возможность действовать ему в соответствии с собственными интересами и возможностями и развить способность к самопознанию.
  • Принцип безоценочного приятия всего того, что сотворил ребенок в процессе.
  • Соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его детьми в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности.
В программе используются принципы развития творческой активности: 1. Принцип открывающейся перспективы выражается в том, что создается такая ситуация, в которой не дается четкая инструкция, что надо делать, но открываются возможности для самостоятельного открытия новых знаний, способов деятельности, собственных возможностей. 2. Принцип баланса спонтанной и целенаправленной активности - ориентации на процесс и результат. Важно, чтобы ребенку было предоставлено время и место для спонтанной активности, где нет определенных требований, оценок, принимается все, что он делает. Для этого занятие должно состоять из двух частей - неструктурированная (взрослый следует за активностью ребенка), структурированная (взрослый дает задания, направляет активность ребенка). Этот принцип также следует учитывать при организации проектной и исследовательской деятельности. При этом вседозволенность и неограниченная свобода во всем - это другая крайность. Чтобы активизировать спонтанную активность детей, необходимо создать творческую обстановку, исключить оценочные суждения, сравнения с другими, принимать все, что придумывает ребенок, а впоследствии помочь выбрать из потока идей те, которые можно реализовать в продуктивном творчестве. 3. Принцип построения обучения на основе детских инициатив и интересов. Умению выполнять задачу можно научить традиционными средствами - запоминаем, тренировкой. Способности порождать собственные идеи, целеполаганию научить нельзя, можно только создать для этого условия - принятия, поддержки, вдохновения, раскрепощенности. Основной механизм развития творческой активности - заметить, поддержать, помочь довести до творческого продукта, создать ситуацию успеха, адекватно отразить, помочь осознать себя в качестве субъекта творчества. От спонтанной активности ребенка - через обучение - к творческому продукту. Обучение не навязывается ребенку сверху, а строится, исходя из интересов ребенка. 4. Принцип проблемности состоит в том, что ребенку даются не готовые знания, а организуют такие условия, в которых он сам добывает эти знания, создается ситуация неопределенности, конфликта, противоречия. Этот принцип реализуется в исследовательской и проектной деятельности, а также при оценивании - не просто «не правильно», а «проверь, исследуй, обоснуй свою позицию». 5. Предоставление выбора, самостоятельности. Когда ребенок сам выбирает игры, трудность, вид задачи, способ решения, материалы, которые он будет использовать и т.д. в нем включается субъектная позиция, ответственность, что также стимулирует собственную активность. 6. Индивидуальный подход - то, что может быть хорошо одному ребенку, для другого - плохо, самому ребенку трудно понять, чем он отличается от других. Задача взрослого - помочь осознать свою индивидуальность, особенности, потребности и интересы. 7. Вариативность позиций взаимодействия с ребенком. Наряду с традиционными формами общения на уровне контролирующего или опекающего Родителя, необходимо построение взаимодействия «на равных»: «Взрослый-Взрослый», «Ребенок-Ребенок». 8. Позитивная обратная связь - это создание ситуации успеха, принцип отраженной субъектности (В.А. Петровский). Механизм развития творческой активности ребенка состоит в осознании себя субъектом творческой деятельности. Это осознание возможно в процессе диалога со взрослым, который помогает ребенку увидеть, чем он отличается от других, какова его индивидуальность. То, в какое русло в последствии будет направляться творческая активность ребенка - созидательное или деструктивное, зависит от того, как взрослый реагирует на его спонтанную активность (буквально - каким словом называет ее - «оригинальной идеей» или «отклонением»). Методы работы:
  • наглядный (с использованием показа мультипликационных фильмов, наглядных пособий, зрительных ориентиров);
  • словесный (объяснение, беседа, описание, рассказ, вопросы, ответы);
  • практический (практическое выполнение заданий);
  • игровые методы;
  • проектный метод;

Диагностический инструментарий: 1. Методика «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса, направленная на выявление уровня творческого мышления детей. 2. Методика «Альбом с замаскированными картинками» С.В. Максимова, состоящая из двух частей: - I часть направлена на выявление неадаптивной творческой активности (т.е. степени развития творческого потенциала)

- II часть направлена на выявление адаптивной творческой активности (т.е. на умение реализовывать творческий потенциал) Предназначения программы, ее актуальность и характерные особенности. Программа даёт право каждому учащемуся освоить духовное наследие предыдущих поколений, узнать историю мультипликации; предоставляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся, их ознакомлению с различными профессиями, а также найти новые увлечения и с интересом проводить свободное время. Современные условия диктуют и новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать. Искусство анимации и представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность. Этим объясняется высокая актуальность данной образовательной программы. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях анимационной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих стремлениях призвана данная программа. Материалы программы могут быть полезны педагогам дополнительного образования, работающим с детьми, в данном направлении творчества. Новизна данной программы заключается в следующем: - содержание занятий построено на взаимодействии различных видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр), объединенных общей целью и результатом - созданием мультипликационного фильма; - включение в содержание программы разнообразных видов изобразительной (рисование, лепка, конструирование, изготовление кукол из различных материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа с кино, - видео, - аудио аппаратурой) деятельности; - использование системы заданий и упражнений, раскрывающих изобразительно-выразительные возможности искусства мультипликации и направленных на освоение детьми различных материалов и технических приемов художественной выразительности; - применение системно - деятельностного подхода при подаче как теоретического так и - практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных кино, слайд - фильмов, а также практической деятельности с использованием технических средств.
Ожидаемые результаты Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Личностные результаты - Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности - Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития мультипликации. - Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации. - Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к анимации. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. - Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций. - Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности. - Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя. Метапредметные результаты - Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения. - Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта. - Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера. - Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. - Способность к использованию средств ИКТ и как базы компьютерной грамотности. - Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. - Формирование специфических для анимации операций - Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения. - Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать. - Начальные представления о сущности и особенностях анимации, истории ее развития. - Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «мультстудия». Планируемые личностные результаты
Виды УУД Выпускник научится Личностные (сформированность вну­тренней позиция обучающегося адекватной мо­тивации учебной деятельности, включая учеб­ные и познава­тельные моти­вы, ориентация на моральные нормы и их вы­полнение, спо­собность к мо­ральной децен-трации) внутренняя позиция школьника на уровне поло­жительного отношения к школе, ориентации на со­держательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельно­сти, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самокон­троль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание пред­ложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в фор­ме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической при­надлежности; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окру­жающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвен­циональному уровню; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и со­переживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценно­сти природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточи­тельного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной худо­жественной культурой.
Планируемые метапредметные результаты
Виды УУД Выпускник научится Регулятивные (овладеют всеми типа­ми учебных действий направленных на ор­ганизацию своей ра­боты в образователь­ном учреждении и вне его, включая способ­ность принимать и со­хранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контроли­ровать и оценивать свои действия, вно­сить соответствующие коррективы в их вы­полнение)

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре­зультату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия резуль­татов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, ис­пользовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; • выполнять учебные действия в материализованной,
гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные (научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненгы - тексты, ис-пользовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач)
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учеб­ной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной инфор­мации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную инфор­мацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением суще­ственных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из ча­стей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выве­дение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе рас­познавания объектов, выделения существенных призна­ков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные (приобретут умения учитывать позицию Собеседника (партнё­ра), организовывать и осуществлять сотруд­ничество и коопе­рацию с учителем и сверстниками, адек­ватно воспринимать и передавать инфор­мацию, отображать предметное содержа­ние и условия деятельности в сообще­ниях, важнейшими компонентами которых являются тексты
• адекватно использовать коммуникативные, прежде все­го речевые, средства для решения различных коммуни­кативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддерж­кой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей раз­личных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в сов­местной деятельности, в том числе в ситуации столкно­вения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учиты­вающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологи­ческое высказывание, владеть диалогической формой речи.
К окончанию курса дети будут знать: - необходимые сведения о видах анимационных техник; - о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране; - законах развития сюжета и правилах драматургии; - о сценической речи; - о звуковом сопровождении мультфильма. Уметь: - «оживлять» на экране самые различные предметы и пользоваться основными анимационными техниками; -импровизировать; - выступать перед публикой, зрителями.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Дата

Название разделов программы, тем

Основные виды деятельности



1 четверть (9 часов) Знакомятся с основными понятиями и терминами мультипликации; знакомятся с основными выразительными приёмами мультфильма, планами (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь); узнают о том, кто изобрел мультипликацию, приобщаются к опыту известных мультипликаторов, знакомятся с основными законами стихосложения, и правилами составления рассказа, составление раскадровки; создают наброски, поиски образов героев, изготовление фонов и бутафории, необходимой по сценарию, в различных техниках декоративно-прикладного творчества знакомятся с основными приёмами анимации, осуществляют оживление персонажей, снимают этюды в различных техниках просматривают и обсуждают проделанное. озвучивание созданного мультфильма, но и знакомство с природой и разновидностью звуков. отследить динамику развития и состояния детей в процессе прохождения данной программы 1.

Вводное занятие. Инструктаж по правилам поведения и техники безопасности на занятиях. 2.

Диагностика - начальный этап. 3.

Основа представлений о мультипликации и анимационном творчестве. Просмотр и обсуждение мультфильмов


Знакомство с основными техниками анимации (4 ч) 4.

Песочная анимация 5.

Stopmotion 6.

Рисованная анимация 7.

Пластилиновая анимация (объёмная анимация, перекладка, комбинированная анимация)


Мой первый персонаж (10 ч) 8.

Продумывание образа героя, зарисовка 9.

Знакомство с мимикой или как меняется выражение лица?!


2 четверть (7 часов) 10.

Создание героя в пластилиновой технике 11.

Изучение движений рук и ног. Учим персонажа ходить 12.

Оживление персонажа - фотосъёмка 13.

Озвучивание персонажа 14.

Просмотр созданного мультфильма, обсуждение 15.

Урок юных писателей - учимся сочинять. Знакомство с этапами развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог) 16.

Урок юных писателей - учимся сочинять. Знакомство с этапами развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог)



3 четверть (10 ч) 17.

Знакомство с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.)


Создание мультфильма по мотивам сказки «Теремок» (11 ч) 18.

Знакомство со сказкой «Теремок», обсуждение сказки 19.

Работа над созданием сценария 20.

Составление раскадровки 21.

Работа над созданием героев сказки 22.

Работа над созданием героев сказки 23.

Создание фонов и декораций 24.

Создание фонов и декораций 25.

Съемка 26.

Съемка


4 четверть (7 часов) 27.

Съемка 28.

Озвучивание 29.

Озвучивание 30.

Озвучивание 31.

Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы 32.

Заключительная диагностика. 33.

Заключительное занятие: просмотр мультфильмов, созданных детьми, обмен впечатлениями, обсуждение творческих планов на следующий год

ВСЕГО: 33 часа
Содержание программы: Технологические этапы создания мультфильма

  1. Выбор темы:
Темы будущих фильмов продумываются преподавателем в зависимости от интересов детей, от количества детей в группе, от возможностей кабинета. Тема может родиться от общения педагога с детьми, от сиюминутной потребности разобраться в ситуации, в эмоциях или быть приурочена к празднику, памятной дате. Примером может послужить, созданный мультик на тему «Правила дорожного движения», что для детей получится не только интересной, но и познавательной работой. Важно сначала обговорить с детьми, как они понимают выбранную тему, есть ли у них ассоциации с их жизненным опытом. Можно посмотреть иллюстрации, обсудить какие ассоциации вызывает эта тема. В начале занятия четко обозначить тему, а потом можно забыть про нее, следуя за идеями детей.
  1. Создание сценария:
На данном этапе сочиняется сказка, разрабатывается общая концепция и идея мультфильма, а также образ и характер каждого из героев. Это способствует развитию мышления, творческого воображения и инициативы детей, активизирует речь, что позитивным образом сказывается на их личностном развитии и социализации. Но как же научить ребенка сочинить сказку? Сказка - это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план. Первое, что нужно сделать - это определить тему, то есть то, о чем будет наш рассказ (сказка). Второе - обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить. И третье - непосредственно построить рассказ по следующей схеме:
  1. Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)
  2. Завязка действия (с чего все началось)
  3. Развитие действия
  4. Кульминация (самые важные моменты)
  5. Спад действия
  6. Развязка (чем все закончилось)
  7. Концовка
Не пугайтесь называть ребенку такие сложные понятия, как «экспозиция», «кульминация». Пусть сейчас он их и не запомнит, но сам принцип построения он обязательно усвоит и в дальнейшем сможет его применить. Для составления сказки можно немного расширить алгоритм, чтобы ребенку было проще ориентироваться. 1. Начало (например, жил-был дождик, цветочек, солнышко и т.д.) 2. Завязка (как-то раз, однажды пошел он или решил сделать и т.д.) 3. Развитие действия (повстречало кого-то, например)
  • первое испытание выдержало
  • второе испытание выдержало
4. Кульминация (третье испытание, после которого он или он превращается в кого-то или что-то) 5. Спад действия (кто-то что-то делает, чтобы наш герой обрел свой первоначальный вид) 6. Развязка (с той поры или с тех пор) 7. Концовка (и стали они жить по-прежнему или не стал он больше никуда уходить и т.д.) 3. Раскадровка: После того, как сюжет обрисован, необходимо сделать раскадровку. Раскадровка - это отображение сюжета в картинках - комикс. В раскадровке действие разбирается на отдельные сцены, из которых складывается мультфильм. Делая раскладку, важно постоянно ставить себя на место будущего зрителя. Оценивать то, насколько понятен сюжет. Некоторые моменты, которые кажутся очевидными авторам, для зрителя часто совсем не являются таковыми, в раскадровке должна присутствовать логика. Иногда во время занятий лучше делать раскадровку вместе с придумыванием сценария. Процесс становится более динамичным. Также возможно, когда дети вместе придумывают сюжет, а преподаватель зарисовывает кадры на доске или бумаге. Это особенно хорошо при работе с младшими группами, так как при таком совместном процессе детям легче сосредотачивать внимание, помнить с чего началась история. Второй вариант заключается в том, что каждый рисует свою собственную раскадровку, потом все вмести обсуждают полученные результаты, и выберается наиболее удачная или создается одна целая из всех работ. Этот вариант больше подходит для старших групп. Любая сцена, которую нужно снимать, обычно включает в себя фон (изображение места происходящего действия), героев и объекты, с которыми они взаимодействуют. Анимация не получается, если нарисовать на одном изображении и героев, и место действия, и предметы. Герои двигаются, а фон статичен, так что, необходимо объяснить детям, что героев и фоны нужно рисовать отдельно.
  1. Изготовление:
На этом этапе дети создают всё необходимое для дальнейшей работы по созданию мультфильма, используя различные техники прикладного творчества, что позволяет развивать креативность, пространственное и образное мышление, восприятие, мелкую моторику рук, помогает ребенку выразить себя. Основные техники прикладного творчества, используемые в анимации: - Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/560 Также существуют: Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/1636 Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/15 - Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель. В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Можно декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/561 - Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/462 - Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 stranamasterov.ru/node/1364 - Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/521 Существует торцевание на пластилине. Подробней: stranamasterov.ru/taxonomy/term/666 - Выдувание - техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки). Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги. - Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/438 - Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/1222 - Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/1094 В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов... - Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества - это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/1315 - Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/667 - Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них: Жостовская роспись - старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов. Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/301 - Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/364 Аппликация из пластилина - пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/1243 Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей и ваши руки. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/1346 - Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/1412 - Вырезание - термин очень широкого понимания. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/701 Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое. Виды: Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/1416 Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/466 - Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/324 - Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие. Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/984 - Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/670 - Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило, уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта. Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения. Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/1397 - Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др. Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/1399 Приступая к созданию персонажей или декораций в различных техниках, взрослому важно создать творческую атмосферу, подбодрить ребят, начать самому что-то изготавливать. На этом этапе можно разбить на группы или пары. Главная задача преподавателя - воодушевить ребенка, помочь ему найти ключ к самому себе, к своим талантам и к уверенности в своих силах. Лучше больше общаться, подробно обсуждать содержание каждого рисунка или пластилинового персонажа. Педагог может помочь советом, и даже помочь с выполнением, но с тем условием, что идея и основная работа будет сделана самим ребенком. На первом этапе педагог ни в коем случае не должен критиковать или давать какую-либо оценку детским работам!
  1. Озвучивание:
Обычно в анимационном производстве, озвучивание мультфильма производится перед анимацией. Но так как в наших детских мультфильмах не нужна точная синхронизация звука и изображения, то голоса записываются после анимации или вместе. Озвучивание очень важный процесс, который способствует развитию не только речи, но и памяти, мышления и артистических способностей ребенка.
  1. Монтаж:
Иногда мультик монтируется сразу, и дети видят результат проделанной работы сразу. Чаще бывает, когда преподаватель монтирует и озвучивает мультфильм после сессии - показывает его на следующем занятии. Если готовый мультик выкладывается на сайт, куда может зайти ребенок, то мотивация возрастает, так как ребенок может показать результат своего труда друзьям, братьям, сестрам, родителям. Или можно подарить готовый мультфильм всем участникам на диске - это поможет закрепить в памяти ситуацию успеха, самореализации, ребенок может возвращаться к просмотру не раз. Для развития субъективной позиции детей, ощущения себя автором, важно указать имя ребенка в титрах к мультику. Еще лучше, если к титрам прилагается фотография ребенка.
  1. Просмотр и обсуждение мультфильмов (лучше вместе с родителями и приглашенными гостями)

Основные техники анимации: Рисованная техника - перекладка: Перекладка является самой простой технологией для работы с детьми. Герои изображаются на плотной бумаге и вырезаются. Все подвижные части тела вырезаются отдельно и потом скрепляются (пластилином, ниткой или тонкой проволокой). Перемещая персонажей по фону, изменяя их позы, все покадрово снимается на закрепленный на штативе фотоаппарат. Пластилиновая анимация: Материалом для мультфильма может послужить не только пластилин, но и глина. Материал обычно лепится на каркас. Как и в любой объемной анимации объекты устанавливают на фоне декораций и передвигают, модифицируют между кадрами. Чтобы достичь лучших результатов, нужно поддерживать иллюзию целостности, неразрывности. Для этого необходимо поддерживать постоянное освещение и следить за местоположением объектов. В жанре пластилиновой анимации работали Александр Татарский, Гарри Бардин, Ник Парк. Большую роль в истории пластилиновой анимации сыграла студия Aardman Animations. В пластилиновой анимации существует несколько техник:
  • перекладка: композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами. Персонажи и декорации для этого вида анимации делаются специальной, плоской формы. В настоящее время слои снимаются по отдельности и совмещаются при компьютерном монтаже. Этот вид анимации используется для удобства анимирования персонажей. В этой технике был снят знаменитый фильм «Падал прошлогодний снег».
  • объёмная анимация: классическая пластилиновая анимация, схожая по принципу с кукольной анимацией - объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку анимировать персонажей приходится в пространстве; их необходимо специально укреплять в декорации, иногда используя дополнительные опоры и подвески.
  • комбинированная анимация: персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего экрана, после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые декорации. В данном виде пластилиновой анимации основной объём работы приходится не на работу с пластилином, а на работу с компьютером.
Stopmotion (стоп мошен): В этой технике для создания мультфильма используются предметы, игрушки или сами дети. Stopmotion можно попробовать в самом начале, чтобы объяснить детям суть анимации. Потом просмотрев то, что получилось (это можно сделать без монтажа, быстро листая фотографии), такие мультфильмы можно снимать без сценария, а придумывая на ходу. Песочная анимация: Хотя и более распространенное название данной техники - песочная анимация, оно не совсем верно, так как в качестве материала может выступать любой легкий порошок - песок, соль, крупа и т.д. Порошок тонкими слоями (обычно руками, но возможно кисточками или любыми другими подходящими инструментами) наносится на подсвеченное стекло. Эту технику хорошо использовать с детьми, которые боятся ошибиться нарисовать некрасиво, так как здесь можно все быстро исправить или переделать. Изобретателем данного метода является канадский мультипликатор Кэролайн Лиф.
Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение - наличие ноутбука и программного обеспечения для монтажа мультфильмов - фотоаппарат - стол - рабочие места для изготовления поделок Материалы, использующиеся при реализации данной программы:
  1. Краски - гуашь, акварель. Краски больше, чем другие материалы позволяют выражать эмоции, настроения, образы.
  2. Пастель. Рекомендуется использовать масляную пастель, так как сухой пастелью непрофессионалу рисовать довольно сложно (она крошится).
  3. Бумага. Для рисования героев применяется бумага формата - А3, А4; для рисования фонов бумага А3, А1(ватман) или склеенная в длинную полоску - для движущегося фона. Можно применять цветную, бархатную, гофрированную, папирусную бумагу и т.д.
  4. Кисточки. Желательно, чтобы кисточки были разных размеров. Ребенок по возможности должен выбирать инструмент выражения своих эмоций или задуманного изображения.
  5. Карандаши, фломастеры, масляные мелки и т.д.
  6. Пластилин. Замечательный материал с большим разнообразием цветов и оттенков. Особенностью пластилина также является его податливость, пластичность, и практически неограниченные возможности при работе с ним. Способы работы с пластилином могут быть самые разные: ребята могут лепить объемные предметы, а так же размазывать его на плоскости бумаги, картона или дощечки, создавая живописные вещи.
  7. Другие материалы. Сыпучка (песок, крупа, кофе), платки, кусочки ткани различных цветов и разные по фактуре, украшения, камни, мишура, готовые глазки, звездочки, буковки и все, что подскажет вам ваша фантазия.

Список литературы
Научно - методическая литература: 1. Анофриков П., Тихонова Е. Представляем детскую анимационную студию // Искусство в школе. - 2002. - № 1 2. Асенин С. В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. - М.: Искусство, 1974 3. Асенин С. В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации. - М.: Искусство, 1986 4. Асенин С. В. Мультипликационное кино // Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987 5. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации. - М.: Искусство, 1964 6. Баженова Л. М. Творчество детей на занятиях по основам экранной культуры // Начальная школа. - 1996. - № 1 7. Баженова Л. М. «Фильм рождается из мыслей…» // Искусство в школе. - 2002. - № 6 8. Баженова Л. М. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности // Специалист. - 1993. - № 5 9. Красный Ю., Курдюкова Л. Анимационная педагогика // Искусство в школе. - 1996. - № 1. 10. Максимова С.В. Монография «Творчество: созидание или деструкция» М. 2006 219 стр. 11. Максимова С.В. Приглядитесь повнимательнее к хулиганам и двоечникам. Газета «1-е сентября» № 3 2008 12. Максимова С.В. Развитие творческой активности младших школьников журнал «Начальная школа» №7 2009 с. 21 - 26 13. Максимова С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся. Методическое пособие. Программа. Тематическое планирование. - М: «Русское слово», 2013, 116 с. 14. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников (Альбом с замаскированными изображениями) в двух частях Часть 1 - М: «Русское слово», 2013, 47 с. 15. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону 1993 16. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании ВП №1 1985 17. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности М. 1992 18. Петровский В.А., А.С. Огневь Креативный потенциал субъектогенеза. \ Творчество и личность. Тезисы Курск 1995 19. Попова К.С. -"Факультет анимации. Основы предметной анимации". Образовательная программа, г. Красноярск, МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник», 2010г. 20. Ривина Е., Матвеева О. Праздник мультипликации // Обруч. - 2001. - № 2 21. Сазонов А.П.- "Изобразительная композиция и режиссерская раскадровка рисованного фильма", Москва, 1960 г.. 22. Смолянов Г.Г - "Кукольный персонаж на съемочной площадке". Учебное пособие.-М., ВГИК. 1984.г 23. Сергеева Т. Третий международный фестиваль экранного творчества детей // Искусство в школе. - 2002. - № 4 24. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 25. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского . - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2002 26. Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы / Н. Халатов. - М.: Молодая гвардия, 1989г. 27. plast.me/ 28. stranamasterov.ru/ Литература для родителей: 1. Баженова Л. М. Обсуждение фильмов с детьми //Начальная школа. - 1995.- № 3 2. Баженова Л. М. Основы экранного искусства в школе //Искусство в школе. - 2002. - № 4, № 5 3. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в школе. 1993. № 1. 4. Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993. № 1. 5. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1991. 6. Калвейт. Резерв успеха - творчество. М.: Педагогика, 1989. - 152с. 7. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Обзорная информация. - Вып.2. - М.: Педагогика. 1984. - 98с. 8. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 1990. № 3 9. Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990. № 1. 10. plast.me/
Литература для детей: 1. В. Запаренко «Как рисовать мультики»//Спб.:Издательство «Фордевинд» 2011//128 стр. 2. Ривина Е., Матвеева О. Праздник мультипликации // Обруч. - 2001. - № 2 3. plast.me/

Глоссарий

Аниматик - анимированная раскадровка, включающая основные монтажные приемы будущего фильма: расположение объектов в кадре, движение камеры и т.п., и отснятая в хронометраже будущих сцен, с репликами.

Анимация (от фр. animation) - оживление, одушевление. Слова «Мультипликация» и «Анимация» в современном русском языке нередко используются в качестве синонимов, несмотря на различное происхождение этих слов и их значений (денотатов). При этом в профессиональных кругах второе преобладает, будучи частью международного профессионального жаргона, таких понятий как аниматик и т.п.

Компоновка - ключевая фаза мультипликата, определяющая характер и направление движения.

Лимитированная анимация - анимация, в которой используется как можно больше повторов уже сделанных фаз и в большем объеме используется статика. Как правило, в такого рода фильмах на секунду экранного времени затрачивается не более 6 рисунков. Лимитированная анимация требует такого же мастерства от одушевителя, как и классическая (т.е. максимально детализированная), поскольку здесь приходится создавать иллюзию действия самыми экономными средствами.

Мультипликат - ключевые компановки, которые создает художник-мультипликатор (аниматор).

Мультипликация (от лат. multiplicatio - умножение, увеличение, возрастание, размножение) - технические приёмы получения движущихся изображений, иллюзий движения и/или изменения формы объектов (морфинг) с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен.

Мультстанок - специальным образом оборудованная кинокамера и съемочной стол, где последовательно монтируются и снимаются в ярусах и слоях кадры анимации.

Перекладка - технология анимации, в основе которой лежит плоская марионетка. Персонажи вырезаны из плотной бумаги, целлулоида, двигаются (анимируются) непосредственно под камерой.

Пиксилляция - собранное заново по кадрам с новым таймингом и от этого ставшее условным движение живого актера.

Раскадровка - последовательность рисунков, определяющих монтажные планы.

Статика - наиболее устойчивое положение персонажа, которое можно держать в кадре длительное время. Несет функцию точки в предложении. Рисунок, предназначенный для статики, делается обычно с большей тщательностью, чем остальные фазы.

Тайминг - английское слово «timing» не имеет аналога в русском языке. Оно может означать темпоритм, синхронизацию, хронометраж. В анимации его следует понимать как расчет движения во времени и пространстве. Это та часть одушевления, которая придает движению смысл. Основные принципы тайминга в анимации: 1. Точная мизансценировка и композиция кадра. 2. Расчет времени на подготовку зрителя к предстоящему событию, на само действие и затем на реакцию зрителя на это событие.

Тотальная анимация - анимация, в которой в каждом кадре перерисовываются не только персонажи, но и фон. Каждая картинка рисуется полностью.

Фаза - промежуточное положение между компоновками.

Фазовка - создание промежуточных фаз движения.

Черновой мультипликат - мультипликат до прорисовки.

Экспозиционный лист (Exposhure List) - табличная форма, передающая последовательность фазованных рисунков, слоистое построение сцены, синхрон со звуковыми фразами, работу камеры, служебные пометки и т.д. Один из основных подписываемых и утверждаемых документов. Определяет, какие элементы сцены подлежат сканированию и закраске, в каких кадрах они расположены и какие слои собой представляют, как должна вести себя камера и т. д. На многих американских мультстудиях пользуются листами, вмещающими 96 кадров (4 секунды). При работе для ТВ, где скорость проекции 25 кадра в секунду, применяют листы в 100 кадров. В советских и российских студиях экспозиционный лист рассчитан на 52 кадра, что равно 1 метру кинопленки.

© 2010-2022