Рабочая программа курса Развитие речи

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено на «Согласовано» «Утверждено»

заседании МО»

Протокол № __от 2015г Зам. директора поВР Директор школы:

Председатель МО

____ ____ ______

Рабочая программа

курса «Развитие речи»

(внеурочная деятельность)

во 2 классе



34 часа, 1 час в неделю



Учитель начальных классов:

Ребрина Л.Н



2015-2016 год




Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Речь» во 2 классе составлена по авторской программе «Школа развития речи» автора Соколовой Т.Н.

Программа рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа рассчитана на 34 часа в году, 1 час в неделю. Возраст обучающихся 7-9 лет.

Режим занятий: один раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия - 35-40 минут .

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности обучающихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и др.)

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи

Основные направления в развитии речи:

работа над словом; работа над словосочетанием и предложением;

работа над связной речью. обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;

уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Задачи учителя в развитии речи учащихся:

Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи. Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.

Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Актуальность проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением интеллектуального развития обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуждать, вступать в диалог с учителем и учениками, пересказывать тексты с научным содержанием, овладевать специальной терминологией и т.д. Коррекция устной речи обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка.

Цели занятий:

- способствовать более прочному и сознательному усвоению материала на уроках;- содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у детей навыки лингвистического анализа;- повышать уровень языкового развития школьников;

- воспитывать познавательный интерес к родному языку;- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Прогнозируемые результаты:

- умение выразительно читать небольшой текст;- умение определять лексическое значение слова;

- умение выделить синонимы, антонимы, омонимы;- умение определить лексическое значение многозначного слова;

- умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;

- умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.

Способы проверки результативности программы:

В процессе реализации программы используются различные виды проверки:

а) входной - в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень развития речи ребенка.

б) текущий - на каждом занятии

в) промежуточный - окончание работы над отдельными разделами программы (слово, предложение и т,д)

в) итоговый - в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.

Форма занятий: фронтальные, одно занятие в неделю в рамках внеклассного факультативного занятия.

Содержание программы

Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Устная и письменная. Выразительная речь.

Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения , расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать методику речи.

Слово.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение по образцу, из данных учителем слов.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать де формированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и т.д.

Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой




Календарно-тематическое планирование

по предмету «Развитие речи» во 2 классе.


Тема занятия

Кол-во час

Цель занятия

Основные понятия

1

Слово. Значение слова.

1

Продолжить работу над понятием «слово». Развивать внимание, память.

Лексика.

Звуки и буквы.

Метаграммы.

2

Многозначные слова.

1

Развивать умение определять значение многозначных слов.

Многозначные слова

3

Омонимы

1

Обогащать словарный запас, корректировать знания об омонимах. Развивать память.

Омонимы

4

Омофоны. Омоформы

1

Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы, омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память.

Омонимы, омофоны, омоформы.

5

Синонимы.

1

Продолжать формировать понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать логическое мышление.

Синонимы.

Анаграмма.

Шарада.

6

Антонимы.

1

Продолжать формировать понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать логическое мышление.

Антонимы

Ударение


7-9

Фразеологизмы.

3

Познакомить с понятием

« фразеологизмы». Развивать память, внимание.


Фразеологизмы

Кроссворд

10

Пословицы

1

Продолжить знакомить обучающихся с пословицами. Развивать внимание, логическое мышление.

Пословицы

Фольклор

11

Загадки.

1

Продолжать знакомство с загадками и их художественными особенностями

Загадка

12

Изобразительные средства языка.

Сравнение.

1

Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. Развивать внимание, воображение.

Пословицы

Загадки

13

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

1

Познакомить с новым изобразительным средством языка - олицетворением.

Сложные слова

Калейдоскоп

14

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Формировать умение определять тему текста и озаглавливать его. Развивать память, внимание.


15

Текст. Опорные слова.

1

Развивать умение составлять рассказ по опорным словам

Опорные слова

16

Опорные слова.

1

Развитие памяти. Развитие логического мышления.


Опорные слова

17

Проверочная работа

1

Тестирование на тему «Многозначные слова. Фразеологизмы».

Омонимы. Фразеологизмы

18

Учимся озаглавливать текст и составлять план к нему.

1

Продолжать работу над выработкой умения составлять план.

Развивать внимание, логическое мышление.

Заглавие.

План.

19

20

Виды плана.

2

Познакомить с разными видами плана.

Цитатный план, картинный план

21

Связь между предложениями в тексте.

1

Работа над деформированным текстом. Развитие внимания и логического мышления.

Деформированный текст.

22

Связь между частями текста.

1

Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление.


Учиться делить текст на части.

23

Работа с деформированным текстом.

1

Развивать умение восстанавливать деформированный текст.

Деформированный текст.

24

Редактирование текста.

1

Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения.

Образное выражение.

25

26

Типы текста. Описание.

2

Познакомить с текстом - описанием. Развивать воображение и внимание.

Текст-описание.

27

Текст - сравнительное описание.

1

Познакомить с текстом - сравнительным описанием нескольких предметов. Развивать воображение.


Текст - сравнительное описание.

28

Типы текстов. Повествование.

1

Познакомить с текстом повествованием. Развивать воображение.

Текст-повествование.

29

30

Типы текста. Рассуждение.

2

Познакомить с текстом - рассуждением. Развивать логическое мышление.

Палиндромы.

31

Сочинение на тему «Мой выходной день».

1

Обучение письменному сочинению.

Сочинение.

32

Редактирование текста.

1

Исправление ошибок, допущенных в сочинении.

Редактирование

33

34

Повторение пройденного.

2

Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Все понятия, с которыми познакомились в учебном году.




© 2010-2022