- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная работа по окружающему миру Красная книга России
Проектная работа по окружающему миру Красная книга России
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аблаева Т.Н. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проектная работа
по окружающему миру
«Красная книга России»
На тему: «Красная книга моей местности »
Работу выполнил: ученик 4 класса
МОУ « Яснополянская школа»
Синельников Данил
Содержание
Введение
1.О чем расскажет Красная книга?
2.Возьмем под защиту
3. Спасем и сохраним животных
3.1.Заяц
3.2Серая куропатка
3.3Степной орел
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Во время изучения предмета окружающий мир - я познакомился с разнообразием животного мира и узнал ,что некоторые виды животных с каждым годом исчезают. Есть - Красная книга России, в которую внося исчезающий вид животных. А я хочу представить Красную книгу нашего села ,точнее, ее первую часть - Животные и птицы нашего края. Оформление книги завершилось иллюстрированием подготовленного текста.
Объект: животные, птицы, нуждающиеся в охране
Предмет: условия, способствующие сохранению исчезающих животных
Гипотеза: я предполагаю внести свой вклад в дело сохранения природы, научиться быть заботливыми, добрыми и ответственными гражданами.
Цель проекта: сохранить исчезающие виды животных, имеющихся на территории нашего села, путем проведения экологических акций и создания Красной книги.
Развитие знаний о природе родного края, об исчезающих видах животных, обитающих на нашей территории.
Результат проектной деятельности:
Стенд «Давайте сохраним»
Акция «Они нуждаются в охране» (выпуск агитационных листовок в защиту животных).
Бyклет «Красная книга»
(рисунки, загадки, пословицы и поговорки, легенды, сказания, стихотворения)
Оборудование и материалы:
альбомные листы, цветная бумага, ножницы, карандаши, кисти, ластик, папка для файлов акварельные краски, гуашь.
Практическая значимость: буклет можно использовать на уроках, во внеурочной деятельности.
1. О чем расскажет Красная книга?
Обозначив тему, цель и задачи проекта приступил к разработке путей решения данной проблемы. Были разработаны первоначальные этапы работы:
собрать необходимую информацию;
посетить библиотеку;
провести исследование общественного мнения;
Для начала решил выяснить, что знают учащиеся о Красной книге, предложив ответить на вопросы:
-Что вам известно о Красной книге?
-О чем рассказывает Красная книга?
-Почему книга называется «красной»?
-Какие растения и животные могут попасть в Красную книгу?
-Как устроена Красная книга?
Результаты опроса показали, что знания по данной проблеме имеют многие учащиеся. Затруднения вызвал вопрос об устройстве Красной книги. Приложение 1
2. Возьмем под защиту
Следующий вопрос: «Какие животные нашего поселения находятся на грани исчезновения?»
Результаты опроса учащихся начальной школы:
Владеют информацией - 35%
Частично владеют - 20%
Не владеют информацией - 45%
Результаты опроса показали о неполных знаниях учащихся по данной проблеме. Поэтому решил провести опрос среди взрослого населения, и выяснил, что за последние годы сократилась численность зайцев, куропаток, диких уток, фазанов, лебедей, степных орлов и т.д.
Вопрос: «Какие меры предпринимают люди, чтобы сберечь природу?»
Наиболее часто встречающие меры, которые указали ребята: Бережное отношение ко всему живому.
Соблюдение правил поведения в природе (не мусорить, не разорять гнезда птиц, не ломать ветки, не поджигать траву.
Посадка леса. Меньше выбрасывать химии в окружающую среду.
Запрет на охоту редких животных.
Анализ опроса показал, только бережное отношение к природе может решить проблему сохранения животного мира.
Подводя итог, пришел к выводу, что это наша общая забота, и только совместными усилиями мы сможем сберечь природу родного края.
3.Спасем и сохраним
В наше время распространение и численность животных меняются буквально на глазах. Из беседы с взрослым населением я узнал, что за последние годы стремительно сокращаются в числе зайцы, куропатки, степные орлы.
3.1. Заяц. Приложение 2.
Мой дедушка говорил, что до 2000 года зайцы встречались часто, но с каждым годом их количество уменьшается . Я решил провести экскурсию и понаблюдать за норами, следами птиц, животных. Я ожидал найти что - то интересное, хотя бы следы зайца.
Думал, что на снегу будет хорошо видно, но повсюду только следы человека, машин и домашних животных.
3.2.Куропатка. Приложение 3.
Какова численность семейства куропаток в ваших местах? Несколько лет назад на этот вопрос любой житель нашего села отвечал с уверенностью от 20-30, а на сегодняшний день, задумавшись, отвечают от 3 до 10.Поскольку в 2012 году из - за двух месячных сильных морозов большинство птиц вымерзло.
3.3. Степной орел. Приложение 4.
На территории залива Сиваш возле нашей деревни было большое количество норных животных это: малый суслик, мышевидные грызуны ( полевки. Степные пеструшки ) полозы, ужи, степная гадюка, заяц - русак. Сейчас их количество значительно уменьшилось. А для степного орла это основная пища.
Рассматривая причины сокращения численности выше названных видов, пришел к выводу, что на это повлияло: - поджигание полей;
- засуха;
- неумеренная и плохо организованная охота;
- браконьерство;
- рубка лесных посадок;
- загрязнение среды обитания;
- удобрение полей большим количеством химии.
Заключение
Я хотел своим проектом показать, что рядом с нами живут животные, которые нуждаются в нашей защите. Для того чтобы они не исчезли из нашей жизни, каждому человеку необходимо научиться бережному отношению к ним, а для этого знать, что ему угрожает.
Невозможно оставаться равнодушным к проблеме сохранения исчезающих животных нашего поселения, ведь они являются украшением современной действительности. Трепетное отношение к природе, её изучение позволит нам жить на планете с неповторимым, разнообразным миром флоры и фауны.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты.
В работе над проектом мне было интересно проводить исследования, находить информацию в разных источниках. Я узнал много нового, научился работать в интернете. Конечно, было трудно, но интересно.
Красная книга это:
Тревожный сигнал
Напоминание
Призыв к спасению
А дальше должны действовать все мы!
Список литературы:
Энциклопедический словарь. Брокгауза и Ефрона.1980 - 1994 г.г.
Пятиязычный словарь «Названия птиц»/под ред. Акад. В.Е.Соколова
«РУССО»,1994 г.
Учебное пособие «Физическая география материков»
Власова Г.В., Аршинова М.А.
Интернет ресурсы:
HYPERLINK «ru. wikipedia. org/wiki/» ru.wikipedia.org/wiki/
HYPERLINK «slavclub.ru/stihi/zveri/» slavclub.ru/stihi/zveri/
Приложение 1
Красная книга
Ученые мира в 1948 году создали Международный союз охраны природы, стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее Красная книга.
Красный цвет - это цвет опасности, означает "стоп, не губи". Эта книга называется так потому, что красный цвет - действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
1966 год - издана Международная Красная книга с разноцветными страницами для определения степени опасности исчезновения того или иного вида.
Для удобства пользования, страницы у книги цветные:
на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения;
на желтых - уязвимые виды;
на белых - сведения о редких видах;
на серых - сведения о мало изученных и редких видах;
на зеленых - сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности;
на черных - исчезнувшие виды.
1978 год - издана Красная книга СССР.
Красная книга это:
Тревожный сигнал
Напоминание
Призыв к спасению
А дальше должны действовать все мы!
Приложение 2
Заяц
Зайцы населяют весьма разнообразные ландшафты от тундр до экватора, но повсеместно в той или иной степени связаны с древесно-кустарниковой растительностью, которая служит важным кормовым средством, а также маскирует животных.
В нашей стране существует несколько видов зайцев, наиболее известные: заяц-беляк, и заяц-русак. У Зайца - русака черными могут быть только кончики ушей. Летом окраска бывает - серая
,цвет животного становится другим в зависимости от места обитания. Окраска меняется от рыжевато-серой до бурой. Бока обычно отличаются более светлым оттенком, голова - тёмным. Осень и весна для зайца являются периодами линьки. На начало линьки влияет продолжительность светового дня. Долго ли она будет длиться - зависит от температуры воздуха.
К особенностям зайцев можно отнести их бесстрашие в отношении человека. Часто их встречают неподалеку от поселков и деревень. Заяц расселяется по территории неравномерно. Где достаточно много пищи, где легко передвигаться, там и наблюдается скопление животных. Во время наступления зимы заяц кочует в поисках комфортных для себя условий. Зайцев можно встретить в основном на открытых территориях (полях, опушках, лугах).
Питается заяц только растительной едой. Пищей ему служит одуванчик, клевер, осока, злаковые и грибы. В зимний период заяц переходит на грубые корма (кору деревьев, ветки кустарников, овощные и бахчевые культуры).
В крепкие зимние морозы беляк роет норы, утаптывая снег, а не выбрасывая его. Нора обычно составляет в длину 0,5 - 1,5 м.
Продолжительность жизни беляка около 6- 12 лет. В настоящее время было замечено, что большое количество особей не доживают и до пяти лет. Численность зайцев меняется по годам.
Зайцы имеют существенное практическое значение. По существу все они служат объектами спортивной охоты, а некоторые и пушного промысла. Зайцы могут повреждать фруктовые деревья, а некоторые из этих зверей могут хранить опасные для человека инфекции (например, туляремии), носить на себе клещей - передатчиков болезней. В целом же зайцы заслуживают охраны.
Заяц
Как только люди в России ни называют зайца: косой, трусишка, зайка серенький. Это животное пользуется большой популярностью в народе.
Пословицы и поговорки, в которых встречается животное
Заяц сед: уж навидался он бед.
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят.
Без собаки зайца не поймать.
Заяц не трус, он себя бережет.
Зайца на барабан не выманишь.
Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.
Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.
За двумя зайцами гоняться - ни одного не поймать.
По заячьему следу и до медведя доходят.
Заяц трус - и тот охотиться любит.
Зайца на арбе не догонишь.
Зайца ноги носят.
Лучше биться орлом, чем зайцем жить.
Заяц скор, да есть не спор.
И заяц от толпы не удерет.
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
Стихотворение
Заяц-барабанщик
Валентин Берестов
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
- Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки.
Загадка
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - бел,
Он, скажите, вам знаком? (Заяц)
Приложение 3
Серая Куропатка - имеет тело округлой формы, общая длина 28 - 32 см. Клюв и ноги темного цвета, верхняя часть оперенья рябая, бока и хвост рыжие, шпоры на ногах отсутствуют. У самок окрас светлее.
Семейство где - то от 10 - 20 до 40 куропаток.
Куропатки оседлые птицы. Живут в открытой местности. Питаются разными семенами, насекомыми, гнезда устраивают на земле в виде выстланных углублениях. Расположенных в укромных местах. Голос похож на - крик петуха.
Зимой переселяются ближе к населенным пунктам.
Пострадали от заморозков, распашки земли, отравлений химикатами.
Враги: Охотники, степной орел, лиса, сова.
Сказка: Куропатка и Заяц
Однажды куропатка и заяц поспорили, кто из них лучше спрячется. Куропатка вырыла яму среди пеньков и забралась в нее . Заяц ходил, ходил, искал- искал -нет
куропатки ! Устала куропатка прятаться и вылезла из ямки сама. Настала очередь зайца. Забрался он в кусты : ищет-ищет куропатка, а зайца найти не может. Тогда она громко рассмеялась: - Вылезай дядюшка заяц, я тебя вижу!
Заяц не знал что куропатка его вовсе не видела, и вылез. Вот и скажите, кто из них хитрее.
Загадка:
Коль охотник вышел в поле,
Птицу чтоб добыть на воле.
Не нужна ему палатка:
Где - то бродит….
(Куропатка)
Стихотворение
Куропатка на ночлег
В голубой нырнула снег.
И до самого рассвета
В этом сказочном снегу
Куропаткам снилось лето
С голубикой на снегу.
Приложение 4
Степной орел - хищная птица, длиной от 60 - до 72 см, размах крыльев от 1,59 до 1,83 метров. Вес от 1,6 до 2,4 кг. Окрас темно - бурый, часто с рыжеватыми пятнами, клюв серый, когти черные, ноги желтые, радужина светло - желтая. Питается мелкими позвоночными, насекомыми, падалью.
Гнезда устраивают на деревьях, чаще на акациях и линии электропередач.
Насиживание длится 39 - 45 дней. Гнездование длится до 85 дней.
Загадки:
Без особого усилья, широко расправив крылья, славу в небе приобрел, Над землей парит. (Орел)
В небе, синем и высоком, Вьется птица, но не сокол Разбежались мышки: «Ах! Что за крылья, вот размах! Взгляд у птицы очень зоркий, лучше спрячемся мы в норки!» (Орел)
Сказка: Орел и петух.
Орел и петух были друзьями. Как - то зашли они в трактир, вкусно поужинали,
а когда собрались уходить, выяснилось что денег, чтобы расплатиться, у них нет.
Орел предложил петуху остаться, за деньгами.
- Ладно, только ты возвращайся побыстрее. Иначе я рассержусь. Если услышишь, что я трижды прокукарекал, значит, я сердиться начал.
Долго ждал петух орла, вот уже и рассвет начал заниматься, а того все нет и нет.
Петух трижды прокукарекал, но орел так и не появился. С того дня петух остался у людей и каждое утро трижды кукарекает - зовет орла.
Мы обязаны сохранить это богатство!
Если б только на планете, Если б только все земляне. Все живое берегли, То возможно, то наверно, Книги Красной точно-точно. Никогда б не завели! И пускай, у этой речки, И пускай, в зеленой роще, И пускай, в лесах, полях Слышен гомон птичьих стай. И запомни! Помни! Помни! Что беречь природу надо, Всем на этом белом свете Ты, как можешь, помогай!